Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 21:42, курсовая работа
Одна из основных задач процесса реформирования - создание системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, соответствующей требованиям пользователей финансовой информации в рыночной экономике и представляющей собой результат взаимодействия институтов рыночной экономики по разработке и установлению правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Введение. . . . . . . . . . . 3
Глава 1
Положительные и отрицательные моменты Закона о бухгалтерском
учете. . . . . . . . . . . 5
1.1 Построение системы нормативных актов и их содержание. . 5
1.2 Статья 3 Закона “О бухгалтерском учете”. . . . . 8
1.3 Требования предъявляемые к закону о бухгалтерском учете. . 10
Глава 2
Влияние Закона “О бухгалтерском учете на руководство
бухгалтерским учетом в масштабах страны. . . . . 12
2.1 Руководство бухгалтерским учетом в СССР. . . . 12
2.2 Руководство бухгалтерским учетом в современной России. . 12
Глава 3
Общие принципы организации бухгалтерского учета. . . . 14
3.1 Основные документы, регламентирующие бухгалтерский учет. 14
3.2 Оценка активов и обязательств. . . . . . . 15
Глава 4
Обзор новых нормативных документов. . . . . . 18
Заключение. . . . . . . . . . 23
Список использованной литературы. . . . . . 24
Приложение 1. . . . . . . . . . 25
Аналогичное замечание
можно сделать и в отношении
правил, касающихся бухгалтерской отчетности.
Это было бы нерационально
и только, если бы текст разных документов
точно повторял друг друга. Хуже для
практического применения нормативных
актов, когда тексты, касающиеся одного
и того же вопроса, противоречат друг другу.
В п.2.1 ПБУ 6/97 установлено,
что не относятся к основным средствам
и учитываются организацией в
составе средств в обороте:
предмет, используемый
в течение периода менее 12 месяцев,
независимо от их стоимости;
предмет стоимостью
на дату приобретения не более стократного,
установленного законом, размера минимальной
месячной оплаты труда за единицу
независимо от срока их полезного
использования;
иные предметы,
устанавливаемые организацией исходя
из правил положения по бухгалтерскому
учету.
Очевидно (хотя
это явно и не указано), что в
состав предметов в обороте должны
включаться предметы, используемые в
течение периода, превышающего 12 месяцев,
но меньшего, чем обычный операционный
цикл.
В частности, в
ПБУ 6/97 под стоимостью приобретенных
основных средств понимается сумма
всех фактических затрат организации
на приобретение, сооружение и изготовление
(за исключением НДС и других возмещаемых
налогов). В п.50 Положения по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в РФ специально уточнено,
что стоимость предметов определяется
исхода из стоимости, предусмотренной
в договоре. Например, расходы по доставке
сверх цены, определенной договором, не
должна учитываться при решении вопроса
об отнесении приобретенного предмета
к основным средствам. Поэтому вполне
возможна ситуация, когда договором с
поставщиком определена стоимость предмета,
не превышающая стократный размер минимальной
месячной оплаты труда, и в тоже время
сумма всех фактических затрат, связанных
с приобретением данного предмета, будет
превышать стократный минимальный размер
месячной оплаты труда. Тогда, несмотря
на существующие фактические затраты,
согласно Положению по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в РФ
данный предмет должен быть включен в
состав средств в обороте.
В рассматриваемом
случае налицо несоответствие используемой
в различных нормативных
С другой стороны,
возможны ситуации, когда в соответствии
с ПБУ 6/97 предметы должны учитываться
в составе средств в обороте,
а в соответствии с Положением
о ведении бухгалтерского учета
и бухгалтерской отчетности в РФ - в составе
основных средств. В этом случае можно
констатировать, что нормативные документы
противоречат друг другу.
Например, в п.50“б”
Положения по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской
1.2 Статья 3 Закона
“О бухгалтерском учете”.
В проект нового
закона о бухгалтерском учете введена
статья по законодательному обеспечению
системы нормативного регулирования бухгалтерского
учета с соответствующим названием. В
проекте предусматривается четырехуровневая
система нормативного регулирования,
фактически формирующаяся в настоящее
время в стране.
Вопросы методологии
и организации бухгалтерского учета
в Российской Федерации, как известно,
регламентируются Министерством Финансов
Российской Федерации.2
В настоящее
время в России формируется четырех
уровневая система нормативного
регулирования бухгалтерского учета.
Уровень - Закон
о бухгалтерском учете и
Уровень - система
национальных бухгалтерских стандартов
- положений по бухгалтерскому учету. В
настоящее время утверждены и действуют
положения:
“Учетная политика
предприятия”; “Учет договоров (контрактов)
на капитальное строительство”; “Учет
имущества и обязательств организации,
стоимость которых выражена в иностранной
валюте”.
Уровень - различного
рода методические указания, например,
учитывающие отраслевую специфику.
Уровень - внутренние
рабочие документы предприятия.
Разработка нормативных
актов четвертого уровня входит в
компетенцию руководства организации.
Основное условие - содержание рабочих
документов не должно противоречить нормативным
актам более высокого уровня.
Кроме того в
п.3 раздела 1 “Общие положения” Положения
о бухгалтерском учете и
“Организация,
осуществляя постановку бухгалтерского
учета:
Самостоятельно
устанавливает организационную
форму бухгалтерской работы, исходя
из вида организации и конкретных
условий хозяйствования;
Определяет в
установленном порядке форму
и методы бухгалтерского учета, а так
же технологию обработки учетной информации;
Разрабатывает
систему
Формирует в
установленном порядке свою учетную
политику по другим вопросам”.7
В ст.3 данного
проекта приводятся названия документов
и порядок их разработки и утверждения.
Но существенным недостатком содержанием
данной статьи является отсутствие ясности
в отношении подходов к содержанию нормативных
актов отдельных уровней, во-первых, и
обязательности их применения, во-вторых.
Не имея четкого ответа на эти вопросы,
можно формально предложить и пять, и десять
уровней нормативного регулирования.
Подход, заложенный в проекте нового закона,
не исключит противоречия и дублирование,
которые характерны для существующей
системы нормативного регулирования.
Для того, чтобы обеспечить построение
более реальной, а не формальной пирамиды
нормативных актов, в законе необходимо
предусмотреть не только количество уровней
регулирования и порядок утверждения
нормативных актов, но и принципы формирования
их содержания, и характер обязательности
выполнения.
Некоторые положения
статьи “Система нормативного регулирования
бухгалтерского учета” проекта закона
(помимо того текста, который уже
вошел в проект) могли бы выглядеть
следующим образом:
Законодательство
первого уровня содержит нормы-принципы,
исходя из которых строится содержание
нормативных актов других уровней,
а также императивные, строго определенные
правила поведения при
Проекты документов
второго уровня подготавливаются с
участием независимых экспертов
по бухгалтерскому учету, отбираются на
конкурсной основе независимой профессиональной
организацией, аккредитованной при
федеральном органе.
Документы второго
уровня предназначены для формирования
основной терминологии системы нормативного
регулирования бухгалтерского учета и
раскрытия правил и принципов формирования
полной и достоверной информации применительно
к конкретным объектам бухгалтерского
учета и представления информации в бухгалтерской
отчетности.
Данные регламентирующие
документы включают:
Положения по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации;
Положение по бухгалтерскому
учету (ПБУ).
Документы третьего
уровня подготавливаются и утверждаются
федеральными органами, общественными
объединениями профессиональных бухгалтеров,
министерствами и ведомствами на основе
и в развитие документов первого и второго
уровней. Документы данного уровня носят
рекомендательный, разъясняющий и уточняющий
характер по отношению к документам более
высоких уровней и не должны вступать
с ними в противоречие. В случае возникновения
последних, действуют обязательные для
применения нормы документов первого
и второго уровней.
Данный уровень
регламентирующих документов включает:
План счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организаций и методические
рекомендации по его применению;
Методические
рекомендации, подготавливаемые в развитии
соответствующих положений по бухгалтерскому
учету;
Методические
рекомендации, а также иные аналогичные
по характеру документы, содержание
которых не несет концептуального
характера, а потому они не могут
быть отнесены к документам более
высоких уровней регулирования.
Документы четвертого
уровня утверждаются руководителем, а
формируются бухгалтерскими, финансовыми
и экономическими службами организации.
Документы данного
уровня содержат:
Выбранные организацией
способы бухгалтерского учета, вариантность
которых предусмотрена
Способы бухгалтерского
учета, описание которых отсутствует
в документах вышестоящих уровней;
Способы бухгалтерского
учета, принципы которых определены
вышестоящими нормативными документами,
а организация утверждает особенности
их применения исходя из специфики условий
хозяйствования: отраслевой принадлежности,
структуры, размеров и т.п.
Четвертый уровень
регламентирующих документов включает:
Учетную политику
предприятия;
Положения и
инструкции, носящие обязательный характер
для системы внутреннего
Название документов,
их содержание и статус, принципы построения
взаимодействия между собой, а также
порядок подготовки, утверждения и актуализации
руководство организации определяет самостоятельно.
1.3 Требования
предъявляемые к Закону о
Закон о бухгалтерском
учете - документ первого уровня должен
быть по возможности краток и лаконичен.
Он должен содержать либо обязательные
для исполнения нормы, либо нормы-принципы,
в соответствии с которыми строится законодательство
низших уровней. Из текста закона должны
быть исключены по возможности понятия
и определения. Мы поддерживаем полностью
приведенную в тексте проекта закона о
бухгалтерском учете формулировку, основной
цели законодательства Российской Федерации
о бухгалтерском учете - обеспечение единообразного
формирования полной и достоверной информации
о финансовом положении, финансовых результатах
деятельности и их изменениях. В законе
должны быть перечислены основные принципы
формирования достоверной информации.
Соответствующую статью в главе “Основные
требования к ведению бухгалтерского
учета” желательно так и назвать “Основные
принципы формирования полной и достоверной
информации”. Эти принципы должны быть
собраны вместе, а не распылены в разных
пунктах и статьях закона, так как именно
они являются тем обоснованием, которым
должен руководствоваться профессиональный
бухгалтер при формировании способа бухгалтерского
учета в случаях, когда действующие нормативные
акты всех уровней не дают ответа на тот
или иной вопрос или их последовательное
применение не обеспечивает формирование
полной и достоверной информации об объектах
бухгалтерского учета.
На основе обозначенных
выше принципов в проекте закона
не стоит так подробно рассматривать
вопросы бухгалтерской
Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета