Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 20:26, реферат

Описание работы

Ведение бухгалтерского учета в России осуществляется в соответствии с различными нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер. От знания законов, содержания нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет, зависит достоверность бухгалтерской отчетности и как, следствие, успех фирмы. В связи с этим вызывает интерес рассмотрение современного состояния и перспектив развития нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ.

Работа содержит 1 файл

1. нормативное регулирование.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

      -«Учетная  политика организации». ПБУ 1/98. Утверждено  приказом Минфина РФ от 09.12.1998 г. № 60н. В нем изложены основные принципы бухгалтерского учета (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.).

      -«Бухгалтерская  отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н. В Положении изложены требования к бухгалтерской отчетности: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия».

      Некоторые положения по бухгалтерскому учету  за истекший период переиздавались дважды (ПБУ 5 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6 «Учет основных средств», ПБУ 8 «Условные факты хозяйственной деятельности»). Переработано ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (прежняя редакция была утверждена в 1995 г.). В настоящее время готовятся изменения в ПБУ 3/2000, с которыми можно познакомиться на интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru в разделе «Бухгалтерский учет – законодательство по бухгалтерскому учету». Минфин России отказывается от такого понятия, как «суммовые разницы». В связи с этим в пункте 3 четвертого абзаца ПБУ 3/2000 дается новое определение курсовой разницы – это разница между рублевой оценкой актива или обязательства, стоимость которого выражена в иностранной валюте или в условных денежных единицах, исчисленной по соответствующему курсу на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату, и рублевой оценкой этого же актива или обязательства, исчисленной по соответствующему курсу на дату принятия его к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или предыдущую отчетную дату.

    Также требует переработки Положение  по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), утвержденное Приказом Минфина  России от 20.12.1994 № 167. Нормы, установленные действующей редакцией этого Положения, не соответствуют ни современному состоянию законодательной базы (части первая и вторая НК РФ были приняты после утверждения ПБУ 2/94), ни современному состоянию нормативной базы бухгалтерского учета. Планируется внести изменения в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» в части уточнения критериев для признания в бухгалтерском учете основных средств для некоммерческих организаций, порядка начисления амортизации, стоимостной оценки малоценных основных средств.

      Помимо  вышеперечисленных стандартов, были также разработаны и утверждены:

      -Положение  по бухгалтерскому учету «Информация  об аффилированных лицах» ПБУ  11/2000, утвержденное Приказом Минфина  России от 13.01.2000 № 5н. В данном  ПБУ регулируются некоторые вопросы,  которые могут быть отнесены к взаимоотношениям со связанными сторонами.

      -Положение  по бухгалтерскому учету «Учет  займов и кредитов и затрат  по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденное Приказом Минфина  России от 02.08.2001 № 60н;

    -Положение  по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, утвержденное Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н;

    -Положение  по бухгалтерскому учету «Информация  об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03, утвержденное Приказом Минфина России от 24.11.2003 № 105н.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  практически все стандарты, включенные в План 1998 г., хотя и с запозданием, но были разработаны и утверждены. Исключение составило Положение  по бухгалтерскому учету «Аренда основных средств». Должны быть пересмотрены ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» и ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах» и разработаны новые ПБУ – «Отчет о движении денежных средств» и «Промежуточная бухгалтерская отчетность».

    Важно знать, что согласно Концепции № 180 Минфин больше не будет разрабатывать  проекты ПБУ. Этим займутся профессиональные объединения бухгалтеров и аудиторов. Предполагается, что до 2007 г. произойдет утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО.

    Третий  уровень системы составляют методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и т.п. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней (Министерство финансов, некоторые другие министерства и ведомства, объединения организаций, крупные компании, а также профессиональные объединения бухгалтеров, в частности Институт профессиональных бухгалтеров России). Примеры таких документов: Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств от 13.10.2003 г. № 91н;  Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию от 21.03.2000 г. № 29н;  Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 14.06.1995 г. № 49; Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов от 28.12.2001 г. № 119н и др.

    К важнейшим документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной  деятельности организаций и Инструкция по его применению. План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему  регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

    Инструкция  по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. С 1 января 2001 г. в России действуют новые План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.

    Четвертый уровень системы составляют так  называемые рабочие документы организаций, в которых на основе общеустановленных  правил и принципов они формируют  свою учетную политику, свои подходы  к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.

    Основными рабочими документами конкретной организации  являются:

    - документ по учетной политике  предприятия;

    - утвержденные руководителем формы  первичных учетных документов;

    - графики документооборота;

    - утвержденный руководителем план  счетов бухгалтерского учета;

    - утвержденные руководителем формы  внутренней отчетности.

    Основы  формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной  политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

    В заключение хотелось бы отметить, что  для формирования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, наиболее полно отвечающей задачам  реформирования бухгалтерского учета  в нашей стране, необходимы значительные усилия для наполнения всех ее уровней. Речь идет в первую очередь о принятии нового закона «Об официальном бухгалтерском учете», переработке национальных стандартов, максимально приближенных к МСФО и разработке отраслевых методических рекомендаций, например, по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и указаний об особенностях состава затрат в определенной отрасли, подотрасли или виде деятельности, по бухгалтерскому учету в некоммерческих организациях и др. 

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации