Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:53, доклад
В целях единообразия в ведении и соблюдении принципов бухгалтерского учета, соответствия организации бухгалтерского учета в Российской Федерации международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности и требованиям рыночной экономики осуществляется система государственного регулирования бухгалтерского учета. В настоящее время в России сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Нормативное
регулирование бухгалтерского учета в
РФ
В целях единообразия в ведении и соблюдении принципов бухгалтерского учета, соответствия организации бухгалтерского учета в Российской Федерации международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности и требованиям рыночной экономики осуществляется система государственного регулирования бухгалтерского учета. В настоящее время в России сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Первый
уровень – законы Российской Федерации
и указы президента РФ, устанавливающие
единые правовые и методологические основы
организации и ведения бухгалтерского
учета в РФ. К документам данного уровня
относятся:
- Конституция РФ – обеспечивает ведение
бухгалтерского учета с применением единых
правил всеми хозяйствующими субъектами;
- Гражданский кодекс РФ – организует важнейшие положения учетной работы. Так например Гражданским кодексом РФ регламентируются такие положения: наличия самостоятельного баланса, обязательность утверждения годового отчета, определены случаи обязательного проведения аудита, установлен порядок регистрации, ликвидации, реорганизации юридических лиц, прописаны основные виды сделок и обязательств.
- Налоговый кодекс РФ – определяет основы бухгалтерского учета для всех юридических лиц и устанавливает порядок представления информации заинтересованным пользователям;
-
Федеральный закон «О бухгалтерском учете»
от 21 ноября 1996 №129ФЗ – устанавливает
основные и методологические основы ведения
бухгалтерского учета в РФ. Данный документ
определяет порядок регулирования бухгалтерского
учета, сформулированы основные правила
его ведения, правила составления и представления
бухгалтерской отчетности и основные
требования к ней.
-Указы президента РФ;
- Постановления Правительства РФ;
-
Прочие федеральные законы, такие как:
Федеральный закон «О государственной
поддержки малого предпринимательства
РФ» от 14.06.1995г. №88-ФЗ, Федеральный закон
«Об упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности и для субъектов малого
предпринимательства» от 29.12.1995г. №222-ФЗ,
Федеральный закон «Об акционерных обществах»
от 26.12.1995г. №208-ФЗ.
Второй уровень – система национальных
бухгалтерских стандартов – положений
по бухгалтерскому учету, устанавливающих
принципы, базовые правила ведения бухгалтерского
учета отдельных объектов и на отдельных
его участках. На этом уровне регулирующим
органом выступает Министерство финансов
РФ.
К документам второго уровня относят:
1.
«Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в РФ»,
утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998г.
– определяет порядок организации и ведения
бухгалтерского учета, составления и представления
отчетности хозяйствующими субъектами.
Данное положение определяет:
- порядок взаимоотношения организаций
с внешними пользователями;
- обязанности Минфина по своевременной
разработке положений по бухгалтерскому
учету;
-
ответственность руководителя за ведение
бухгалтерского учета в организации;
- возможность выбора организационной
формы осуществления учета;
- требования к учетной политике;
- требования к ведению бухгалтерского учета;
- порядок проведения инвентаризации имущества организации и источников его образования (обязательств);
-порядок хранения первичной информации.
2. Установленные нормы (стандарты) – определенный комплекс документально оформленных правил ведения бухгалтерского учета, которые определяют способы, методы отражения тех или иных явлений.
Любой
стандарт должен содержать цель и область
применения стандарта, основные термины
и понятия, принципы, нормы учета и варианты
их применения.
Для ведения учета применяются три вида
стандартов:
-
международные стандарты – разрабатываются
Комитетом международных стандартов учета
на основе действующих национальных стандартов
и практики их использования в различных
странах. Данные стандарты носят рекомендательный
характер.
- региональные стандарты – разрабатываются
для групп стран региона, например для
стран Европейского союза;
-
национальные стандарты – разрабатываются
для использования внутри государства,
учитываемые особенности экономического
развития, налоговой политики. Национальные
стандарты обязательны для применения
на территории страны. К национальным
стандартам РФ относят положения по бухгалтерскому
учету (ПБУ). Они носят обязательный характер
и предусматривают многовариантность
ведения бухгалтерского учета по отдельным
объектам. В настоящее время действуют
20 положений по бухгалтерскому учету.
Третий уровень – методические указания
по ведению бухгалтерского учета. Разрабатывать
их могут все, кто заинтересован в интерпретации
и детализации положений нормативных
актов первого и второго уровня. К важнейшим
документам этого уровня относят:
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организаций и Инструкция
по его применению, утвержденные Приказом
Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н;
-
Методические указания по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств,
утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995г.
№49;
-Методические указания по бухгалтерскому
учету основных средств, утвержденные
Приказом Минфина РФ от 13.10.2003г. №91н;
- Методические указания по бухгалтерскому
учету материально-производственных запасов,
утвержденные Приказом Минфина РФ от 28.12.2001г.
№119н и др.
Четвертый уровень – внутренние рабочие
документы предприятия, в которых на основе
общеустановленных правил и принципов
формируется учетная политика организации,
свои подходы к раскрытию бухгалтерской
информации в отчетах, представляемым
заинтересованным пользователям. При
этом состав и содержание рабочих документов
предприятия зависит от особенностей
организации. К документам данного уровня
относят:
- учетную политику предприятия;
- рабочий план счетов;
- отдельные формы первичных документов;
- график документооборота;
-формы внутренней отчетности;
- учетные регистры.
Правовое регулирование бухгалтерского учета в РФ
На современном этапе система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из актов нескольких уровней юридической силы.
Первый
уровень - законодательство Российской
Федерации о бухгалтерском
Второй уровень системы представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. В настоящее время действуют следующие Положения:
Необходимость
Положений заключается в
Третий уровень системы - методические указания, рекомендации, инструкции. В качестве примера можно назвать Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 28 июня 1995 г. № 49. Один из важнейших документов этого уровня - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. План счетов представляет собой систематизированный перечень синтетических счетов. На синтетических счетах ведется синтетический учет - учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам. К счетам могут, в установленных Планом счетов случаях, открываться субсчета, то есть частные слагаемые счетов, позволяющие вести аналитический учет.
Аналитическим называется учет, который ведется на аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. На основании Плана счетов, являющегося нормативным актом, организации разрабатывают рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета, и отражающий специфику деятельности. Рабочий план счетов является элементом учетной политики организации.
Четвертый уровень в системе составляют локальные нормативные акты, принимаемые организацией и формирующие ее учетную политику.
Необходимо также руководствоваться актами по бухгалтерскому учету, принятыми еще органами исполнительной власти СССР. Эти акты действуют, если не были отменены официально и не противоречат стандартам бухгалтерского учета.
Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ