Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:54, курсовая работа
Основными задачами в этой курсовой работе являются:
1. Дать определение понятию нематериальных активов;
2.Рассмотреть классификацию и структуру нематериальных активов, а также их оценку;
3.Изучить особенности организации аналитического и синтетического учета объектов нематериальных активов;
4.Проанализировать вопросы приобретения, износа, выбытия и инвентаризации нематериальных активов.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1.Понятие, оценка и классификация нематериальных активов…………….………....5
1.1Понятие и оценка нематериальных активов…………………………………………5
1.2.Классификация нематериальных активов:………………………………………….9
1.3. Нормативно-правовое регулирование учета нематериальных активов…………10
2. Учет нематериальных активов……………………………………………….……....12
2.1 Учет поступления нематериальных активов……………………………………….12
2.2 Учет амортизации нематериальных активов……………………………………....14
2.3 Учет выбытия нематериальных активов……………………………………….…..18
2.4 Инвентаризация нематериальных активов…………………………………….…...24
3. Документальное оформление движения нематериальных активов…….…….…...26
Заключение………………………………………………………………………….…....29
Список литературы ………………………...……………………………………….…..31
Приложение ..……………………………………………………………………..…...…33
2.4 Инвентаризация нематериальных активов
При инвентаризации нематериальных активов, прежде всего, проверяют документы, подтверждающие права организации на объект нематериальных активов, и правильность и своевременность отражения состояния объектов нематериальных активов в учете.
Таким образом, основными целями инвентаризации нематериальных активов являются:
выявление фактического наличия нематериальных активов;
сопоставление фактического наличия нематериальных активов с данными бухгалтерского учета;
проверка полноты отражения в учете.
Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
При инвентаризации нематериальных активов проверяют:
— наличие документов, подтверждающих права организации на его использование;
— правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.
При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.
При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:
— правильность оформления ценных бумаг;
— реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;
— сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);
— своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.
При хранении ценных бумаг в организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе.
Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии организации.
Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк-депозитарий — специализированное хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специальных организаций.
Результаты инвентаризации нематериальных активов отражаются в описи нематериальных активов (форма № ИНВ-1а), оформленной на типовом бланке. Опись составляется в двух экземплярах: один экземпляр передается в бухгалтерию, а второй — работнику, ответственному за сохранность документации на нематериальные активы. Если же данные описи отличаются от данных бухгалтерского учета, бухгалтер составляет сличительную ведомость на типовом бланке формы № ИНВ-18.
Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах: один экземпляр передается в бухгалтерию, а второй — работнику, ответственному за сохранность документов, удостоверяющих право предприятия на нематериальные активы. Выявленные при инвентаризации излишествующие нематериальные активы приходуются на баланс предприятия следующей проводкой:
— Д 04 К 91-1 — оприходование ранее не учтенных нематериальных активов, выявленных в результате инвентаризации.
Если в результате инвентаризации в организации были выявлены нематериальные активы, на которые отсутствует документация, то их списание оформляется следующими проводками:
— Д 05 К 04 – списание амортизации по нематериальным активам;
— Д 94 К 04 – списание остаточной стоимости нематериальных активов.
3. Документальное оформление движения нематериальных активов
Для документального оформления хозяйственных операций, отражающих процесс движения нематериальных активов, и выполнения задач бухгалтерского учета НМА в организации должна быть разработана рациональная система документооборота в соответствии с утвержденным графиком.
Приказом или распоряжением по организации необходимо определить круг лиц, на которых возлагается ответственность за сохранность документов, удостоверяющих право организации на нематериальные активы, и определить должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов на приобретение, перемещение и списание объектов НМА.
Учет нематериальных активов осуществляется по их видам и отдельным объектам.
Единицей бухгалтерского учета НМА является инвентарный объект.
Инвентарным объектом нематериальных активов считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. Основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо использования для управленческих нужд организации.
Помимо документа, подтверждающего существование самого нематериального актива, в бухгалтерском учете на каждый инвентарный объект НМА должна оформляться соответствующая первичная документация.
Для учета операций по движению нематериальных активов используется лишь одна унифицированная форма первичной учетной документации - карточка учета нематериальных активов (форма № НМА-1).
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций по мере создания или поступления нематериальных активов в организацию и окончания работ по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, нематериальные активы зачисляются на основании акта приемки в состав нематериальных активов.
Один из экземпляров указанного акта, утвержденный руководителем организации, вместе с подтверждающей документацией передается в бухгалтерскую службу организации, которая согласно этим документам открывает карточку учета нематериальных активов.
Карточка учета нематериальных активов применяется для учета всех видов нематериальных активов, поступивших в организацию. В данной карточке указываются все основные показатели и характеристики принимаемого на учет объекта нематериальных активов. Карточка ведется в бухгалтерии на каждый инвентарный объект.
Форма заполняется в одном экземпляре на основании документа на оприходование, приемки-передачи (перемещения) нематериальных активов и другой документации.
Другие утвержденные формы первичной учетной документации по учету движения нематериальных активов (например, акт на списание НМА, аналогичный акту на списание основных средств) пока не предусмотрены. В связи с этим организация может самостоятельно разработать другие формы документов для учета движения НМА и отразить их в учетной политике организации.
Заключение
В результате проведённого исследования по теме: «Учет нематериальных активов» можно сделать ряд выводов:
1. Нематериальные активы представляют собой средства, характеризующие стоимость прав пользования (природными ресурсами или объектами промышленной либо интеллектуальной собственности). К этой категории относятся патенты, товарные знаки и торговые марки, лицензии, а также НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) и другие виды, имеющие стоимостную оценку.
2. Критерием отнесения объекта к нематериальным (неосязаемым) активам является, прежде всего, их полезность, т. е. возможность приносить доход в течение длительного периода времени. Длительность эксплуатации нематериальных активов предполагает постепенный перенос их стоимости на вновь создаваемый продукт.
3. Приобретение нематериальных активов приравнивается к долгосрочным инвестициям.
4. Для учета нематериальных активов, вследствие их разнообразия по составу и назначению, большое значение имеет их классификация, исходя из которой, и составляется отчетность о наличии и движении нематериальных активов
5. Главные задачи бухгалтерского учета нематериальных активов:
обеспечение контроля за их наличием и сохранностью с момента приобретения до момента выбытия;
правильное и своевременное исчисление износа;
получение данных для составления отчетности о наличии и движении нематериальных активов.
6. Все нематериальные активы предприятия учитываются на счете 04 «Нематериальные активы», назначением которого является полное обобщение сведений о наличии и движении нематериальных активов, принадлежащих предприятию на правах собственности. Порядок отнесения объектов к нематериальным активам и их состав регулируются законодательными и другими нормативными актами.
7. Аналитический учет по счету 04 «Нематериальные активы» должен вестись по каждому объекту в карточке учета нематериальных активов (форма № НМА - 1). Такой учет должен обеспечить возможность получения и обработки данных о наличии и движении нематериальных активов, необходимых для управления предприятием и составления бухгалтерской отчетности.
8. Для сбора и обработки сведений об амортизации, накопленной за время использования нематериальных активов предприятия (за исключением тех объектов нематериальных активов, по которым амортизационные отчисления списываются непосредственно в кредит счета 04 «Нематериальные активы») применяется счет 05 «Амортизация нематериальных активов».
9. Аналитический учет по счету 05 «Амортизация нематериальных активов» должен вестись по отдельным объектам нематериальных активов, обеспечить возможность получения и обработки данных о наличии и движении нематериальных активов, необходимых для управления предприятием и составления форм бухгалтерской отчетности.
10. Наличие нематериальных активов на предприятии подтверждается инвентаризационными описями и актами инвентаризации нематериальных активов. Инвентаризация нематериальных активов заключается в проверке достоверности учетных данных и соответствия их фактическому наличию активов. В ходе инвентаризации проверяется наличие документов, подтверждающих существование соответствующих объектов и права организации на них.
Следует отметить, что вопросы методики и организации учета нематериальных активов активно обсуждаются во всем мире. Можно смело сказать, что нематериальные активы – один из самых проблемных в настоящее время вопросов российской методологии бухгалтерского учета.
Список литературы
1. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет. - Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2007. – 832 с.
2. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Ю.А. Бабаев, В.А. Бородин. Под ред. Проф. Ю.А. Бабаева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 304 с.
3. Бакаев А. С, Безруков П.С. и др. Бухгалтерский учет: Учебник, - перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2008г. -719с.
4. Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский финансовый учет.- 2-е изд.– СПб.: Питер, 2007. – 464 с.
5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп.- М.:ИНФРА, 2004. -640с.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07. 1998 № 146-ФЗ. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (www.consultant.ru) / Компания «Консультант Плюс».
7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08. 2000 № 117-ФЗ. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (www.consultant.ru) / Компания «Консультант Плюс».
8. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 №107н, от 24.03.2000 №31н, от 18.09.2006 №116н, от 26.03.2007 N 26н, от 25.10.2010 N 132н, от 24.12.2010 N 186н, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 23.08.2000 N ГКПИ 00-645) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (www.consultant.ru) / Компания «Консультант Плюс»
9. Приказ министерства финансов РФ от 07.05.2003 №38н «О внесении дополнений и изменений в план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (www.consultant.ru) / Компания «Консультант Плюс».
10. Приказ Министерства финансов РФ от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации».
11. Федеральный закон № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете». // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (www.consultant.ru) / Компания «Консультант Плюс»
- 3 -