Нематериальные активы в экономическом обороте предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 15:24, контрольная работа

Описание работы

Нематериальные активы – это активы, которые не имеют физического выражения, но все же представляют существенную ценность для предприятия.

Содержание

1.Нематериальные активы в экономическом обороте предприятия……….…..3
1.1.Понятие, классификация нематериальных активов и их использование
на предприятии……………………………………………………………….....…3
1.2. Оценка нематериальных активов……………………………………….…....8
1.3. Амортизация нематериальных активов………………………………….…10
1.4. Учёт деловой репутации…………………………………………………….12
Литература………………………………………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

немат активы.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

     Содержание

      1.Нематериальные активы в экономическом обороте предприятия……….…..3

    1.1.Понятие, классификация нематериальных активов  и их использование

    на  предприятии……………………………………………………………….....…3

    1.2. Оценка  нематериальных активов……………………………………….…....8

     1.3. Амортизация нематериальных активов………………………………….…10

     1.4. Учёт деловой репутации…………………………………………………….12

     Литература………………………………………………………………………...15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Нематериальные  активы в экономическом  обороте предприятия.

    1.1.Понятие, классификация нематериальных активов  и их использование на предприятии.

     В последнее время для предприятия  все больше значение приобретает  такой вид имущества как нематериальные активы. Это обусловлено бурно  развивающимися процессами поглощения одних предприятий другими, существенными изменениями в технологии производства товаров и услуг, возрастанием роли информационных технологий.

     Использование нематериальных активов в экономическом  обороте дает возможность современному предприятию изменить структуру  своего производственного капитала. За счет увеличения доли нематериальных активов в стоимости новой продукции и услуг увеличивается их наукоемкость, что имеет большое значение для повышения конкурентной способности продукции и услуг.

     Нематериальные  активы – это активы, которые не имеют физического выражения, но все же представляют существенную ценность для предприятия.

     Объекты нематериальных активов должны соответствовать  следующим условиям:

  • отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
  • возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
  • использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд;
  • использование их в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • наличие способности приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
  • отсутствие у организации намерения их перепродать;
  • наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.).

     Поскольку нематериальные активы бестелесны по своей природе, то важным критерием  отнесения того или иного объекта  к данной категории имущества  является также его отчуждаемость . Применительно к нематериальным активам отчуждаемость означает возможность передачи объекта как такового в собственность другому лицу.

     Нематериальными активами не могут быть признаны интеллектуальные и деловые качества гражданина, его  квалификация и способность к  труду, поскольку они не могут  быть отчуждены от гражданина и переданы другим лицам.

     К нематериальным активам относятся  объекты интеллектуальной собственности, деловая репутация организации (гудвилл), организационные расходы (рис. 1).

        

        Рис.1 Состав нематериальных активов.

     Интеллектуальная  собственность. Обобщенное понятие «интеллектуальной собственности » включает «права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности, изобретениям, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, к защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях».

     Интеллектуальная собственность в практике предприятия может быть использована в хозяйственной деятельности предприятия в качестве «нематериальных активов».

     К объектам интеллектуальной собственности  относятся такие права, как исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезная модель, селекционные достижения; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; имущественное право автора иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров.

     Изобретения и полезные модели рассматриваются  как техническое решение задачи.

     Под промышленным образцом понимается соответствующее  установленным требованиям художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.

     Программа для ЭВМ – это объективная  форма предоставления совокупности данных и команд, предназначенных  для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью  получения определенного результата.

     База  данных является объективной формой представления и организации  совокупности данных, систематизированных  таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

     Топология интегральных микросхем представляет собой зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.

     Товарные  знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров –  это обозначения или названия, служащие для отличия товаров или услуг другого производителя, для отличия товаров, обладающих особыми свойствами. Товарный знак и знак обслуживания (товарный знак) представляет собой элемент, способствующий отличию товаров и услуг одних юридических лиц или граждан от однородных товаров и услуг от других юридических лиц или граждан. Товарными знаками могут быть словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании. Товарные знаки указывают, кто несет ответственность за качество предлагаемых населению товаров.

     По  оценкам специалистов, в условиях развитой экономической системы  имущество предприятия на 30-60 % состоит  из нематериальных активов, а товарный знак в их составе может занимать около 80 %.

     В состав нематериальных активов включаются организационные расходы. К организационным  расходам относятся гонорары юристам  за составление учредительных документов, услуги за регистрацию фирмы и  так далее, осуществляемые в момент создания. Расходы по переоформлению учредительных документов, изготовление новых печатей и штампов состав нематериальных активов не включаются.

     Такой вид нематериальных активов, как  деловая репутация (гудвилл). появляется у предприятия только в том  случае, если им была совершена покупка другого предприятия. Деловая репутация может определяться в виде разницы между покупной ценой приобретенного предприятия и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех его активов и обязательств.

     Нематериальные  активы неоднородны по своему составу,· по характеру использования в процессе производства, по степени влияния на финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому необходима классификация, которая может быть произведена по ряду признаков.

     По  признаку использования в производстве нематериальные активы можно разделить на функционирующие (работающие) объекты, применениекоторых приносит предприятию доход в настоящий период; нефункционирующие (неработающие) объекты, которые не используются по каким-либо причинам, но могут применяться в будущем.

     По  степени влияния на финансовые результаты предприятия выделяются объекты  нематериальных активов, способные  приносить доход прямо, за счет внедрения  их в эксплуатацию и объекты, опосредованно  влияющие на финансовые результаты.

     В зависимости степени правовой защищенности одна часть нематериальных активов  относится к защищаемым охранными  документами (авторскими правами), другая – к разряду не защищенных охранными  документами (авторскими правами).

        Практическое использование нематериальных активов в экономическом обороте предприятий есть, по сути, процесс коммерциализации инновационной сферы, который условно можно свести к следующим стадиям.

         Первая стадия - это грамотная классификация  объектов интеллектуальной собственности, на базе которой должна формироваться предварительная оценка их рыночной стоимости. Однако в настоящее время предприятия либо ее не выполняют, либо делают это по-дилетантски. Поэтому необходима профессиональная разработка базовых методологических и методических рекомендаций.

         Вторая стадия - это включение стоимости объектов  нематериальных активов в состав  имущества предприятий по бухгалтерскому  счету 04 «Нематериальные активы».  В соответствии с законодательством  РФ эти средства подлежат амортизации:  ежемесячно относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) по нормам, которые рассчитывает предприятие (фирма) исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования, но не более срока деятельности самого предприятия), затем реализуются и оседают на расчетном счете предприятия. В дальнейшем они используются исключительно на развитие данного производства, на вознаграждение авторам разработок, и потому не должны облагаться налогами.

         Третья стадия - коммерциализации нематериальных  активов заключается:

        · в активном выходе предприятий на рынок научно-технической  продукции; в умении найти своего покупателя, овладевать искусством предпринимателя, т.е. самому искать заказчика (потребителя) для своей идеи или разработки;  в умении рекламировать их;  в умении писать в журналы, пробиваться на телевидение и т.д.

     1.2. Оценка нематериальных  активов

     Оценка (определение стоимости нематериальных активов) зависит от способа их приобретения. Нематериальные активы могут быть внесены  в качестве вклада в уставный капитал, приобретены за плату у других организаций, получены безвозмездно, созданы на самом предприятии. Поэтому оценка может быть произведена по договоренности сторон, исходя из затрат на приобретение, по рыночной стоимости, по стоимости изготовления.

     Первоначальная  стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма всех фактических расходов на приобретение и приведение их в  состояние, в пригодное для использования  в запланированных целях.

     Первоначальная  стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, рассчитывается как сумма всех фактических расходов на их создание, изготовление (израсходованные материальные ресурсы, оплата труда, услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств, и т.п.).

     Первоначальная  стоимость нематериальных активов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, вычисляется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации.

     Первоначальная  стоимость нематериальных активов, полученных организацией безвозмездно), соответствует их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

     В оценке нематериальных активов можно  использовать три основных подхода: доходный; затратный; сравнительный.

     В соответствии с доходным подходом стоимость  объекта нематериальных активов принимается на уровне текущей стоимости тех преимуществ, которые имеет предприятие от его использования. В качестве примера можно привести метод освобождения от роялти, который используется для оценки стоимости патентов и лицензий. Роялти – это периодическое отчисление лицензеру (продавцу) за пользование интеллектуальной собственностью. Обычно роялти составляет 5-20 % дополнительной прибыли, получаемой предприятием, купившим интеллектуальную собственность. Если объект интеллектуальной собственности является основой нового продукта (технологии), роялти может составлять до 50 %.

     В случае, когда изобретение приобретается  на основе роялти, то стоимость лицензии на использование изобретения равна  дисконтированному потоку роялти:

     

     где D i – ставка роялти; R – база расчета роялти (выручка от продукции, выпускаемой по лицензии, или прибыль, получаемая от реализации соответствующей продукции);

     Т – срок действия лицензионного договора;

      t – порядковый номер рассматриваемого  года; – ставка дисконта.

     При использовании затратного подхода нематериальные активы оцениваются как сумма затрат на их создание, приобретение и введение в действие.

Информация о работе Нематериальные активы в экономическом обороте предприятия