Налоговая система государства: налоги и их виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 06:46, курсовая работа

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Содержание

I. Введение………………………………………………………………..… 3
II. Понятие налоговой системы. Основы налоговой системы. Налоговая система России…………………………………………………………… 6
III. Налоги и их классификация…………………………………………….. 10
IV. Пути совершенствования налоговой системы РФ…………………….. 17
V. Заключение………………………………………………………………. 22
VI. Список использованной литературы………………………………….... 24

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

     Вся совокупность законодательно установленных  налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по определённым критериям, признакам, особым свойствам.

      Классификация налогов в российской экономике

      Налоговая система Российской Федерации разделяет  налоги на 3 вида:

      Федеральные;

      Республиканские налоги и сборы республик в  составе РФ, национально - государственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований;

      Местные налоги и сборы, устанавливаемые  местными органами государственной  власти в соответствии с законодательством  РФ и республик в составе РФ;

      К федеральным налогам относятся:

      1) налог на добавленную стоимость;

      2) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

      3) налог на доходы банков;

      4) налог на доходы от страховой  деятельности;

      5) сбор за регистрацию банков  и их филиалов;

      6) налог на операции с ценными  бумагами;

      7) таможенные пошлины;

      8) отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд РФ;

      9) платежи за пользование природными  ресурсами;

  1. подоходный налог с физических лиц;
  2. налог на прибыль с предприятий (подоходный налог);

      12) налоги, служащие источником образования  дорожных фондов;

      13) гербовый сбор;

      14) государственная пошлина;

      15) налог с имущества, переходящего  в порядке наследования и дарения;

  1. сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образовываемых на их основе слов и словосочетаний;
  2. транспортный налог с предприятий.

      Все суммы поступлений от налогов  указанных в подпунктах 1 - 7 и 16 зачисляются  в федеральный бюджет. Налоги, указанные  в подпунктах 10 и 11 являются регулирующими  доходными источниками, а суммы  отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты др. уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов.

      Федеральные налоги (в том числе размеры  их ставок), объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок  зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

      Все республиканские налоги являются общеобязательными.

      К налогам республик в составе  РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие налоги:

      1) налог на имущество предприятий,  сумма платежей по налогу равными  долями зачисляется в республиканский  бюджет республики в составе  РФ, краевые, областные бюджеты  краев и областей, областной бюджет  автономной области, окружные  бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков;

      2) лесной налог;

      3) плата за воду, забираемую промышленными  предприятиями из водохозяйственных  систем;

      4) республиканские платежи за пользование  природными ресурсами.

      Налоги  устанавливаются законодательными органами (актами) РФ и взимаются  на всей ее территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик  в составе РФ или решениями  органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.

      Из  местных налогов (всего 22) общеобязательных только 3: налог на имущество с физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

      К местным относятся следующие  налоги:

      1) налог на имущество физических  лиц. Сумма платежей по налогу  зачисляется в местный бюджет  по месту нахождения (регистрации)  объекта налогообложения;

      2) земельный налог. Порядок зачисления поступлений по этому налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле;

      3) регистрационный сбор с физических  лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью, сумма сбора зачисляется  в бюджет по месту их регистрации;

      4) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

      5) курортный сбор;

      6) сбор за право торговли: сбор  устанавливается районными, городскими, коллективными, сельскими органами  исполнительной власти. Сбор уплачивается  путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляются в соответствующий бюджет;

      7) целевые сборы с граждан и  предприятий, учреждений, организаций,  независимо от их организационно-правовых  форм, на содержание милиции, на  благоустройство территорий и  др. цели. Ставки устанавливаются соответствующими органами государственной власти. При этом годовые ставки сборов с физических и юридических лиц имеют определенные ограничения;

      8) налог на рекламу: уплачивают  юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе;

      9) налог на перепродажу автомобилей,  вычислительной техники и персональных  компьютеров. Налог устанавливают  юридические и физические лица, перепродающие указанные товары  по ставке, не превышающей 10% суммы  сделки;

      10) сбор с владельцев собак. Сбор  вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;

      11) лицензионный сбор за право  торговли винно-водочными изделиями.  Сбор вносят юридические и  физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению;

      12) лицензионный сбор за право  проведения местных аукционов  и лотерей. Сбор вносят их  устроители в размере, не превышающем  10% стоимости заявленных к аукциону  товаров или суммы, на которую  выпущены лотерейные билеты;

      13) сбор за выдачу ордера на  квартиру, сбор вносится физическими  лицами при получении права  на заселение отдельной квартиры, в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера  минимальной месячной оплаты  труда в зависимости от общей площади и качества жилья;

      14) сбор за парковку автотранспорта. Сбор вносят юридические и  физические лица за парковку  автомашин в специально оборудованных  для этого местах в размере,  установленном местными органами  власти;

      15) сбор за право использования местной символики. Сбор вносят производители продукции, на которой используется местная символика (гербы, виды городов и прочее) в размере, не превышающем 0.5% стоимости реализуемой продукции;

      16) сбор за участие в бегах  на ипподромах. Сбор вносят юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого характера, в размерах, устанавливаемых местными органами власти, на территории которых находится ипподром;

      17) сбор за выигрыш на бегах.  Сбор вносят лица, выигравшие  в игре на тотализаторе на ипподроме в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша;

      18) сбор с лиц, участвующих в  игре на тотализаторе на ипподроме.  Сбор вносится в виде процентной  надбавки к плате, установленной  за участие в игре, в размере,  не превышающем 5% этой платы;

      19) сбор со сделок, совершаемых на  биржах, за исключением сделок, предусмотренных  законодательными актами о налогообложении  операций с ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки  в размере, не превышающем 0.1% суммы сделки;

      20) сбор за право проведения кино- и телесъемок. Сбор вносят коммерческие кино - и телеорганизации, производящие съемки, требующие от местных органов управления осуществления организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами власти;

      21) сбор за уборку территорий населенных пунктов. Сбор вносят юридические и физические лица в размере, установленном местными властями;

      22) налог на содержание жилищного  фонда и объектов социально-культурной  сферы.

      Большинство местных налогов устанавливается  законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки налогов определяются законодательными актами республик или решением органов государственной власти краев, областей и т. д. Отдельные из местных налогов могут вводиться региональными и городскими органами власти и зачисляются в местные бюджеты.

      Расходы предприятий и организаций по уплате налогов и сборов, указанных  в пунктах "7" и "8", "20" и "21" относятся на финансовые результаты деятельности предприятий; земельного налога - на себестоимость продукции (работ, услуг). Остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за счет части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль.

      Ответственность за правильность исчисления и уплаты налога несет налогоплательщик. В первую очередь уплачиваются все поимущественные налоги и пошлины (налог на имущество предприятия и др.), их сумма вычитается из налогооблагаемого дохода или налогооблагаемой прибыли. Затем уплачиваются местные подоходные налоги, после чего с оставшейся суммы рассчитываются и уплачиваются все остальные налоги (налог на прибыль и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Пути  совершенствования  налоговой системы  РФ.

      Существующая  налоговая система страны требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.е. с одной стороны она должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий.

      В сложившейся налоговой системе  страны с экономической точки  зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить  или минимизировать:

  1. Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой завышенной по сравнению с развитыми странами ставки налога на прибыль (35%) и налога на добавленную стоимость (18%), вследствие чего приоритетное направление по налоговым изъятиям в России приходится на обложение хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц). В условиях рыночной экономики это анахронизм. Необходимо постепенно переносить основную тяжесть налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет.
  2. Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы), а не прямых, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает.
  3. Косвенные налоги и сборы в целом не способствуют стимулированию экономики и увеличению сбора налогов, скорее наоборот.
  4. Неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, т.к. разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет  1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых.
  5. Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств (т.н. "черный налог"), доля которого, по разным источникам, достигает 40% денежного оборота страны, вследствие чего расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25%.
  6. Неэффективность существующих льгот. Сокращение налоговых льгот не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу. Но льготы, связанные со структурной перестройкой экономики, развитием малого предпринимательства и стимулированием инвестиций необходимо сохранить и даже расширить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер, и, что важно, должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям.
  7. Усложненность налоговой системы РФ, т.к. на данный момент в России насчитывается вместе с местными налогами свыше 100 различных налогов и сборов. Требуется существенное упрощение налоговой системы страны, при существенном снижении общего числа налогов и сборов. Необходимо отменить ряд "нерыночных" налогов, которые взимаются с выручки, а не с прибыли (это транспортный налог, сбор на содержание жилищного фонда и др.), а также ряд налогов с целевым назначением (налог на пользователей автомобильных дорог для развития дорожного хозяйства, целевые налоги на содержание милиции). Требуется объединение налогов, имеющих сходную налогооблагаемую базу (например, платежей за право пользования природными ресурсами, акцизов на минеральное сырье и платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы). Есть предложение вместо действующих сейчас имущественных налогов ввести  единый налог на недвижимость. Следует отказаться от налогов-двойников, т.е. от одноименных налогов, поступающих в разные бюджеты (например, налог  на прибыль. Более оправданным является наличие единых налогов с законодательным разделением долей, зачисляемых в федеральный и территориальные бюджеты. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание  которых превышают сумму собранных налогов.
  8. Постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов (в первую очередь это федеральные регулирующие налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а также на некоторые другие).
  9. Несовершенство законодательства, противоречивость и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствие оперативной связи исполнительной и законодательной властей, что выражается в первую очередь в затягивании окончательного принятия нового Налогового кодекса. По различным оценкам сейчас в России действует от 600 до 800 различных законов и иных нормативных актов, в той или иной степени затрагивающих налогообложение. Требуется их унификация и объединение в едином своде налоговых законов. Для эффективного взимания налогов на недвижимость необходимо создание кадастра земли, кадастра недвижимости, автоматизированной системы управления недвижимостью и т.д.
  10. Большая доля в структуре сбора налогов различных видов зачетов.

Информация о работе Налоговая система государства: налоги и их виды