Международные стандарты учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:29, реферат

Описание работы

Значение международных стандартов

Работа содержит 1 файл

бухучет.docx

— 28.02 Кб (Скачать)

Введение 
 

    Украинские положения (стандарты) бухгалтерского учёта (УП(С)БУ) (укр. Положення (стандарти) бухгалтерського обліку (П(С)БО)) — нормативно-правовой акт, утверждённый Министерством финансов Украины, определяющий принципы и методы ведения бухгалтерского учёта и составления финансовой отчётности на Украине. Украинские стандарты не противоречат международным стандартам и, по сути, являются их частным случаем, приспособленным под национальные особенности ведения бизнеса на Украине. Эти стандарты предназначены для определения порядка учёта операций всех юридических лиц, зарегистрированных на Украине, независимо от их организационно-правовых форм и форм владения, а также представительств иностранных компаний, которые должны вести учёт по национальным стандартам. Национальные стандарты бухгалтерского учета действуют на Украине с 1 января 2000 года.

  

                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Законодательная база

   Основной нормативный документ, регулирующий порядок ведения бухгалтерского учёта на Украине, — закон «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности на Украине» № 996-XIV, который был принят 16 июля 1999 года. Согласно данному законодательному акту, переход на новые национальные стандарты бухучета и отчётности начался с 1 января 2000 года. 

   Разработкой стандартов бухгалтерского учёта на Украине занимается Методологический совет по бухгалтерскому учёту, который является совещательным органом при Министерстве финансов Украины. Методологический совет действует на основании «Положения о Методологическом совете по бухгалтерскому учёту». Роль Методологического совета заключается в:

  • организации разработки и рассмотрения проектов национальных стандартов бухгалтерского учёта, других нормативно-правовых актов по ведению бухгалтерского учёта и составлению финансовой отчётности;
  • совершенствовании методов бухгалтерского учёта в Украине.
 

   Разработанные стандарты утверждаются Министерством финансов, а стандарты, касающиеся учёта в банках, утверждаются Национальным банком Украины. Фактически Методологический совет согласно закону «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности в Украине» выполняет функции исполнительного органа, а Министерство в лице управления методологии бухгалтерского учёта — совещательного. 

   В законе точно не определено, кто должен разрабатывать П(С)БУ. В этом же законе указано, что Министерство финансов утверждает стандарты, а Методологический совет организует разработку и рассмотрение. 

  Эксперты считают, что фактически на Украине отсутствует ответственный орган, который отвечает за реформирования бухгалтерского учёта и его методологическое обеспечение. 

   Основными документами в системе регламентации учёта на Украине также являются план счетов и инструкция о его применении. Методологическим советом по бухгалтерскому учёту при Министерстве финансов были утверждены:

  • План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций;
  • Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учёта активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций;
  • План счетов бухгалтерского учёта бюджетных учреждений;
  • Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учёта бюджетных учреждений;
  • Положение о порядке ведения учёта отдельных активов и операций предприятий государственного, коммунального секторов экономики и прочих организаций, которые владеют и/или используют объекты государственного или коммунального имущества;
  • План счетов бухгалтерского учёта банков Украины;
  • План счетов бухгалтерского учёта активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

История создания стандартов бухгалтерского учёта на Украине 

   С 1920-х годов и вплоть до распада СССР система бухгалтерского учёта на территории Украины развивалась в рамках единой целостной системы учёта всех союзных республик. 

   Историю бухгалтерского учёта на Украине в советское время можно условно разбить на такие периоды:

  • 1917—1932  Переходный период от капитализма к социализму, когда создавались новые формы ведения учёта, которые удовлетворяли бы требованиям социалистической экономики и планового хозяйства. Период закончился созданием специального общесоюзного государственного органа – Центрального управления народнохозяйственного учёта.
  • 1932—1945  Развитие методологии и организации учёта, нацеленных на контроль над исполнением планов, сохранение социалистического имущества и калькуляцию себестоимости продукции.
  • 1945—1965  Усовершенствование единой системы бухгалтерского учёта: обновление нормативных актов, введение нового плана счетов, форм учёта, регламентация содержания первичной документации.
  • 1965—1991           Проведение экономических реформ, направленных на расширение полномочий предприятий, изменение методик планирования, усовершенствование плана счетов, методик калькуляции себестоимости, создание автоматизированных систем учёта. В этот период было подготовлено значительное количество специалистов в сфере бухгалтерского учёта, кандидатов и докторов экономических наук, кторые специализируются на бухгалтерском учёте.
 
 

 

     Система бухгалтерского учёта на Украине, действовавшая с 1991 года по 1996 год, сформировалась в рамках СССР со всеми вытекающими последствиями централизованного управления. Методология ведения бухгалтерского учёта была разработана Министерством финансов СССР и предполагала жёсткую регламентацию бухгалтерского учёта и порядка совершения всех процедур. Вся информация, которую давал бухгалтерский учёт, предназначалась скорее не для её конкретных пользователей, а для министерств и ведомств, которые занимались управлением той или иной сСо Дня независимости Украины в стране в разных аспектах рассматривалась проблема кардинального усовершенствования бухгалтерского учёта. Первый президент Украины Леонид Кравчук в 1992 году издал указ «О переходе Украины к общепринятой международной практике системы учёта и статистики». 

   На основании этого указа Кабинет министров Украины постановлением № 326 от 4 мая 1993 года утвердил «Концепцию создания системы национальной статистики Украины» и «Государственную программу перехода к международным стандартам учёта и статистики», но эта программа так и не была выполнена. 

   В 1995 году Верховная рада Украины рассматривала проект закона «О бухгалтерском учёте», но после недолгого обсуждения законопроект был отправлен на доработку. После 1995 года законопроект постепенно дописывался и улучшался, и только 16 июня 1996 года президент Украины Леонид Кучма подписал закон «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности на Украине». Закон тогда состоял из 5 разделов и 15 статей, в них были сформулированы основные принципы бухгалтерского учёта на Украине. День принятия этого законодательного акта стал на Украине официальным профессиональным праздником — Днём бухгалтера. 
 
 

   31 марта 1999 года приказом министра финансов Украины были введены первые 5 стандартов бухгалтерского учета:

  • П(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»
  • П(С)БУ 2 «Баланс»
  • П(С)БУ 3 «Отчет о финансовых результатах»
  • П(С)БУ 4 «Отчет о движении денежных средств»
  • П(С)БУ 5 «Отчет о собственном капитале».
 

   Позже постепенно принимались новые стандарты и совершенствовались старые. Одной из наиболее характерных тенденций развития бухгалтерского учёта на Украине является активное продвижение идей, заложенных в международных стандартах бухгалтерского учёта и отчётности. Сейчас происходит постепенный процесс гармонизации национальных стандартов с международными, что является одной из первостепенных задач, которые стоят на пути развития бухгалтерского учёта на Украине.

                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Адаптация к  МСФО

   На сегодняшний день приняты все национальные стандарты бухгалтерского учета, предусмотренные графиком, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 01.12.1998 года № 248, но формирование нормативной базы не завершено, перечень национальных стандартов продолжает пополняться и изменяться. 

   В настоящее время на Украине происходит процесс перехода ведения учёта по национальным стандартам на учёт по международным стандартам. Процесс адаптации проходит в соответствии с распоряжением Кабинета министров Украины от 24 октября 2007 года № 911-р «Стратегия применения Международных стандартов финансовой отчетности на Украине». 

   С 2010 года банки, страховые компании, финансовые учреждения и другие компании Украины, ценные бумаги которых находятся в листинге на фондовом рынке, обязаны предоставлять финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность согласно Международным стандартам финансовой отчетности. Также предприятия могут сами по собственному решению составлять отчётность по МСФО. 

   По словам заместителя председателя методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине Украины Валерия Пархоменко, на сегодняшний день пройдены начальные этапы создания национальной системы бухгалтерского учета, и работа по его усовершенствованию продолжается.

          
 
 
 

                  Основные концептуальные различия между МСФО и ПСБУ

   Международные стандарты не предусматривают конкретного формата отчётности (с набором показателей и последовательностью их размещения) и плана счетов. Требования ПСБУ в максимально возможной форме совпадают с требованиями МСФО. 

   В целом само содержание международных стандартов схоже с украинскими стандартами, но существует ряд различий, например в МСФО есть такие стандарты, которых нет в украинских:

IAS 10 — События  после отчётной даты;

IAS 20 — Учёт государственных  субсидий и раскрытие информации  о государственной помощи;

IAS 23 — Затраты  по займам;

IFRS 4 — Договоры  страхования;

IFRS 7 — Финансовые  инструменты раскрытие. 

   В свою очередь в украинских стандартах есть ПСБУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства», которого нет в международных (в МСФО функционирование малых предприятий регламентируется обычными стандартами). 

   Учётная политика предприятия, исходя из МСФО, не должна изменяться, если на это не будет веских причин. Исходя из украинских стандартов учётная политика должна меняться в соответствии с изменениями законодательства. В финансовую отчётность, созданную по МСФО, должны включатся только те учётные единицы, которые могут существенно влиять на принятие управленческих решений, а в украинских стандартах есть положения, которые регламентируют формы и правила заполнения финансовой отчётности. 

   Существует ещё некоторое количество незначительных различий на разных участках учёта. Например, во многих странах, в том числе и на Украине, не предусмотрен метод списания запасов LIFO, в то время как международные стандарты допускают его использование. В ПСБУ чётко прописаны все виды биологических активов и то, на каких счетах они должны учитываться (включая разделение на долгосрочные и краткосрочные активы), чего нет в международных стандартах.

                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Признание доходов  и затрат

   Украинское законодательство регламентирует, что тогда, когда доходы или затраты могут быть достоверно определены, то они будут отображены в отчёте о финансовых результатах в момент прихода или выбытия актива, погашения или увеличения обязательств, которые приводят к увеличению или уменьшению капитала. 

   В соответствии с МСФО доходы должны признаваться в том периоде, когда удовлетворяются все нижеперечисленные условия:

  • продавец перевёл на покупателя значительные риски, связанные с владением товара;
  • продавец больше не участвует в управлении товаром в той степени, которая обычно ассоциируется с правом владения;
  • сумма выручки может быть надёжно измерена, и сама такая выручка является вероятной.
 

   Расходы, в свою очередь, должны признаваться в периоде, в котором они будут понесены и возможны будущие экономические выгоды от таких расходов. Из-за разности подходов к признанию доходов и затрат возникает необходимость в проведении корректирующих проводок для трансформации отчетности, которая ведётся по национальным стандартам, в международные.

                                      
 
 
 
 
 
 

Основные  средства

Информация о работе Международные стандарты учета