Методы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 00:35, контрольная работа

Описание работы

В работе описаны методы бух учета и состав Плана счетов , а также приведена задача по бух учету.

Содержание

1. Методы бухгалтерского учета 3
1.1. Документация и инвентаризация 4

1.2. Оценка и калькуляция 5
1.3. Счета бухгалтерского учета и двойная запись 6
1.4. Бухгалтерский баланс и отчетность 7
2. План счетов бухгалтерского учета 8

2.1. Понятие Плана счетов 8
2.2. Построение и содержание Плана счетов 9
2.3. Счета бухгалтерского учета и их связь с балансом 11
2.4. Классификация счетов бухгалтерского учета 12
Приложения 14
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Контрольная по ТБУ.docx

— 74.24 Кб (Скачать)

1.4. Бухгалтерский  баланс и отчетность 

Для получения  сведений о состоянии имущества организации и источников его формирования на определенный момент времени периодически (как правило, на 1-е число каждого месяца) составляют бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс - способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе организации по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату. При этом равенство (в денежном измерителе) хозяйственных средств (имущества) и их источников должно всегда сохраняться независимо от того, сколько и каких операций осуществила организация за отчетный период. Тем самым соблюдается баланс, т.е. равновесие активов и пассивов организации. Это обеспечивается использованием способа двойной записи при разноске операций по бухгалтерским счетам.

 В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерский баланс входит в состав бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта.

Отчетность представляет собой систему показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации за отчетный период времени. Показатели отчетности используются для анализа финансового состояния организации, подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих решений и др. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Бухгалтерская отчетность организации должна быть составлена на русском языке и в валюте Российской Федерации. В формах отчетности представляются сведения о составе средств, источников средств, о структуре финансовых результатов, использовании дохода (прибыли), движении фондов и др.

На практике перечисленные элементы метода бухгалтерского учета применяются не изолированно друг от друга, а в органической связи и     используются в такой последовательности:

  1. оформляются первичными документами все хозяйственные операции;
  2. проводится оценка данных первичных документов в денежном измерителе;

3) данные первичных  документов группируются на соответствующих счетах бухгалтерского учета;

4) группировка данных проводится способом двойной записи, т.е. одновременно задействуются, как правило, два бухгалтерского счета;

5) реальность записей проверяется при помощи инвентаризации;

6) с помощью калькуляции исчисляется себестоимость   конкретных объектов (различных видов производимой продукции), что необходимо для выявления финансового результата;

7) после выявления финансового результата работы организации в целом за отчетный период (прибыли или убытка) составляется балансовое обобщение – баланс (форма № 1);

8) заполняются другие формы отчетности об основных показателях, характеризующих работу организации за отчетный период. 
 
 

2. План счетов бухгалтерского учета 

2.1. Понятие Плана  счетов и его назначение 

Для правильного  отображения хода выполнения всех плановых показателей работы предприятия необходим единый методический подход к учету этих показателей. Это требование отражается в Плане счетов бухгалтерского учета.

План  счетов бухгалтерского учёта – это перечень регистров учета, который позволяет всем предприятиям вести раздельный учёт имущества, источников средств предприятия и совершаемых операций по единой методологии принятой в России.

Единый План счетов бухгалтерского учёта финансово- хозяйственной деятельности применяется всеми предприятиями, объединениями и организациями народного хозяйства, ведущие бухгалтерский учёт по двойной системе (кроме банков и бюджетных организаций) независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы России.

Действующий в настоящее время План счетов утвержден приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. и постоянно изменяется и дополняется.

  План счетов включает перечень синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка), а также Инструкцию по применению каждого синтетического счета (субсчета).

Для учета  специфических операций организации  могут по согласованию с Минфином вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

Субсчета, предусмотренные  в Плане счетов, используют исходя из требований анализа, контроля и отчетности организации. Организации  могут уточнять содержание приведенных в Плане счетов субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета. К каждому синтетическому счету может быть открыто до 10 субсчетов.

Аналитические счета открываются в зависимости  от потребностей  самой организации  в детализации учета и специфики  ее деятельности.

Например,  Планом счетов для учета расчетов с бюджетом по налогам предусмотрен только один синтетический счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». В развитие данного счета в каждой организации  открываются аналитические счета  по видам уплачиваемых ею налогов.  

На отдельных  предприятиях составляются, так называемые рабочие планы счетов, которые являются сокращенными, и вносятся только те счета, которые используются на данном предприятии, но обеспечивают единообразие отчетных данных.

Например, если организация выпускает один вид  продукции или оказывает один вид услуг и не имеет вспомогательных  и обслуживающих производств, то все расходы можно считать  прямыми (относящимися к одному, только этому виду). В этом случае отпадает необходимость использования счетов 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные  расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и 29 «Обслуживающие производства и  хозяйства». Такая ситуация позволяет  применить «котловой» метод учета, когда все произведенные расходы  сразу списываются на счет 20 «Основное  производство».

 Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая  характеристика каждого счета и базовая схема отражения показателей на нем. После характеристики каждого синтетического счета в Инструкции дается типовая схема корреспонденции этого счета с другими синтетическими счетами, а также даются указания по организации аналитического учета. 

2.2. Построение  Плана счетов и его содержание

 

В основе построения Плана счетов лежит классификация счетов по их экономическому содержанию, что позволило объединить их и образовать восемь разделов. Сначала идут разделы со счетами по учету имущества и хозяйственных процессов, а затем – со счетами по учету источников этого имущества и финансовых результатов.

 Отдельно  выделены забалансовые счета.

Каждому счету  присваивается условное цифровое обозначение  называемое шифром, что дает возможность  применять механизацию учета  или учитывать счета в компьютере.

 В раздел I  Плана счетов « Внеоборотные активы» включены счета для учета средств труда, составляющих материально-техническую базу предприятия, нематериальных активов, а также капиталовложений во внеоборотные активы (счета 01 «Основные средства, 04 «Нематериальные активы, 08 «Вложения во внеоборотные активы).

Сюда же входят счета для учета доходных вложений в материальные ценности и  накопляемой амортизации соответствующего имущества.

В разделе II «Производственные запасы» расположены бухгалтерские счета, предназначенные для учета процесса заготовления, наличия и движения предметов труда и их оценки (счета 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости материалов», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» и др.).

Счета III раздела «Затраты на производство» (счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»)  предназначены для учета затрат живого и овеществленного труда в процессе производства .

Процесс обращения  отражен в других разделах Плана  счетов.

Раздел IV «Готовая продукция и товары» составляют счета для учета части хозяйственных средств, находящихся в сфере обращения (в процессе доведения готовых продуктов от производителя до покупателя), а также для учета затрат, связанных с пребыванием продукции в сфере обращения: 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 42 «Торговая наценка», 44 «Расходы на продажу» и др.

В V раздел  «Денежные средства» включены счета по учету денежных средств для покупки предметов труда, выплаты заработной платы, а также средств, поступивших от покупателей за проданную продукцию (товары, работы, услуги) – 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др.

С процессом  обращения тесно связаны расчетные  операции.

В VI раздел Плана счетов «Расчеты» помещены счета для учета расчетов (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 66(67) «Расчеты по краткосрочным (долгосрочным) кредитам и займам, 68 «Расчеты по налогам и сборам», 70 « Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 77 «Отложенные налоговые обязательства» и др).

VII раздел «Капитал» состоит из счетов, предназначенных для учета собственного капитала предприятия, как совокупности вложений собственников и прибыли, накопленной за все время деятельности предприятия,(80 «Уставной капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал»,84 (85) «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), 86 «Целевое финансирование»). Для обобщения информации о наличии и движении собственных акций, выкупленных акционерным обществом у акционеров для их последующей перепродажи (размещения) или аннулирования в 7 раздел включен счет 81 «Собственные акции (доли)».

VIII раздел «Финансовые результаты» содержит счета (90  «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»), предназначенные для обобщения информации о формировании доходов и расходов, учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и процесса распределения хозяйственных средств.

Здесь же находятся  счета, влияющие на величину будущих  доходов и расходов: 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 96 «Резерв предстоящих расходов», 97 «Расходы  будущих периодов», 98 «Доходы будущих периодов».

Отдельную группу представляют забалансовые счета (001 «Арендованные основные средства», 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку», 004 «Товары, принятые на комиссию»), предназначенные для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих предприятию, но временно находящихся в его пользовании, распоряжении; имущества, принятого на забалансовый учет по договорной стоимости или в условной оценке, а также условных прав и обязательств, определенных хозяйственными договорами (соглашениями), и другие объекты экономической деятельности предприятия.

2.3. Счета  бухгалтерского учета и их  связь с балансом

Счета бухгалтерского учета имеют прямую связь с балансом:

  1. На активных счетах в активе баланса отражают состав хозяйственных средств, а на пассивных счетах в пассиве баланса отражают источники этих средств.
  2. Наименование многих счетов совпадают с названием соответствующих статей баланса.
  3. При открытии счетов, из баланса переносят сальдо начальное на ту сторону счета, на которой они показаны в балансе:
    1. Из актива баланса в дебет счета.
    2. Из пассива баланса в кредит счета.

В конце  месяца, после отражения всех хозяйственных операций, подсчитывают все Кт и ДТ обороты, исчисляют сальдо конечное всех активных счетов и переносят в актив баланса, а сальдо конечное всех пассивных счетов переносят в пассив баланса. Следовательно, схематически связь между счетами и балансом можно выразить так:

Информация о работе Методы бухгалтерского учета