Методы аудитороского риска

Автор: l*****@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 21:25, реферат

Описание работы

Термин «метод» означает совокупность приемов труда в какой-либо области, способ достижения какой-то цели. Существуют различные приемы, характерные для специалистов разных областей знаний, которыми могут пользоваться аудиторы, применяя их в зависимости от поставленной задачи.
Знание специфики деятельности определенной организации в сочетании с приемами, выбранными правильно и в определенной последовательности, позволяют аудиторам более эффективно проводить проверки.

Содержание

Введение
Осмотр…………………………………………………………….……...4
Обследование………………...……………………………………….…4
Инвентаризация…………………………………………………….…...5
Контрольный запуск сырья и материалов в производство……….….6
Лабораторный анализ качества материалов …..………………………7
Экспертная оценка ………………………………………………….......7
Опрос…………………………………………………………………….10
Проверка объемов выполненных работ……………………………….11
1.8 Метод формальной проверки документов……………………………12
Заключение……………………………………………………………....16
Список использованной литературы…………………………………...17

Работа содержит 1 файл

Аудит.docx

— 31.17 Кб (Скачать)

     В отдельных случаях поручение  о проведении аудиторской проверки аудиторской организации вправе дать:

– орган  дознания, следователь (при наличии  санкции прокурора);

– прокурор;

– суд  или арбитражный суд при наличии  в производстве указанных органов  возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела, или дела, подведомственного  арбитражному суду.

     Содержание  такого поручения должно соответствовать  обстоятельствам дела.

     Бухгалтерская экспертиза подобного рода имеет  особенности в организации проведения.

     Во-первых, проверка проводится на основании соответствующего постановления, в котором приводится перечень вопросов, в отношении которых  ожидается получить заключение.

     Во-вторых, государственные органы, выдавшие поручение, обязаны обеспечить надлежащие условия  работы.

     В-третьих, проверка может проводиться по документам, изъятым органом дознания, прокурором или судом. В таких случаях  составляют опись изъятых подлинных  бухгалтерских документов, а копии  изъятых документов оставляют в  делах экономического субъекта.

     В-четвертых, акты проверки, промежуточные акты должны быть подписаны кроме представителей аудиторской организации материально-ответственным  лицом, главным бухгалтером. Имеются  и другие особенности. Наиболее часто  встречаются нарушения и злоупотребления  в результате проверок операций с  денежными средствами (в отечественной  и иностранной валюте), с имуществом во всех видах материальных и нематериальных активов (т.е. тщательной проверке понежат  счета 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» и др.).

     В процессе таких проверок рекомендуется  шире использовать методы фактической  проверки (в том числе инвентаризацию, осмотр, обследование), а также встречную  проверку, восстановление натурально-стоимостного учета и др.

     В любом случае данные, полученные в  ходе проверки по поручению государственных  органов, могут быть преданы гласности  до вступления в силу решения суда (арбитражного суда) только с разрешения суда и в разрешенном им объеме.

     Опрос.

     Следует отметить, что аудиторам предоставлены  права получать необходимые разъяснения  и дополнительные сведения, а также  необходимую информацию от третьих  лиц (по письменному запросу).

     Следовательно, к получению подобных объяснений и справок от должностных лиц  прибегают в тех случаях, когда  необходимо установить достоверность  фактов в процессе проверки, реальность хозяйственной операции, достоверность  данных, отраженных в документах. Опрос  можно делать устно или письменно. Объяснения справочного характера  не фиксируют, однако, для выяснения  достоверности факта можно предложить работникам предприятия дать объяснения в письменной форме.

     Проверка  объемов выполненных работ.

     С помощью обмера проверяют:

– соответствие характера, количества и стоимости  выполненных работ тем, которые  указаны в актах приемки и  нарядах, а также в проектах и  смете;

– соответствие выполненных работ составу работ, предусмотренных сметными нормами, на основании которых составлены применяемые при расчетах единичные  расценки, калькуляции и прейскурантные цены;

– законченность  объектов, конструктивных элементов, этапов и видов работ или их частей. Такую проверку проводят различными способами, что зависит от характера  работ и их результатов.

     К основным способам проверки относятся:

– контрольный  обмер фактически выполненных работ;

– сопоставление  объема работ, указанных в актах  приемки и в актах инвентаризации незавершенного строительства, с объемом  работ, указанных в оплаченных рабочих  нарядах;

– встречная  проверка операций по расчетам с другими  организациями;

– проверка сопутствующих операций по расчетам за выполненные и сданные работы.

     Наиболее  распространен контрольный обмер  фактически выполненных работ, применяемый  для проверки выполнения работ по строительству, капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений.

Другую  группу методов — методы документальной проверки — можно разделить на две группы: методы формальной проверки; методы проверки реальности отраженных в документах обстоятельств.

Метод формальной проверки документов

     К методам формальной проверки документов относятся:

– проверка соблюдения правил составления, оформления, полноты и повинности оформления документов; .

– сопоставление  учетных и отчетных показателей  с установленными нормативами (нормативная  проверка);

– проверка соответствия отраженных в документах операций установленным правилам; счетный  контроль.

     К методам проверки реальности отраженных в документах обстоятельств относятся:

– сопоставление  данных документов, отражающих операции с данными документов, которые  явились основанием для этих операций;

– проверка записей в регистрах бухгалтерского учета;

– сканирование;

– встречная  проверка;

– взаимная проверка;

– контрольное  сличение;

– восстановление натурально-стоимостного учета и  др.

     Проверка  соблюдения правил составления, полноты  и подлинности оформления документов. От правильности оформления документов зависит объективность всей последующей  информации, так как первичные  документы являются основанием для  записи в регистры бухгалтерского учета. Именно поэтому при проверке надо обращать внимание на соблюдение правят по оформлению документов.

К первичным  документам, фиксирующим денежные операции, операции с другими ценностями, предъявляются  дополнительные требования. Они определяются письмом Центрального банка Российской Федерации от 4.10.93 г. 
№ 18 и другими нормативными актами. Федеральный закон о бухгалтерском учете 
(от 21.11.96 г. № 129-ФЗ) обязывает принимать к учету первичные документы, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (ст. 9, п. 2). Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать вышеназванные обязательные реквизиты.

Сопоставление учетных и отчетных показателей  с установленными нормативами (нормативная  проверка) позволяет выявить завышение (занижение) себестоимости продукции (работ, услуг), занижение размера  удержаний из заработной платы, в  том числе подоходного налога, занижение размеров отчислений во внебюджетные фонды, ошибки в применении норм естественной убыли товаров, в исчислении и  уплате налога на добавленную стоимость  и других налогов. Наличие же сверхлимитной  кассовой наличности может обернуться штрафами, предусмотренными Указом Президента Российской 
Федерации от 23.05.94 г. № 1006 «Об осуществлении мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», к организациям, нарушившим правила работы с наличными денежными средствами, которые налагаются налоговыми инспекциями на основании данных проверок. В ходе аудиторских проверок следует учитывать и другие ограничения, установленные правительственными и ведомственными актами.

     Проверка  соответствия отраженных в документах операций установленным правилам дает возможность выяснить правомерность  разнообразных хозяйственных операций. С ее помощью можно выяснить, например, выплату заработной платы другому  лицу без предъявления доверенности и т.п.

     Перейдем  к рассмотрению методов проверки реальности отраженных в документах обстоятельств. Одним из методов, входящих в эту группу, является сопоставление  данных документов, отражающих операции, с данными документов, которые  явились основанием для этих операций. Например, можно выявить несоответствие суммы начищенной заработной платы  сотруднику, указанной в расчетно-платежной  ведомости, данным табеля выхода на работу. Для использования этого метода надо знать, в каких производных  документах отражают данные, фиксируемые  в первичных документах.

     Проверка  записей в регистрах бухгалтерского учета и в формах отчетности позволяет  определить достоверность и точность отчетных данных — первостепенное требование к бухгалтерской отчетности. Система отчетных показателей должна соответствовать записям в бухгалтерские  регистры, которые в свою очередь  обосновываются документами. Аудиторская  проверка может вскрыть бездокументальные  записи, т.е. записи без ссылки и приложения оправдательных документов, необоснованную запись в регистре. Иногда путем  сопоставления данных в регистрах  аналитического и синтетического учета  к одному и тому же счету удается  выявить несоответствие занесенных в них сумм, хотя и оформленных  одним документом. Возможно сокрытие недостач увеличением количества и  суммы расхода товаров и тары в регистрах бухгалтерского учета.

     Внимательного рассмотрения с точки зрения документальной обоснованности требуют также дополнительные и сторнировочные проводки. 
         Бухгалтерский баланс с прилагаемыми к нему формами отчетности проверяют путем взаимоконтролируемых показателей, содержащихся в них, затем с соответствующими данными регистров синтетического, аналитического учета, а затем первичных документов. При этом широко используется метод сканирования.

Сканирование  — непрерывный просмотр операций для выявления нетипичных.

     Встречная проверка особенно эффективна при изучении операций, связанных с получением товаров, денежных и других средств  в одной организации и отпуском их другой. Этот метод состоит в  сопоставлении различных экземпляров  одного и того же документа. Экземпляры соответствующих документов могут  находиться в бухгалтериях разных организаций.

     Цель  такого сопоставления — установить тождество всех экземпляров одного и того же документа. Например, известны случаи, когда подлинная накладная (или ее копия) заменялась подложной, причем по дате, номерам и даже итоговой сумме она не отличалась от подлинной. Это обстоятельство затрудняйте  обнаружение злоупотребления при  сверке расчетов. Однако два экземпляра одной накладной содержали расхождения  в наименованиях ценностей, их количестве и ценах, хотя другие реквизиты совпадали.

     Взаимная  проверка является разновидностью встречной. Она проводится по взаимосвязанным  операциям в одной организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Эффективность аудиторской работы во многом зависит  не только от знания методов проверки, но и от правильного их сочетания  в соответствии с поставленными  задачами. Методы документальной проверки применяют не только в различном  сочетании, но и с различными методами фактической проверки, а также  с логическим исследованием финансово-хозяйственных  ситуаций. Кроме того, широко применяют  на практике специальные методы для  экономического анализа.

     Умелое  применение методов на практике способствует достижению максимальных результатов  в выполнении аудиторами своих функций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

      1. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита./                            Н. Барышников — 4 изд., перераб. и доп. — М.: ФИЛИНЪ, 2003. — 528 с.

  1. Дробышевский Н.П. Ревизия и аудит: Учеб. пособие./ Н.П. Дробышевский. – Мн.: ООО «Мисанта», 2004. – 265 с.
  2. Учет, Анализ, Аудит: Учеб. пособие./ М.В. Богданов, Е.А. Еленевская, Е.А. Иванов (и др.), под ред. Е.А. Еленевской. – Чебоксары: Салика, 2004.
  3. Овсийчук М.Ф. “Аудит. Организация. Методика проведения”, Москва, “Интех”, 2007
  4. Журнал “Аудиторские ведомости”, 2008 г., №№ 1 - 3, 7, 9.
  5. ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307. 

Информация о работе Методы аудитороского риска