Маржинальный доход

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 16:06, контрольная работа

Описание работы

Прибыль является самым крупным источником финансирования расширенного воспроизводства, важным критерием его эффективности, основным источником формирования фондов экономического стимулирования и одним из главных источников доходов государственного бюджета. Правильное понимание экономической природы прибыли является основой для улучшения механизма практического использования этой категории в современных российских условиях.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие себестоимости и классификация затрат на постоянные и
переменные................................................................................................................6
2. Схема учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции...................................................................................................................10
3. Маржинальный доход и ставка покрытия...........................................................14
4. Анализ безубыточности деятельности предприятия (на примере ОАО «Стерлитамакский хлебокомбинат»).......................................................................26
Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

МАРЖ. ДОХОД.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

     Вычисление  точки безубыточности может производиться  тремя методами8:

     1) уравнения;

     2) маржинального дохода;

     3) графического изображения.

     Метод уравнения для определения точки  безубыточности

     Метод уравнения основан на том, что любой отчет о финансовом результате можно представить в виде следующего уравнения:

           Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Прибыль         (4) 

(Цена  × Количество единиц) - (Переменные затраты на единицу × количество

                              единиц) - Постоянные затраты = Прибыль                             (5)

     Форма данного уравнения подчеркивает, что все издержки делятся на зависящие  от объема реализации (переменные) и не зависящие от него (постоянные).

     Период, за который должно быть произведено (или реализовано) количество изделий в точке безубыточности, определяется тем, за какой срок мы определили величину постоянных издержек.

     Используя метод уравнения определения  точки безубыточности, можно определить, какого объема выпуска необходимо достичь, чтобы получить определенную, начально заданную величину прибыли. Такой расчет возможен ввиду того, что процентное соотношение переменных издержек к выручке остается неизменным.

     Метод уравнений можно использовать и  при анализе влияния структурных изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. В этих случаях влияние на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента — в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции.

     Метод маржинального дохода является разновидностью метода уравнения, для определения точки безубыточности используется концепция маржинального дохода. Величина маржинального дохода показывает вклад организации в покрытие постоянных издержек и получение прибыли.

     Маржинальный доход (МД) - это превышение выручки от реализации над всеми переменными издержками, связанными с данным объемом продаж. Другими словами, это разница между выручкой от реализации и переменными издержками.

     Существует  два способа определения маржинального дохода:

                      МД = Выручка от реализации - Переменные затраты                     (6)

                     МД = Постоянные затраты + Прибыль организации                       (7)

     Соответственно, если из маржинального дохода вычесть  постоянные издержки, то получим величину операционной прибыли.

     Под средней величиной МД понимают разницу между ценой продукции и переменными затратами на единицу продукции. Средняя величина МД отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли:

                    Средний МД = Цена - Переменные затраты на единицу                  (8)          

     Нормой МД (процентом МД) называется доля величины МД в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины МД в цене товара:

                   Норма МД = МД на весь объем / Выручка от реализации,                (9)

                                     Норма МД = Средний МД / Цена                                     (10)

     Таким образом, чтобы найти точку безубыточности, необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка организации, чтобы прибыль стала нулевой? При условии уменьшения выручки нельзя определить этот показатель в точке безубыточности простым сложением переменных и постоянных затрат, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся.

     Точка безубыточности согласно этому методу может быть определена как точка, в которой разница между маржинальным доходом и постоянными затратами равна нулю, или точка, в которой маржинальный доход равен постоянным затратам.  
 
 
 

4. Анализ  безубыточности деятельности предприятия (на примере ОАО «Стерлитамакский хлебокомбинат») 

      Безубыточность  – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это  выручка, которая необходима для  того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

      Для определения их уровня можно использовать аналитический (см. табл. 4) и графический способы.

     Таблица 4

     Исходные  данные для расчета показателей  оценки качественного уровня достижения финансовых результатов

       

       Показатели

Значения Откл.

2006-2005 гг.

Откл.

2007-

2006 гг.

2005 г. 2006 г. 2007 г.
 
1.Выручка  от продаж, тыс. руб.
156 167 179 157 253 037 22 990 73 880
2.Себестоимость  проданной продукции, тыс. руб. 114 550 148 200 176 419 33 650 28 219
3.Валовая  прибыль (маржинальный доход), тыс.  руб.  (п.1 – п. 2) 41 617 30 957 76 618 -10 660 45 661
4.Доля  маржинального дохода в выручке от продаж (п.3 : п.1) 0,266 0,173 0,303 -0,093 0,13
5.Постояные  расходы, тыс. руб. 2 896 3 786 7 463 890 2 677
6.Порог  рентабельности  (точка безубыточности), тыс. руб. (п.5: п.4) 10 887 21 884 24 630 10 997 2 746
7.Запас  финансовой прочности (ЗФП), тыс. руб. (п.1 – п.6) 145 280 157 273 228 407 11 993 71 134
8.Запас  финансовой прочности в % к  выручке от продаж  (п.7 : п.1) 93,03 87,78 90,27 -5,25 2,49
9.Прибыль  от продаж, тыс. руб. 39 931 28 118 30 524 -11 813 2 406
10.Прибыль от продаж в % к ЗФП (п.9 : п.7) 27,49 17,88 13,36 -9,61 -4,52

 

      Используя данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2005-2007 год (см Приложение 1-2) рассчитаем ряд показателей оценки качественного уровня достижения определенных финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, в частности таких, как:

      - маржинальный доход, обеспечивающий  покрытие постоянных затрат и  получение прибыли (МД), тыс. руб.;

       - точка критического объема продаж (r) или точка безубыточности, тыс. руб.;

      - запас финансовой прочности (ЗФП), тыс. руб. Оптимальное значение этого показателя – свыше 60% от объема продаж.

     Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия  построим график (см. рис. 1).

     Себестоимость проданной продукции и величина прибыли

   
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                  Объем реализации продукции 

Рис. 1. Зависимость  между прибылью, объемом реализации продукции и

ее себестоимостью в ОАО «Стерлитамакский хлебокомбинат» в

2007 году 

      По  горизонтали показывается объем  реализации продукции в процентах  от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

      По  графику можно установить, при  каком объеме реализации продукции  предприятие получит прибыль, а  при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.

      На  ОАО «Стерлитамакский хлебокомбинат» критическая точка расположена  на уровне 90,27% возможного объема реализации продукции (см. рис. 2). Если пакет заказов  на продукцию предприятия больше 90,27% от его производственной мощности, то будет прибыль. Если же пакет заказов будет менее 90,27% от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным.

     Себестоимость проданной продукции и величина прибыли

Рис. 2. Определение  точки безубыточности за 2007 год

      Если  предприятие полностью использует свою производственную мощность, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 90,27%. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

      При объеме реализации, равным нулю, предприятие  получает убыток в размере суммы  постоянных расходов.

      Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия  более удобен, чем графический, так  как исключает необходимость чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.

      Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении  необходимо сумму постоянных затрат (А) разделить на долю маржинального дохода в выручке (Дмд):

                                                                                                              (11)

      где А- сумма постоянных затрат, тыс. руб.;

             Дмд. - доля маржинального дохода  в выручке.

        тыс. руб.

        тыс. руб.

        тыс. руб.

      Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному  объему, который принимается за 100%, может быть использована формула:

                                                  ,                                                   (12)

      где МД - сумма маржинального дохода, тыс. руб.

      Т2005=

      Т2006=

      Т2007=

      Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:

                                              ,                                                 (13)

      где ЗБ - зона безопасности (запас финансовой прочности), %;

             В-выручка от реализации продукции,  тыс. руб.

Информация о работе Маржинальный доход