Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 21:09, курс лекций

Описание работы

Предмет и метод бухгалтерского учета.
Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета.
Содержание и порядок составления финансовой отчетности.
Методы калькулирования как базы ценообразования.

Работа содержит 1 файл

Бухучет.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Учету материально-производственных запасов  как в финансовом, так и в  управленческом учете отводится  значительное место. Материальные ресурсы  — это основные ресурсы, необходимые  для деятельности организации. Финансовый учет предусматривает определение их количества в суммовом выражении, состава, структуры, оценку. Управленческий учет рассматривает эффективность их применения, затраты на приобретение материальных ресурсов. Материальные ресурсы также имеют большой удельный вес в составе себестоимости продукции, поэтому целью управленческого учета является выработка стратегии по наиболее эффективному их использованию.

Учет  расчетов с персоналом по оплате труда  и затраты на оплату труда также  занимают основное место как в  финансовом, так и в управленческом учете. Финансовый учет рассматривает размер фонда оплаты труда, виды удержаний и выплат, управленческий учет — затраты на оплату труда, эффективность использования трудовых ресурсов.

Финансовый  учет затрат на производство и себестоимости  продукции включает учет прямых и косвенных затрат в суммовом выражении, себестоимость продукции, работ, услуг, их состав и структуру. Управленческий учет занимается формированием себестоимости продукции, оптимизацией затрат, включаемых и не включаемых в себестоимость продукции, выработкой стратегии по эффективному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Таким образом, можно сделать вывод, что  финансовый учет рассматривает количественную сторону всех объектов учета деятельности организации, а управленческий — их качественные характеристики, эффективность использования. В этом и заключается основное отличие финансового учета от управленческого.

    1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета.
 

     Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ имеет четырехуровневую структуру.

     Первый  уровень является законодательным. Согласно этому уровню ведение бухгалтерского учета регламентируют законодательные  акты, указы Президента и постановления  Правительства РФ.

     Основным  документом этого уровня является закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. №129-ФЗ.

     Нормативные документы этого уровня утверждаются Государственной думой, Правительством РФ и Президентом РФ.

     Второй  уровень составляют положения по бухгалтерскому учету.

     Нормативные документы второго уровня утверждаются Министерством финансов РФ, которое осуществляет руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в целом по стране.

     Третий  уровень – методологический. Он состоит из методических рекомендаций, инструкций, комментариев, писем Минфина  и других министерств и ведомств. Эти документы призваны конкретизировать учетные стандарты. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.

     Важнейшими  документами этого уровня являются план счетов бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете.

     Действующий план счетов является единым и обязательным к применению в организациях, ведущих  учет методом двойной записи, всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений).

     На  основании типового плана счетов и Инструкции по его применению, организации утверждают рабочий  план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и  аналитических счетов.

     Для учета специфических операций организации  имеют право (по согласованию с Министерством  финансов) вводить при необходимости  в План счетов дополнительные синтетические  счета, используя для этого свободные  коды счетов.

     Четвертый  уровень – организационный.

     Он  состоит из рабочих документов по бухгалтерскому учету, которые разрабатываются  и утверждаются руководством организаций.

     Основными документами этого уровня являются:

     ● приказ по учетной политике организации  для целей бухгалтерского учета;

     ● приказ по учетной политике организации для целей налогообложения;

     ● утвержденный руководителем рабочий  план счетов бухгалтерского учета;

     ● утвержденные руководителем формы  внутренней отчетности.

     Многие  организации используют только приказ по учетной политике.

     При разработке учетной политики утверждаются:

     ● рабочий план счетов бухгалтерского учета;

     ● порядок применения инвентаризации;

     ● правила документооборота;

     ● порядок контроля за хозяйственными операциями.

     Учетная политика принятая организацией может  изменятся в случаях изменения законодательства РФ. 

    87. Содержание и порядок  составления финансовой  отчетности;

Понятие и состав бухгалтерской отчетности 
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.  
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.  
Организации составляют бухгалтерскую отчетность по формам, рекомендуемым Минфином РФ. Формы статистической отчетности утверждаются Госкомстатом РФ.

 
Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам  и по всему народному хозяйству  в целом.  
Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных. По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую, оперативную и налоговую.  
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.  
Бухгалтерская отчетность подразделяется на индивидуальную бухгалтерскую отчетность, консолидированную финансовую отчетность и управленческую отчетность.  
Индивидуальная бухгалтерская отчетность выполняет две функции — информационную и контрольную. В части первой функции она характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности организации, а в части второй — обеспечивает системный контроль достоверности данных бухгалтерского учета по каждому учетному циклу. Поэтому организации должны составлять индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период. Индивидуальная бухгалтерская отчетность используется собственниками: для выявления конечного финансового результата деятельности организации — чистой прибыли (убытка) и ее распределения между ними; представления в надзорные органы; выявления признаков банкротства; формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей; в управлении организацией, судопроизводстве, налогообложении и для иных целей.  
Поскольку главной задачей индивидуальной бухгалтерской отчетности является обеспечение пользователей качественной, надежной и сопоставимой информацией об организации, то ее нужно составлять по российским стандартам, разрабатываемых на основе МСФО. 
Консолидированная финансовая отчетность предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Она выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям.  
Главной задачей консолидированной финансовой отчетности является обеспечение гарантированного доступа заинтересованных пользователей к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи консолидированная финансовая отчетность должна составляться по МСФО, подвергаться обязательному аудиту и публикации.  
Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом. В связи с этим ее содержание, сроки, формы и порядок составления определяются организацией самостоятельно.  
Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации как в натуральном, так и в стоимостном выражении.  
Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.  
Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназначена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами, установленными законодательством. Налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем ее корректировки по правилам налогового законодательства. Главной задачей налоговой отчетности является снижение затрат на ее формирование путем существенного приближения правил налогового и бухгалтерского учета.  
По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую — промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность — это отчеты за год.  
По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.  
В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.  
Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:  
- форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;  
- форму №2 «Отчет о прибылях и убытках».  
Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы («Отчет о движении денежных средств» и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.  
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (от 21 ноября 1996. г. № 129-ФЗ) годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:  
а) бухгалтерского баланса;  
б) отчета о прибылях и убытках;  
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;  
г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;  
д) пояснительной записки.  
Если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, то аудиторское заключение также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.  
В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др. 
годовая бухгалтерская отчетность включает:  
• бухгалтерский баланс — форма № 1; 
? отчет о прибылях и убытках — форма № 2;  
• отчет об изменениях капитала — форма № 3;  
• отчет о движении денежных средств — форма № 4;  
• приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;  
• отчет о целевом использовании полученных средств — форма № 6;  
• пояснительную записку;  
• итоговую часть аудиторского заключения.  
Порядок составления бухгалтерских отчетов 
Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при ее составлении должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное соответствие данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета; запись хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.  
Перед составлением бухгалтерской отчетности необходимо:  
• провести инвентаризацию имущества и обязательств организации;  
• внести исправления в учет, если в нем были допущены ошибки;  
• осуществить закрытие счетов;  
• провести реформацию баланса;  
• отразить операции, которые были произведены после 31 декабря отчетного года (события после отчетной даты).  
Записи по исправлению ошибок, выявленных при инвентаризации, должны отражаться в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а если ошибки выявлены в следующем году, — записями от 31 декабря отчетного года.  
Важным этапом подготовительной работы является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей 
Обобщение накопленного опыта позволило выработать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат.  
В соответствии с данным подходом закрытие счетов осуществляют в такой последовательности.  
В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства». Во вторую очередь распределяют расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрывают следующие счета: 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство». После этого осуществляют списание затрат со счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».  
В порядке последующей очередности производятся записи на счетах по учету капитальных вложений, определяется финансовый результат от деятельности организации и закрываются счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», распределяется прибыль и закрывается счет 99 «Прибыли и убытки».  
Под реформацией баланса понимают списание прибыли, полученной за отчетный год. Реформацию проводят 31 декабря после отражения в учете последней хозяйственной операции.  
Реформацию баланса осуществляют в два этапа:

    • вначале закрывают счета, на которые в течение года учитывались

доходы, расходы и финансовые результаты деятельности организации (счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы»);

  • на втором этапе финансовый результат за отчетный год включают в состав нераспределенной прибыли или непокрытого убытка. Для этого сальдо по субсчетам 90-1 и 91-1 переносят на счет 99 «Прибыли и убытки». Последней записью отчетного года счет 99 закрывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». К событиям после отчетной даты относят возникшие после оформления бухгалтерской отчетности обстоятельства, влияющие на финансовое состояние организации.

Если отчетность еще не была представлена заинтересованным лицам, то события после отчетной даты должны быть в ней отражены. При этом события, подтверждающие факты, возникшие на отчетную дату (банкротство  крупного должника организации, снижение стоимости ее активов и т. п.) отражают в учете дважды: на 31 декабря отчетного года и на дату, когда они фактически произошли. События, возникшие после отчетной даты (стихийное бедствие, резкое изменение курсов валют и т. п.), в бухгалтерском учете не отражаются. Сведения о них сообщаются в пояснительной записке к годовому отчету.  
После составления бухгалтерской отчетности необходимо:  
• осуществить аудиторскую проверку отчетности;  
• утвердить отчетность у участников или акционеров организации;  
• сдать отчетность в налоговую инспекцию и Росстат;  
• опубликовать отчетность в печати (определенными организациями).  
При составлении форм бухгалтерской отчетности используются в основном данные Главной книги. Порядок составления отчетных форм изложен в Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности  
Основная форма бухгалтерской отчетности — бухгалтерский баланс.  
Его составляют на основе данных об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода, взятых из Главной книги. На малых предприятиях, применяющих упрощенную форму учета, баланс составляют по данным Книги учета фактов хозяйственной деятельности.  
Некоторые балансовые статьи заполняют непосредственно по остаткам соответствующих счетов («Товары отгруженные», «Уставный капитал» и др.) Значительная часть балансовых статей отражает сгруппированные данные нескольких синтетических счетов. Например, по статье «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» отражается сальдо по счетам 10, 15 и 16; по статье «Затраты в незавершенном производстве» — сальдо счетов 20, 23, 29 и т. п.  
При составлении остальных форм бухгалтерской отчетности также используются в основном данные Главной книги.  
Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для создаваемых организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Вновь созданным организациям после 1 октября разрешается считать первым отчетным годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.  
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. В организации, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем этой организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет.  
Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности 
все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.  
Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.  
Организации обязаны представить квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.  
Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, предусмотренном учредительными документами организации.  
Бухгалтерская отчетность составляется, хранится, представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.  
Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения либо дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи, либо дата фактической передачи по принадлежности.  
Годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением расходов на копирование.
 

      88.Методы  калькулирования  как базы ценообразования. 

Основой для выработки решений об установлении цены является себестоимость производства продукции. Выделяют четыре метода ценообразования, базирующихся на затратах.

1. Метод  переменных затрат. Первый из  продуктов к установлению цены  на основе затрат состоит в  том, что рассчитывается некоторая  процентная надбавка к переменным  прямым затратам для натурального  вида продукции.

2. Метод  валовой прибыли. Методом установления цены в качестве расчетной базы исчисляется валовая прибыль, которая определяется как разница между выручкой от реализации и себестоимостью реализованной продукции.

3. Метод  рентабельности продаж. При использовании  этого метода процентная наценка  включает только желаемую величину прибыли. Чтобы этот метод был эффективным, все затраты должны быть распределены по единицам продукции.

4. Метод  рентабельности активов. Установление  цены на основе рентабельности  активов должно обеспечивать  предприятию определенный уровень рентабельности активов.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"