Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:19, курсовая работа
Целью моей работы является: охарактеризовать структуру банковской системы, функции ее отдельных компонентов и исключительную роль в нормальном развитии экономики стран. Россия не является исключением, и при переходе к рынку в ней сложилась новая банковская система. Естественно, она имеет некоторые особенности, свои собственные сложности и пути их разрешения. Вся система в данный момент находится в стадии становления, и не может избежать кризисов и потрясений. Именно поэтому важно понять, как свести негативные последствия к минимуму. «Сегодня спасти банки – это спасти экономику».
Введение. 2
Глава 1. Современная банковская система: сущность и структура. 3
Глава 2. Центральный банк и коммерческие банки. Их функции и взаи-модействие в современных условиях. 8
Центральный банк. 8
Функции центрального банка: 8
Денежно-кредитная политика. 10
Коммерческие банки. 11
Глава 3. Банковская система и денежно-кредитная политика в России. 13
Современный этап становления российской банковской системы. 13
Центральный банк Российской Федерации. 17
Инструменты и методы денежно-кредитной политики: 19
Некоторые итоги функционирования банковской системы России. 21
РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА.
Заключение.
Список использованной литературы.
Централизация банковского капитала проявляется в слиянии крупных банков в крупнейшие банковские объединения, в росте филиальной сети крупных
банков. Банковские объединения - это банки-гиганты, играющие господствующую роль в банковском деле. Существуют несколько форм банковских объединений.
В конкурентной борьбе крупные банки имеют решающие преимущества перед мелкими. Во-первых, они обладают большими возможностями для привлечения вкладов, так как вкладчики предпочитают помещать свои средства в крупные, более солидные и устойчивые банки, а не в мелкие, которые чаще терпят крах. Во-вторых, крупные банки обычно обладают сетью филиалов (отделений, агентств, контор), расположенных во многих городах, чего не имеют мелкие банки. В-третьих, у крупных банков издержки по ведению операций относительно меньше вследствие большего масштаба этих операций. Это позволяет крупным банкам взимать меньшую плату с клиентов за выполнение для них расчетных и кредитных операций, что, естественно, привлекает клиентуру. Превосходство крупных банков еще более усиливается из-за широкого применения компьютеров и другой вычислительной техники.
В борьбе с банками-аутсайдерами банковские объединения прибегают к различным методам конкурентной борьбы: с помощью рекламы, путем открытия своих филиалов в районе деятельности аутсайдеров и переманивания клиентов посредством предоставления им тех или иных льгот. Борьба за клиентуру ведется и между самими банковскими объединениями; каждый крупный банк стремится переманить клиентов у других крупных банков.
Между
банковскими объединениями
Банки, имеющие право выпуска кредитных денег в форме наличных банкнот и в форме записей на счетах и служащие важным ресурсом для совершения кредитных операций, называются эмиссионными.1
В Англии роль такого банка выполняет Английский Банк, во Франции – Французский Банк, в США – 12 федеральных резервных банков, входящих в единую федеральную резервную систему США (Fed).
В связи с расширением функций эмиссионных банков, в теории и на практике стало употребляться понятие центральный банк.
Конечно, главной функцией центрального банка является кредитное регулирование. Помимо административных методов (установления прямых ограничений на деятельность коммерческих банков, проведения инспекций и ревизий, издания инструкций, сбора и обобщения отчетности и т. д.), центральные банки располагают и экономическим инструментарием для регулирования банковской сферы. Его основными составляющими являются: политика минимальных резервов, открытого рынка и учетная политика.
Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-е годы, и сразу после второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы - это вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков. ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию.
Другая
функция подобного
Операции на открытом рынке и девизные операции. Операции на открытом рынке – покупка и продажа государственных ценных бумаг с целью увеличения или уменьшения средств коммерческих банков. Путем изменения объема купли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков. Девизные операции – это покупка и продажа иностранной валюты для поддержания в определенных пределах курса национальной денежной единицы.
Еще одним классическим инструментом в практике центральных банков является политика учетной ставки, т.е. установление ставки процента за кредиты, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам (ставки рефинансирования). Коммерческие банки предоставляют ЦБ платежные обязательства - векселя. Это могут быть как собственные векселя банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу. Средства, полученные от ЦБ, предоставляются заемщикам коммерческих банков. Цена этого кредита - процентная ставка - должна быть выше учетной, иначе коммерческие банки будут убыточны. Поэтому, если ЦБ повышает учетную ставку, это приводит к удорожанию кредита для клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций. Таким образом, манипулируя учетной ставкой, ЦБ имеет возможность влиять на капиталовложения в производство.
Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668 г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия.
Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции.
Чаще
всего денежно-кредитная
Основные инструменты денежно-кредитной политики:
Эти
инструменты денежно-кредитной
Коммерческие банки – основное звено двухуровневой банковской системы.
Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разными отношениями собственности. Главным их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков различаются два типа – универсальные и специализированные.
Универсальный банк осуществляет все ил почти все виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами; прием вкладов всех видов; оказание всевозможных услуг и т. п.
Специализированный банк, напротив, специализируется на одном или нескольких видах банковской деятельности. В отдельных странах банковское законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять широкий круг операций. К специализированным банкам относятся: инвестиционные, ипотечные, сберегательные и другие банки.
К странам, где преобладает принцип специализации банков, относятся Великобритания, Франция, США, Италия. Но в любых преградах, выставляемых законодательством на пути универсализации, находятся «лазейки». В США – это банковские холдинги.
Принципы деятельности коммерческого банка.
Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Это означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсам. Прежде всего, это относится к срокам тех и других. Если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой.
Вторым принципом является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Это предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.
Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.
Четвертый
принцип работы коммерческого банка заключается
в том, что регулирование его деятельности
может осуществляться только косвенными
экономическими (а не административными
методами). Государство определяет лишь
«правила игры» для коммерческих банков,
но не может давать им приказов.
Функции коммерческого банка.
Одной
из важнейших функций
Банки
своей деятельностью уменьшают
степень риска и
Вторая важнейшая функция коммерческих банков – стимулирование накоплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы гарантии высокой надежности помещения ресурсов в банк и доступность информации о деятельности коммерческих банков.
Третья функция банков – посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами.
В
связи с формированием
К
настоящему времени в России создана
характерная для стран с
Сейчас банковская система России переживает процесс реструктуризации, что выражается в: сокращении числа вновь возникающих банков; специализации и реорганизации банков; консолидации банковского капитала; ликвидации неконкурентоспособных банков; появлении транснациональных банковских и финансово-промышленных образований.
По состоянию на 1 июля 1998 г. в стране действовало 1519 кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций. Примечательно, что банковская система России в основном представлена небольшими банками с уставным фондом до 5,5 млн. руб. (45%), и средними банками с уставным фондом от 5,5 млн. до 20 млн. руб. (40%). Правда, крупные банки с уставным фондом более 20 млн. руб. (15%) растут более высокими темпами.
Вследствие высоких кредитных рисков российские банки до сих пор предпочитали заниматься не столько депозитно-кредитными, сколько спекулятивными операциями. Главные направления активности банков – торговля валютой, операции с акциями, государственными ценными бумагами.
Филиальная сеть отечественных банков немногочисленна. Но зато в банковской системе России представлены многие крупнейшие иностранные банки, отличающиеся большой активностью на отечественном рынке финансовых услуг.
Среди действующих банков всем критериям финансовой устойчивости отвечают около 35%. Примерно столько же испытывают некоторые проблемы. Всего с 1991 г. лицензии были отозваны у 939 кредитных организаций, а решение о ликвидации принято по 648 кредитным организациям.
По размеру капитала и величине аккумулированных активов российские банки занимают очень скромные позиции в мире. Совокупный собственный капитал 200 крупнейших российских банков (100 млрд. руб.) меньше собственного капитала любого банка из первой двадцатки крупнейших банков мира. Такая ситуация объясняется недостаточной концентрацией капиталов в российском банковском секторе.
Существует
очень уважаемый в
|
Происходит возрождение позабытых в России видов банков. Среди них выделяются такие виды банков:
Особую роль в кредитной системе России играет Сберегательный банк РФ. Широкая сеть филиалов (на 1 мая 1995 зарегистрировано 38567 филиалов), огромная финансовая мощь дает возможность Сбербанку предоставлять населению услуги, недоступные пока другим коммерческим банкам в таких масштабах: прием от граждан и инкассирование коммунальных, налоговых, страховых платежей, выплата пенсий и пособий, зарплаты. Сбербанк РФ выдает физическим лицам кредиты на строительство жилья, помощь малому бизнесу, различные неотложные нужды по низким ставкам. Банком оказывается безвозмездная помощь малоимущим слоям, пенсионерам, инвалидам; детским, медицинским, здравоохранительным, учебным, культурным учреждениям.
Деятельность Центрального банка регулируется федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР « О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принятым 12 апреля 1995 г.
В банковской системе России, согласно Закону РФ «О центральном банке РФ (Банке России)» (статьи 1 и 14), ЦБ РФ (ЦБР) определен как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и служит основным субъектом госрегулирования функционирования коммерческих банков.
Цели деятельности:
Получение прибыли не является целью ЦБ РФ. Уставный капитал – 3 млрд. руб.
Центральный банк России обеспечивает:
ЦБ РФ участвует в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации. Он подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ, но независим в пределах полномочий.
Банк России не может участвовать в капитале кредитных организаций, если иное не установлено законодательством.
Ему разрешено иметь 51% акций Сбербанка, участвовать в капитале Внешэкономбанка и Внешторгбанка РФ.
Высший орган управления - Совет Директоров, состоящий из председателя и 12 члена Совета директоров.
Сводный
баланс ЦБ РФ (на 1.05.2003 г., в млн. руб.).
Актив | Пассив | ||
Золото | 13438894 | Уставный капитал | 30000 |
Иностранная валюта | 90746610 | Резервы и фонды | 26906474 |
Наличные деньги в кассах | 772777 | Валютные счета | 11679047 |
Кредиты Минфину | 58306298 | Наличные деньги в обращении | 97535317 |
Операции с цен- ными бумагами | 42788516 | Средства коммерческих банков | 36742725 |
Кредиты | 15511940 | Средства бюджета и клиентов | 18045355 |
Межгосударственные расчеты | 5034994 | Средства в расчетах | 5176150 |
Прочие активы | 33366983 | Прочие пассивы | 63878944 |
Баланс | 259967012 | Баланс | 259967012 |
Основными активами ЦБР можно считать: иностранную валюту, кредиты министерству финансов, операции с ценными бумагами. Эти статьи в сумме составляют более 70% активов.
Основные пассивы: резервный фонд, наличные деньги в обращении, средства коммерческих банков, а также средства бюджета и клиентов.
Операции на открытом рынке в России работают плохо по ряду причин.
Рост резервной нормы увеличивает количество обязательных резервов, которые должны держать банки. Банки теряют свои избыточные резервы, снижается способность создавать деньги путем кредитования. А если банки будут вынуждены уменьшить свои чековые счета, то уменьшится и предложение денег.
Уменьшение
резервной нормы действует на
денежное предложение обратным образом.
Оно переводит часть
Центральный банк также осуществляет кредитование коммерческих банков. Для этого назначается так называемая учетная ставка (ставка рефинансирования).
Особенно высокой (210%) учетная ставка была в период с 15 октября 1993 г. по 28 апреля 1994 г. Затем она снизилась до 120% годовых, начиная с 10 февраля 1996 г., а затем, в конце июля 1996 г. – до 110%, с 19 августа 1996 г. ставка рефинансирования - 80%. Затем она продолжила снижаться.
Динамика реальных годовых ставок рефинансирования представлена на графике.
Взаимодействие коммерческих банков и Центрального банка в России.
ЦБР разработал инструкцию №1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» и «Указания о порядке формирования централизованных фондов банковской системы РФ за счет взносов», действующие с 1991 года.
Центральный банк:
Следует заметить, что Центральный банк Российской Федерации, как и центральные банки многих стран, применяет по отношению к коммерческим банкам в первую очередь экономические методы управления и только при их исчерпании административных.
С 1996 г. в российской банковской системе появился новый вид услуг – ломбардный кредит. Он выдается под залог высоколиквидных активов. В соответствии с «Положением о порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам» от 13.04.1996 №36 – кредит выдается под залог ГКО и ОФЗ на срок до 30 дней. Для того чтобы постоянно не производить переоценку активов, ЦБ ввел поправочный коэффициент 0,8.
В 1997 г. номинальная задолженность правительства ЦБР увеличилась на 15%, в реальном выражении (с учетом инфляции) – на 1,9%, что является достижением по сравнению с 1996 г.
Задолженность
коммерческих банков Центральному банку
в 1997 г. на 12,6% меньше в номинальном
выражении, и на 22,6% меньше в реальном
выражении по сравнению с 1996 годом.
Состояние
кредитов и денег в России период
с 1991 по 1997 годы представлено в таблице.
Показатели/ годы | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 |
Активы ЦБР и денежные агрегаты на конец периода, трлн. руб. | 0,2 | 8 | 38,4 | 115,5 | 193,3 | 237,3 | 297,9 |
Задолженность правительства | 0,1 | 3,6 | 13 | 66,7 | 94,1 | 133,5 | 137 |
Задолженность коммерческих банков | 0,1 | 2,7 | 9,9 | 19,4 | 15 | 10,6 | 8,1 |
Задолженность иностранных государств | 1,5 | 6,9 | 6,6 | 5,4 | 4,2 | 3,8 | |
Валютные резервы | 0 | 0,1 | 6,4 | 18,1 | 66,9 | 58,2 | 114,4 |
Многие
аналитики полагают, что предпосылки
августовского кризиса
В
мировой практике подобные сочетания
– «сверхдоходность» и
17
августа 1998 года произошло то,
чего не могли предвидеть
Нынешнее кризисное состояние банков вызвано комплексом внешних и внутренних по отношению к банковской системе факторов. В совокупности эти факторы привели не только к существенному сужению каналов привлечения и размещения средств российских банков, но и к системному кризису банковской системы России в целом.
Ключевыми факторами, воздействующими на функционирование банковской системы в настоящий момент, являются негативные социально-экономические последствия резкого инфляционного всплеска, последовавшего после трехкратной девальвации рубля, а также кризис внутренней и внешней задолженности.
Банковская
система, ориентировавшаяся на стабильность
валютного курса и рынка
Наиболее сильно кризис повлиял на банковскую систему по следующим основным направлениям:
Финансовый кризис нанес серьезный удар по устойчивости и ресурсной базе российских банков. Реализация объявленной в августе 1998 г. схемы обмена ГКО-ОФЗ привела бы к фактическому замораживанию 15,9% банковских активов. Ситуацию в банковской системе усугубил значительный отток средств населения из банков в условиях фактической девальвации рубля и роста недоверия к банкам. Только за август вклады населения сократились на 15,1 млрд. рублей, или на 10%, в валюте - на 644 млн. долларов, или на 10,1%. Средства на расчетных, текущих счетах, депозиты предприятий и организаций за этот же период уменьшились на 7,1 млрд. рублей, или на 15,5%, в валюте — на 720 млн. долларов, или на 9,2%. Банковские капиталы (без учета Сбербанка России) сократились на 13,5 млрд. рублей, или на 13,2%, образовались убытки в сумме 8,1 млрд. рублей.
Резкое снижение валютного курса рубля явилось решающим фактором неисполнения радом крупнейших банков обязательств по срочным контрактам в иностранной валюте.
Таким
образом, кроме прямых потерь, банковская
система понесла потери, обусловленные
вынужденной ликвидацией
Существенные финансовые трудности испытывают даже те банки, чья устойчивость ранее не внушала опасений.
Под влиянием кризиса усилилась тенденция к снижению численности кредитных организаций и концентрации банковского капитала. Количество действующих кредитных организаций за 9 месяцев 1998 г. сократилось на 9,8% (с 1697 до 1531). Вместе с тем число кредитных организаций, имеющих генеральные лицензии на осуществление банковских операций, практически не изменилось (261, или 17% всех зарегистрированных).
Максимальное
сокращение численности кредитных
организаций произошло в
СОСТОЯНИЕ
БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ
ПОЛИТИКА.
Многие страны, столкнувшиеся с кризисом банковской системы, сумели решить эту проблему, используя для этого средства государственного бюджета и государственные займы. Правительствам этих стран приходилось идти на увеличение дефицита государственного бюджета и, соответственно, бюджетных заимствований, однако им удавалось избежать разрушения финансовых рынков. Безусловно, задача стабилизации банковской системы существенно осложняется в условиях глубокого бюджетного кризиса, переживаемого Россией, и фактического отсутствия рынка государственного долга.
Решение этой задачи не должно вступить в острое противоречие с целями денежно-кредитной политики, не должно привести к очередной девальвации национальной валюты и новому витку инфляции. Банку России необходимо до666стичь баланса интересов денежно-кредитной политики и стабилизации банковской системы, избрать такие методы и инструменты поддержки банковской системы, которые не повлекут за собой значительного увеличения давления на валютный курс и рост инфляции.
Острый
финансовый кризис практически лишил
коммерческие банки рублевых ликвидных
инструментов, вызвав паралич межбанковского
рынка. У банков почти не осталось
рублевых активов, которые могут
быть переданы в залог при осуществлении
кредитных операции или использованы
как актив с высокой ликвидностью. Для
того чтобы восстановить межбанковский
рынок и в целом эффективно решать проблемы
текущей ликвидности банков, Банком России
выпущены бескупонные облигации, которые
в настоящее время могут использоваться
в качестве залога при межбанковских операциях
или при получении кредита Банка России,
а впоследствии - в качестве инструмента
денежно-кредитного регулирования. Также
ЦБР начал выдавать стабилизационные
кредиты крупным банкам.
ДЕЙСТВИЯ
БАНКА РОССИИ ПО НОРМАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ
В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ.
Все характеристики текущего состояния российской банковской системы свидетельствуют о том, что кризис имеет системный характер. На первый план выдвигается проблема сохранения банковской системы как единого организма. Очевидно, что без нормализации положения дел в финансовом секторе невозможно нормальное функционирование российской экономики в целом.
Реализуемая
Банком России денежно-кредитная политика
направлена на преодоление системного
кризиса в экономике. К числу наиболее
острых проблем в финансовом секторе относятся:
необходимость восстановления системы
расчетов, ликвидности банков, постепенное
снижение и остановка оттока средств с
депозитов физических и юридических лиц,
формирование и использование комплекса
инструментов денежно-кредитной политики,
адекватных сложившимся экономическим
условиям.
НОРМАЛИЗАЦИЯ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ.
В целях восстановления взаимного доверия между клиентами и банками, ускорения межбанковских расчетов и осуществления клиентских платежей принято решение провести многосторонний клиринг взаимных обязательств банков и их филиалов при одновременном внеочередном регулировании обязательных резервов.
В 1998 году Банком России проведено три многосторонних клиринга взаимных обязательств банков - по состоянию на 18 сентября, 25 сентября и на 2 октября 1998 г. В результате были погашены задержанные платежи на сумму более 30 млрд. рублей, при этом величина фонда обязательных резервов сократилась на 7,1 млрд. рублей. Уменьшение фонда обязательных резервов до 1 декабря 1998 г. будет компенсировано с учетом разрешения формировать этот фонд посредством использования государственных облигаций. По мере возникновения необходимости планируется провести многосторонний межрегиональный клиринг взаимных обязательств банков.
С
целью преодоления кризиса
На рассмотрение и утверждение Совета директоров Банка России должны быть представлены уже подготовленные нормативные акты «О федеральном расчетном центре», «Об операционно-кассовом центре Банка России».
Нормализация наличного денежного оборота. За август - сентябрь 1998 г. банкнотная эмиссия составляла 25 млрд. рублей, в то время как за предыдущие 7 месяцев - всего лишь 0,7 млрд. рублей.
Главная причина этого - активизация изъятия населением своих вкладов из банков. В то же время многие предприятия и организации, реализующие свою продукцию и услуги за наличный расчет, сдерживают сдачу выручки в банки, расходуют ее на хозяйственные нужды, не соблюдая предельные нормы расчетов наличными деньгами.
Стоит задача активизировать через коммерческие банки действия, направленные на соблюдение норм расчетов наличными деньгами, а также существующих правил работы с денежной наличностью. В сотрудничестве с налоговыми органами следует активно противодействовать росту внебанковского оборота наличных денег и тем самым создавать более благоприятные условия для поступления налогов в бюджеты всех уровней.
Меры,
предполагающие дальнейшее развитие рынка
государственных ценных бумаг, будут
направлены на расширение иного функционального
использования инструментов рынка:
на регулирование ликвидности банковской
системы. Этому будет способствовать эмиссия
облигации Банка России (ОБР).
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СТАБИЛЬНОСТИ НА ВАЛЮТНОМ
РЫНКЕ.
Задача стабилизации курса национальной валюты предполагает сокращение ажиотажного спроса на иностранную валюту, прежде всего со стороны кредитных организаций и обеспечение необходимого объема ее предложения. В целях ослабления влияния на курс психологических, спекулятивных факторов Банк России с 1 октября организовал на ММВБ специальную торговую сессию для реализации экспортной выручки. При этом приобретать валюту разрешено только для исполнения заявок импортеров, предполагающих оплату контрактов. Активно участвуя в этой сессии, Банк России сможет пополнить свои золотовалютные резервы. Таким образом, расширяются возможности по использованию экспортной выручки для накопления резервов и, соответственно, усилению курса национальной валюты.
Кроме того, особое внимание уделяется усилению контроля за своевременной и полной репатриацией валютной выручки российскими экспортерами. Банком России совместно с Государственным таможенным комитетом России (ГТК) принято решение о создании органами ГТК России и территориальными учреждениями Банка России рабочих групп для проведения проверок экспортеров и обслуживающих их уполномоченных банков и обеспечения льготных условии для экспортеров, перечисляющих валютную выручку в контрактные сроки (вместо 180 дней). Это должно способствовать увеличению поступлений в страну иностранной валюты и стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке.
В
настоящее время
Данные меры должны способствовать увеличению поступления в страну валютной выручки от экспорта товаров, стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке и созданию условий для снижения цен на импортируемые товары.
Банк
России предлагает крупным банкам -
операторам валютного рынка образовать
пул по поддержке курса рубля.
Имеется в виду, что участники
пула возьмут на себя обязательства
осуществлять совместно с Банком
России интервенции на валютном рынке,
постоянно поддерживать минимальные объемы
предложения валюты и котировки. На ММВБ
участники пула выступят в качестве маркет-мейкеров,
при этом пул возьмет на себя консолидированное
обязательство по обеспечению предложения
валюты. Предоставление Банком России
кредитов участникам пула обусловливается
осуществлением ими с Банком России совместных
действий на валютном рынке.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ КЛИЕНТОВ БАНКОВ.
Важнейшей задачей Банка России является гарантирование банковских вкладов с целью восстановления доверия населения к банковской системе и пополнения ее ресурсной базы. Комплексному решению этой проблемы будет служить принятие Федерального закона «О государственном гарантировании вкладов граждан в банках».
Банком России уже осуществлены некоторые меры по обеспечению защиты законных интересов вкладчиков. Так, 1 сентября 1998 г. Советом директоров было принято решение «О мерах по защите вкладов населения в банках Российской Федерации». В соответствии с ним 6 крупнейших банков (СБС-Агро, Инкомбанк, «МЕНАТЕП», Промстройбанк, Мосбизнесбанк и Мост-банк) в обязательном порядке должны были предложить своим вкладчикам осуществить перевод вкладов в Сбербанк России. Банкам, чьи обязательства перед вкладчиками превышают 300 млн. рублей, было рекомендовано принять подобное решение. Не исключается возможность перевода обязательств в Сбербанк России и для остальных банков.
Банк России и в дальнейшем будет защищать интересы вкладчиков банков. Для стимулирования сберегательной активности населения есть намерение развивать и укреплять систему гарантий банковских вкладов посредством новой структуры - Федеральной резервной корпорации гарантирования вкладов в банках. При этом максимальная сумма гарантируемого депозита должна быть фиксирована.
Все меры, связанные с привлечением средств населения в банковскую систему, должны сопровождаться определенной разъяснительной кампанией, имеющей целью, прежде всего объяснение действия механизмов гарантирования вкладов (в том числе Банком России), прав вкладчиков и процедуры их защиты в случае нарушения.
Существует
мнение, что разрешению кризиса российской
банковской системы может способствовать
преобразование ее в аналог Федеральной
резервной системы США, в которой
нет Центрального банка как такового,
а есть система региональных эмиссионных
центров, связанных соответствующими
соглашениями. Но в настоящее время реструктуризация
такого рода не рассматривается в качестве
альтернативы принимаемым мерам стабилизации
банковской системы России.
Заключение
Несмотря на некоторые успехи отечественной банковской системы, остается еще много нерешенных проблем. Одной из важнейших является инфляция, характерная для переходной экономики. Стабилизация рубля возможна лишь при грамотном сочетании продуманной денежно-кредитной и фискальной политики, при создании соответствующей законодательной базы.
В российской банковской системе очень велика доля банков, находящихся в собственности государства.
Отсутствие действенной системы депозитов оставляет вкладчиков российских банков практически без гарантии возврата своих средств. В этом на своем горьком опыте смогли убедиться уже многие тысячи россиян.
Роль банковской системы в экономике любой страны чрезвычайно велика. Строгое «разделение властей», то есть, определение четких границ полномочий и разделение сфер влияния между Центральным банком и коммерческими банками способно значительно повысить эффективность работы банковской системы, что поможет развитию экономики страны.
В экономике переходного периода на банковскую систему ложится еще большая ответственность, ее роль в стабилизации страны увеличивается, но усложняются задачи.
Банк России не может стать гарантом прибыльности и стабильности каждого отдельного банка. Поэтому любой коммерческий банк должен самостоятельно стремиться улучшить свою деятельность в следующих направлениях: