Критерии отнесения предприятия к несостоятельному

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:59, контрольная работа

Описание работы

В современном российском законодательстве понятие несостоятельности (банкротства) вводится положениями Закона о банкротстве 2002 г., где указывается, что несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2).

Содержание

Введение
1) Прогнозирование и предупреждение банкротства…………3
2) Критерии и показатели для оценки несостоятельности организации……………………………………………………………..7
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ Критерии отнесения предприятия к несостоятельному.doc

— 59.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение

1)    Прогнозирование и предупреждение банкротства…………3

2)    Критерии и показатели для оценки несостоятельности организации……………………………………………………………..7

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном российском законодательстве понятие несостоятельности (банкротства) вводится положениями Закона о банкротстве 2002 г., где указывается, что несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2).

Ситуацию банкротства в современном обществе породили спад промышленности, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, экономический кризис, существование нелегальных предприятий, которые числятся в реестре, но не имеют ни руководства, ни штата работников, задолженность по зарплате  и т.п.

            В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой законодательство о банкротстве является одним из важных элементов регулирования рыночных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

1)Прогнозирование и предупреждение банкротства

Развитие российской экономики на современном этапе обуславливает  первостепенную роль прогнозирования банкротства, а также  выявления неблагоприятных тенденций развития компаний. Прогнозирование предоставляет возможность ответить на самый важный вопрос – что ждет предприятие в будущем, взлет или крах.

Прогнозирование строится на показателях объема производства, количестве, составе и направлениях затрат, часто путем таблиц и отчетов.

Рационально  проводить анализ перспективы предприятия на 2-3 года , не более. Довольно трудной проблемой следует считать составление долгосрочного прогноза. Проблема заключается в риске хозяйственной деятельности и в риске прогноза. Но, основываясь на профессионализме экспертов, использовании многовариантных расчетов с помощью ЭВМ и опыт других субъектов такие риски могут быть значительно снижены.

Таким образом,  анализ предпринимательских рисков и прогнозирования банкротства главным образом должен быть направлен не на выявление финансового положения предприятия, при котором наступает банкротство, а   направлен на «оказание» своевременной помощи деятельности предприятия, выявление «слабых мест», где могут фигурировать наиболее трудные задачи и ситуации, и на их разрешение.

Очень важное практическое значение имеют меры по предупреждению банкротства.

Глава 2 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) посвящена вопросам предупреждения банкротства.

 1. В случае возникновения признаков банкротства, установленных пунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

2. Учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

3. В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником»

Наиболее распространенными мерами предупреждения и предотвращения банкротства принято считать:

1. Выделение денежных средств организации-должнику по договору займа (кредита) учитывая условия, которые позволяют выполнить текущие требования должника. При данном оказании финансовой помощи средства обычно выдаются под незначительные проценты, хотя специальных требований к условиям предоставления средств (сроки и величина оплаты за кредит) Закон о банкротстве не содержит. В подобной форме помощь может быть оказана учредителями (участниками) должника, собственником имущества унитарного предприятия, кредиторами должника и иными лицами.

2. Обеспечение поручительств либо банковских гарантий должнику. Эта форма финансовой помощи, как правило, дает возможность должнику привлечь относительно недорогие дополнительные денежные средства, обеспечить заключение сделок на условиях отсрочки или рассрочки платежа с выгодными условиями. Гарантии и поручительства могут быть выданы по просьбе должника его учредителями (участниками), собственником его имущества, кредиторами должника, кредитными, страховыми организациями и иными лицами.

3. Отсрочка и/или  рассрочка платежа. При отсрочке возврат долга переносится на более поздний срок. При рассрочке выполнение денежного обязательства осуществляется не в полном объеме единовременно, а несколькими платежами в течение определенного временного периода.

4. Перевод долга организации-должника на другие лица с соглашения кредиторов. 

5. Прекращение, прощение долга: обязательство прекращается в результате снятия кредитором с должника лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает чужие права  в отношении имущества должника. Долг может быть прощен как полностью, так и частично.

6. Новация долга. Предусматривает замену существующего долга на иной путь изменения предмета или способа исполнения обязательства.

7.  Дополнительные различные вложения в уставный капитал организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Критерии и показатели для оценки несостоятельности организации

Закон о банкротстве 1992 г Закон Российской Федерации от 19.11.1992 №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» // Российская газета, №279, 30.12.1992 (документ утратил силу).. в качестве критерия несостоятельности использовал принцип неоплатности, в связи с чем под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Данное обстоятельство в значительной степени ущемляло интересы кредиторов, затягивало рассмотрение дел в арбитражных судах, а главное - лишало возможности и арбитражные суды, и кредиторов применять различные меры и процедуры банкротства к неплатежеспособным должникам, у которых сумма кредиторской задолженности формально не превышала стоимости принадлежащего им имущества.

Иной подход был закреплен в Законе о банкротстве 1998 г Федеральный закон Российской Федерации от 08.01.1998 №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 №31-ФЗ). В соответствии с его положениями должник - юридическое лицо мог быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности; критерий неоплатности применялся лишь в отношении граждан.

Такой же позиции придерживается и Закон о банкротстве 2002 г., признавая в качестве основного критерий неплатежеспособности.

В рамках каждого из критериев закрепляется соответствующая система признаков несостоятельности (банкротства).

Закон о банкротстве 2002 г. в качестве одного из признаков банкротства устанавливает минимальный размер задолженности субъекта, в отношении которого инициируется дело о несостоятельности. Так, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., а к должнику-гражданину - не менее 10 тыс. руб.

Законодательное закрепление минимального размера требований кредиторов означает, что права кредиторов могут быть защищены лишь при наличии определенного минимума требований, при отсутствии которого данный механизм защиты прав кредиторов неприменим.

Вместе с тем из этого не следует, что в ходе осуществления процедур банкротства не могут быть защищены и учтены права тех кредиторов, размер требований которых является меньшим, чем установленный законом минимум, необходимый для признания субъекта банкротом.

Во-первых, данный минимум требований кредиторов может быть достигнут не только за счет учета прав отдельного кредитора, но и за счет совокупного требования кредиторов, размер требований каждого из которых существенно меньше установленной законом нормы Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.04.1995 №С1-7/ОП-237 // Вестник ВАС РФ, №7, 1995..

Во-вторых, установленное Законом о банкротстве 2002 г. ограничение минимального размера требований касается только требования кредитора-заявителя, необходимого для инициации процедуры банкротства, тогда как после начала осуществления процедуры банкротства механизм банкротства может быть использован и для защиты прав иных кредиторов, требования которых менее установленного законодательством минимального размера.

При определении признаков банкротства не должна учитываться задолженность, возникшая по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №271-ФЗ), включая долги по заработной плате работникам должника.

Размер обязательных платежей, принимаемых во внимание при определении наличия признаков банкротства должника, исчисляется без учета установленных законодательством штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций.

Итак, анализ действующего российского законодательства о банкротстве позволяет выделить следующие признаки несостоятельности субъекта предпринимательской деятельности:

- наличие денежного обязательств должника долгового характера;

- неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения:

- наличие задолженности гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица - не менее 100 тыс. руб.;

- официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) гражданина, а именно: превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

Для отдельных категорий должников Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает несколько иные признаки несостоятельности (банкротства). Так, в целях защиты прежде всего публичных интересов законодатель увеличивает срок неисполнения обязательств должником - стратегическим предприятием и размер требований к такому должнику по сравнению с общими признаками несостоятельности. Стратегическое предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и сумма требований должна составлять не менее 500 тыс. руб. (ст. 190 Закона о банкротстве 2002 г.).

В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" для возбуждения производства по делу о банкротстве кредитной организации необходимо, чтобы сумма требований к ней в совокупности составляла не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда и эти требования не были исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения. Либо необходимо, чтобы после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) была недостаточна для исполнения обязательств перед кредиторами и уплаты обязательных платежей.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" устанавливает, что для инициирования дела о несостоятельности соответствующего субъекта требования к должнику должны в совокупности составлять не менее 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда и указанные требования должны быть не погашены в течение шести месяцев. Кроме того, для указанных должников применяется критерий неоплатности, при котором размер общей кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость принадлежащего должнику имущества.

Следует заметить, что с 1 июля 2009 г. вступит в силу § 6 гл. IX Закона о банкротстве 2002 г., нормы которого будут регламентировать несостоятельность любых субъектов естественных монополий, данные положения закрепляют следующую систему признаков:

- размер задолженности - 500 тыс. руб.;

- срок неисполнения требований - шесть месяцев;

- подтверждение требования кредитора исполнительным документом;

- требования кредитора не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество кредиторов первой и второй очередей в соответствии со ст. 59 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 №186-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, №30, ст. 3591.", непосредственно не участвующее в производстве (валютные ценности, ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника и т.д.).

Информация о работе Критерии отнесения предприятия к несостоятельному