Кредит, его сущность, формы и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

В условиях долгосрочного финансово-экономического кризиса многие белорусские предприятия столкнулись с проблемой нехватки средств для стабильного функционирования и развития производства. Решением могут стать заемные финансовые ресурсы. Но волатильность курсов ведущих мировых валют, колебание процентных ставок и изменчивость денежно-кредитной политики на внутреннем рынке требуют особой тщательности при выборе источников кредитных ресурсов, способов привлечения заемных финансовых средств и других параметров. В свою очередь, несостоятельность многих экономических субъектов как кредитополучателей негативно отразилось на финансовом состоянии большинства кредитных учреждений.

Содержание

Введение
1. Кредит, его сущность, функции и принципы организации
2. Виды и формы кредита и их функционирование в рыночных условиях
3. Проблемы, перспективы и направления развития кредита в рыночных условиях (на примере республики Беларусь)
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Кредит, его сущность, формы и функции.docx

— 77.43 Кб (Скачать)

Анализ кредитного рынка  Республики Беларусь позволяет сделать вывод, что все показатели Основных направлений денежно-кредитной политики Беларуси в первом квартале 2009 года выполнены в полном объеме.

Курс белорусского рубля  не выходил за рамки установленного Нацбанком коридора в плюс/минус 5% к корзине иностранных валют. В апреле отмечалось укрепление белорусского рубля по отношению к доллару США и его ослабление к евро и российскому рублю.

В январе-апреле опережающими темпами шло кредитование экономики. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем кредитных ресурсов, выделенных реальному сектору экономики, увеличился более чем в 1,5 раза, а по таким приоритетным направлениям как жилье - более чем в 1,6 раза.

Платежная система страны также работала без сбоев. За четыре месяца 2009 года по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года оборот по платежам увеличился по сумме в 1,55 раза.

На основании вышеприведенного статистического материала можно  сделать вывод, что, несмотря на удары  мирового финансового кризиса, белорусская  кредитная сфера работала в нормальном режиме в первом квартале 2009 г [16].

Однако, во втором квартале 2009 г. наблюдается рост негативного воздействия финансово-экономического кризиса на денежно-кредитную сферу. Одной из крупных проблем является рост проблемных кредитов у белорусских банков. К первому августа доля проблемных кредитов в банковском портфеле достигла 737,3 млн. долларов. За июль проблемные займы в кредитном портфеле белорусских банков выросли на 131,7 млн. долларов. По сравнению с началом года проблемные кредиты в банковском портфеле увеличились к первому августа в 2,63 раза. Причем в июле в банках ускорилось увеличение доли проблемных кредитов.

В первом полугодии проблемные кредиты в банковском портфеле постоянно  увеличивались. На первое января доля проблемных кредитов в банковском портфеле составляла 280,6 млн. долларов и каждый последующий месяц увеличивалась. Однако прирост проблемных кредитов в месяц составлял 50-70 млн. долларов. В июле увеличение проблемных кредитов в банковском портфеле ускорилось, за один месяц проблемные кредиты выросли на 131,7 млн. долларов (рисунок 2.1).

 

 

Рис. 2.1. Увеличение проблемных активов в портфеле банков Республики Беларусь, млн. руб. (январь – август 2009 г.)

 

Доля проблемных кредитов в общем кредитном портфеле банков на первое августа составила 1,3%, увеличившись с начала года более чем в два  раза. (На первое января 2009 года доля проблемных кредитов в кредитном портфеле банков составляла 0,59%).

За январь-июль кредиты, выданные белорусскими банками, увеличились  на 24% и составили 55,538 трлн. рублей. В  структуре выданных кредитов доля кредитов в национальной валюте составила 68% (37,774 трлн. рублей). Доля кредитов в иностранной  валюте – 32% (17,763 трлн. рублей). За январь-июль объем кредитов в иностранной  валюте вырос на 28,4%, кредитование в  национальной валюте за аналогичный  период увеличилось на 22,1%.

Национальный банк полагает, что в этом году доля проблемных активов не перешагнет допустимую норму.

Согласно основным направлениям денежно-кредитной политики, доля проблемных активов в банковской системе не должна превысить 5%. В то же время Нацбанк Республики Беларусь ожидает, что в будущем году доля проблемных активов может вырасти. Поэтому при подготовке основных направлений денежно-кредитной политики на будущий год Национальный банк планирует увеличить вдвое планку проблемных активов – с 5% до 10% [16].

Также крупной проблемой  кредитной системы страны является отток депозитов и ухудшение  качества активов, с которым белорусские банки могут столкнуться. Повышение давления на банковскую систему будет вызвано снижением деловой активности экономических субъектов и реальных доходов населения. Фактическое и ожидаемое ухудшение макроэкономических показателей приведет к сокращению реальных доходов населения и предприятий и, как следствие, к уменьшению их свободного ресурса.

Правительство задекларировало уменьшение дотаций ряду отраслей, а банки сократили темпы кредитования. Это может привести к расходованию части свободных на текущий момент средств, то есть к изъятию таких ресурсов с банковских депозитных счетов физических и юридических лиц.

Однако на данный момент ситуация в банковской системе остается относительно стабильной. В январе - августе 2009 г. вклады населения в белорусских банках увеличились на 27,4% или более чем на 3,42 трлн. белорусских рублей.

В августе 2009 года сумма вкладов населения Беларуси в коммерческих банках страны возросла на 387,34 млрд. BYR, или на 2,4%. Рублевые вклады увеличились на 204,25 млрд. BYR (3%), вклады в иностранной валюте – на 52,2 млн. USD (1,6 процента).

Это выше результатов за июль 2009 года, когда прирост вкладов составил 355,5 млрд. BYR, а валютных – 50,2 млн. USD (рисунок 2.2).

 

Рис. 2.2. Рост вкладов населения, млн.руб. (январь – август 2009 г.)

 

Таким образом, сумма валютных депозитов населения на 1 августа 2009 года превысила рублевые в 1,32 раза. На аналогичную дату прошлого года ситуация была противоположной: тогда  рублевые депозиты превосходили валютные в 1,9 раза.

Что касается юридических лиц, то здесь ситуация обратная. По сравнению с началом года депозиты юридических лиц сократились почти на 400 млн. рублей — с 12,939 млрд. рублей на 1 января до 12,557 млрд. рублей на 1 августа. Причем депозиты в национальной валюте сократились по сравнению с началом года более чем на 2 млрд. рублей — с 8,26 млрд. рублей на 1 января до 6,11 млрд. рублей на 1 августа [16].

Серьезно подорвать стабильность банковской системы может вынужденная  гонка предприятий за показателями при отсутствии для этого необходимых  ресурсов. Однако в период кризиса  они столкнулись с недостатком оборотных средств. Одним из способов их пополнения являются кредитные ресурсы. В январе-июне экономике было выдано 8,6 трлн. рублей долгосрочных кредитов. По сравнению с январем-июнем 2008 года их прирост составил 28,7% (в сопоставимых ценах — 12,3%).

Но с ростом кредитования выросла и кредиторская задолженность. По данным Минстата РБ, кредиторская задолженность предприятий на 1 июля 2009 года составила 15,1 трлн. рублей и по сравнению с 1 июля 2008 года увеличилась на 13,8%. По сравнению с началом года она увеличилась на 16,5%, в том числе за июнь — на 5,9%.

В сложившихся экономических условиях кредитование в Беларуси сопряжено со значительными рисками. В частности, из-за отраслевой концентрации кредитных вложений и использованием директивного подхода к участию банков в целевых программах поддержки отдельных отраслей. В ряде случаев это является государственным дотированием убыточных предприятий. В случае приостановки действия отдельных программ качество кредитных портфелей банков-участников может значительно ухудшиться.

Крупной проблемой для кредитного сегмента страны и экономики в целом будет рефинансирование уже выданных кредитов с целью недопущения массовых банкротств, а также снижения реальной платежеспособности компаний-заемщиков.

Следует отметить, что относительная  стабильность денежно-кредитной сферы  Республики Беларусь и соблюдение Основных направлений денежно-кредитной политики на 2009 г. в значительной степени происходило  за счет золотовалютных резервов.

С 10 июля по 1 августа 2009 года золотовалютные резервы Беларуси в  определении МВФ сократились  на 277 млн. долларов – с 3,442 до 3,165 млрд. долларов. В национальном определении (с учетом резервов в ОКВ, драгметаллах, отличных от монетарного золота, и  драгоценных камнях) ЗВР страны снизились  на 253 млн. долларов – с 3,877 до 3,624 млрд. долларов. Таким образом, белорусских  резервов не достаточно для финансирования полугодового дефицита внешней торговли. По данным за первое полугодие, отрицательное  сальдо внешней торговли Беларуси составило  минус 3,95 млрд. долларов.

Как утверждают в Нацбанке, «текущий размер золотовалютных резервов РБ позволяет Национальному банку  обеспечивать стабильность динамики курса  национальной валюты в пределах, установленных  Основными направлениями денежно-кредитной  политики Республики Беларусь на 2009 год». Представители банка также указывают, что по объему чистых международных  резервов страна полностью укладывается в показатели, согласованные с  МВФ в рамках программы stand-by. Но достаточно высокий уровень ЗВР обеспечивается внешними заимствованиями и поступлениями  от приватизации госсобственности. В  январе 2009 года Беларусь получила первый транш кредита МВФ в размере 788 млн. долларов. В июле МВФ выделил  второй транш в размере 679,2 млн. долларов. Кроме того, в марте ЗВР пополнились  очередным траншем российского  кредита на сумму 500 млн. долларов, а  в феврале стране поступили 625 млн. долларов от продажи 12,5% акций ОАО «Белтрансгаз» и 250 млн. долларов произведенной «Газпромом» предоплаты за транзит российского газа по территории Беларуси в течение года. Если учесть, что на начало года – до этих вливаний – ЗВР Беларуси в определении МВФ составляли 3,061 млрд. долларов, то получается, что все кредитные ресурсы и иные внешние поступления, за счет которых пополняются резервы, за исключением 100 млн. долларов Беларусь за 7 месяцев потратила на финансирование дефицита внешней торговли и поддержание курса национальной валюты. Эксперты МВФ признают, что соотношение внешнего долга и ВВП у Беларуси достаточно низкое и резерв для дальнейших заимствований есть. 29 июня Совет директоров фонда одобрил увеличение объема кредитной программы stand-by для Беларуси на 1 млрд. долларов до 3,52 млрд. До конца года Беларусь ожидает поступление от МВФ еще 1,35 млрд. долларов двумя траншами. Тем не менее, соотношение ЗВР и краткосрочного внешнего долга у Беларуси остается очень высоким – по этому тревожному показателю мы проигрываем всем развивающимся странам Европы и Центральной Азии. Фактически наша страна входит в список государств региона, спасающихся от дефолта лишь с помощью активных внешних заимствований.

Эксперты Международного валютного фонда считают необходимым еще более ужесточить кредитную политику в Беларуси. Учитывая, что уровень процентных ставок уже высок, следует ввести строгие ограничения на кредитование в рамках госпрограмм. МВФ считает, что это не только приведет к снижению спроса на импорт, но также будет способствовать более эффективному управлению рисками в банках. Ослабление этой политики должно происходить при условии продолжения снижения инфляции и восстановления уровня резервов. Эксперты МВФ также подчеркивают необходимость усиления операционной независимости Нацбанка путем изменения законодательства, что будет способствовать реализации жесткой денежно-кредитной политики и проведению эффективного банковского надзора [17].

Национальный банк совместно  с Правительством Республики Беларусь продолжает реализацию всех необходимых  защитных мер по ограничению влияния  мирового финансово-экономического кризиса  на денежно-кредитную сферу и на экономику страны в целом, неустойчивости внешнеэкономической среды и курсов ведущих валют.

Предполагается решение  следующих задач:

недопущение годовой инфляции выше 5 %;

создание третьего уровня кредитно-финансовых учреждений —  специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений с ограниченными лицензионными  полномочиями и без права ведения  расчетных счетов юридических и  физических лиц (инвестиционные, трастовые, ипотечные и т.д.);

формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем полное покрытие рублевой денежной базы.

достижение свободной  конвертируемости белорусского рубля  на национальном и внешних валютных рынках.

Основной вектор преобразований в денежно-кредитной политике Республики Беларусь — переход к зрелым рыночным институтам и механизмам.

Одновременно будет совершенствоваться методологическая база регулирования  и надзора за банками, координация  деятельности Национального банка  с другими органами денежно-кредитного регулирования.

В целом денежно-кредитная  политика будет проводиться в четком соответствии с макроэкономическими параметрами социального и экономического развития страны и будет направлена на стабилизацию экономики Республики Беларусь и повышение благосостояние населения.

Для минимизации последствий  финансово-экономического кризиса  и укрепления устойчивости банковской системы в 2009 г. проводилась жесткая  денежно-кредитная политика. В результате этого обеспечены: стабильная стоимость  корзины иностранных валют в  пределах установленного коридора допустимых изменений; развитие и укрепление банковского  сектора страны, рост его ресурсной  базы, нормативного капитала; эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы.

Проводимая кредитная  политика, была направлена, как и  ранее, на максимально допустимое удовлетворение потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах. Увеличилось  льготное кредитование жилищного строительства. За январь – сентябрь было выдано таких  кредитов физическим лицам и сельскохозяйственным организациям на сумму 3,2 трлн. рублей, что в 1,7 раза превышает объем  выдачи за такой же период прошлого года. Наряду с льготным кредитованием  населения банковская система активно  предоставляла кредиты физическим лицам на строительство и приобретение жилья на общих основаниях. Так, по состоянию на 1 октября 2009 г. задолженность  физических лиц по таким кредитам достигла 2,45 трлн. рублей. Это в 1,4 раза больше, чем на сопоставимую дату прошлого года.

Информация о работе Кредит, его сущность, формы и функции