Контрольная работа по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 00:11, контрольная работа

Описание работы

1 вопрос: Учет государственных ценных бумаг (ГКО) и их переоценка.
2 вопрос: Внутрибанковский контроль.

Работа содержит 1 файл

бу в кр орг.docx

— 28.43 Кб (Скачать)
     Вопрос 1. Учет государственных ценных бумаг (ГКО) и их переоценка.
     Дилеры  и инвесторы учитывают купленные  ими за свой счет облигации на отдельных  лицевых счетах по каждому выпуску  в зависимости от срока: до востребования; до 30 дней; от 31 до 90 дней; от 91 до 180 дней; от 181 дня до 1 года; свыше 1 года до 3 лет; свыше 3 лет.

     Каждая  облигация отражается в учете  по ее покупной цене в хронологическом  порядке приобретения по активным балансовым счетам первого порядка 501 и 502.

     Одновременно  дилеры учитывают облигации, принадлежащие инвесторам, заключившим с данным дилером договор на обслуживание по суммарной номинальной стоимости, по внебалансовому счету  
90803 – Ценные бумаги на хранении по договорам хранения. Дилеры ведут раздельный учет облигаций, принадлежащих инвесторам, и облигаций, принадлежащих самому дилеру. По облигациям, принадлежащим инвесторам, учет ведется раздельно по каждому инвестору, а внутри его – по каждому выпуску. Количество облигаций, купленных дилером за свой счет, должно совпадать с остатком облигаций по “счету А” данного дилера в депозитарии. Количество облигаций, купленных за счет инвесторов, по которым дилер выступает субдепозитарием, должно совпадать с остатком облигаций по счету “В” данного дилера в депозитарии.

     Облигации, купленные дилерами и инвесторами, подлежат периодической переоценке. Под переоценкой понимается определение  балансовой стоимости облигаций, которые  находятся в портфеле дилера или  инвестора, по состоянию на конец соответствующего рабочего дня. Техника переоценки такова: умножается количество облигаций, находящихся в портфеле дилера или инвестора в момент окончания соответствующего рабочего дня, на их “рыночную цену”. Под “рыночной ценой” облигации понимается средневзвешенная цена облигации на аукционе (на первичном рынке).

     Переоценка  облигаций осуществляется дилерами в день проведения торгов. Переоценка облигаций инвесторами осуществляется только в день проведения ими операций по покупке или продаже облигаций – по “рыночной цене” этого дня.

     Увеличение  балансовой стоимости облигаций, произошедшее в результате переоценки, является доходом дилера или инвестора  и подлежит перечислению на его счет.

     На  каждый отдельный выпуск облигаций  открывается специальный журнал, образец которого приведен ниже. На обложке журнала делается запись о дате открытия, проставляется наименование, государственный регистрационный  номер выпуска облигаций, учитываемых  в данном журнале, дата выпуска и  дата погашения облигаций. Журнал может  вестись в электронной форме  с обязательной ежедневной распечаткой  всех записей за рабочий день.

     Каждая  страница пронумеровывается в порядке  возрастания и подписывается  ответственным сотрудником, на которого возложен контроль за правильностью  ведения операций с ценными бумагами.

     Основанием  для совершения записей в журнале лицевого учета служат выписки из реестров сделок ММВБ, а для кредитных организаций, не являющихся дилерами, – договоры с дилерами и отчеты о выполнении поручений на покупку или продажу.

     Журнал  заполняется в следующем порядке: в колонке 1 указывается дата проведения операций; первой строкой в колонки 1-4 вносятся данные об остатке облигаций данного выпуска на начало рабочего дня; в колонки 2-4 построчно вносятся данные о всех сделках по покупке облигаций за рабочий день; в колонки 5-7 построчно и независимо от данных колонок 2-4 вносятся данные о всех сделках по продаже облигаций за рабочий день; вносится “рыночная цена” рабочего дня по данному выпуску облигаций; указывается объем переоцененного по новой “рыночной цене” портфеля облигаций данного выпуска; производится вычисление изменения стоимостного объема портфеля облигаций данного выпуска (остаток на начало по колонке 4 вычитается из остатка на конец по колонке 4), если результат положительный, то стоимость облигаций в портфеле дилера или инвестора возросла, если отрицательный – то уменьшилась; производится вычисление сальдо расчетов с другими участниками рынка (итоги оборотов по колонке 4 вычитаются из итогов оборотов по колонке 7), если результат положительный, то сумма выручки от продажи облигаций превышает сумму затрат на покупку облигаций, если отрицательный – то наоборот; определяется сумма переоценки портфеля, изменение стоимостного портфеля суммируется с сальдо расчетов, если сумма переоценки положительная, то дилер или инвестор получил прибыль за счет разницы цен, если отрицательная – убыток; производится расчет суммы комиссионного вознаграждения ММВБ, которое подлежит уплате дилером в пользу ММВБ, при этом сумма вознаграждения указывается отдельной строкой (сумма вознаграждения указывается со знаком “минус”); порядок начисления комиссионного вознаграждения определяется в договоре дилера с ММВБ.

     Данные  на конец каждого рабочего дня  являются одновременно данными на начало следующего рабочего дня. Запись данных за новый рабочий день начинается с новой страницы журнала. Кредитная организация в сводном журнале оборотов ведет журнал оборотов по операциям с государственными краткосрочными облигациями, в котором отражаются общие результаты брокерских или инвестиционных операций. При использовании очередного журнала оборотов открывается его новый том. Полностью использованный журнал оборотов закрывается и хранится постоянно.

     Изменение портфеля 128 040 тыс. руб. Сальдо расчетов 128 040 тыс. руб. Сумма переоценки 0 тыс. руб. Комиссия ММВБ 128 040,40 тыс. руб. Налог 1280,40 тыс. руб.

     После осуществления вышеперечисленных записей и вычислений по журналам в тот же рабочий день составляется внутреннее распоряжение в бухгалтерию на осуществление соответствующих бухгалтерских проводок. В распоряжении содержатся указания на дебетование и кредитование соответствующих балансовых счетов. Долговые обязательства Российской Федерации:

     50101 – Приобретенные по операциям Репо;

     50102 – Приобретенные для перепродажи;

     50103 – Приобретенные для инвестирования; 70102 – Доходы, полученные от операций с ценными бумагами; 70204 – Расходы по операциям с ценными бумагами; 70501 – Использование прибыли отчетного года в соответствии с итогами, определенными по журналу сводных итогов.

     Распоряжение  подписывается ответственным руководителем  и на следующий рабочий день передается в бухгалтерию для исполнения. Бухгалтерия обязана произвести указанные в распоряжении бухгалтерские  проводки в день приема этого распоряжения. При исполнении распоряжения в числе  других операций производится “разноска” по балансовым счетам средств, оприходованных на балансовый активный счет 60322 – Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами, субсчет “Расчеты с валютными и фондовыми биржами” или пассивный счет 60321 – Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами, субсчет “Расчеты с валютными и фондовыми биржами”. При этом сумма итога по колонке 2 журнала сводных итогов должна быть равна сумме, учтенной по пассивному счету 60321 – Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами, субсчет “Расчеты с валютными и фондовыми биржами”, либо сумма итога по колонке 3 журнала сводных итогов должна быть равна сумме, учтенной по активному счету 60322 – Прочие дебиторы и кредиторы, субсчет “Расчеты с валютными и фондовыми биржами”.

     Если  сумма по расчету с ММВБ, оприходованная на пассивный счет 60321 – Расчеты  с валютными и фондовыми биржами  или активный субсчет 60322 – Расчеты  с валютными и фондовыми биржами, не совпадает с итогом колонки 2 или 3 журнала сводных итогов, то кредитная  организация все-таки осуществляет проводки, вытекающие из журнала сводных  итогов, оставляя выявленную сумму  разницы на счетах 60372 (активный), субсчет  “Расчеты с валютными и фондовыми  биржами”, 60321 (пассивный), субсчет “Расчеты с валютными и фондовыми биржами”, до урегулирования взаимоотношений  с ММВБ. После определения причин расхождений урегулирование разницы  происходит либо путем дополнительного  расчета с ММВБ, либо внесением  сторнирующих проводок в бухгалтерский  учет кредитной организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 2. Внутрибанковский контроль.
   В бухгалтерии кредитной организации  должны быть работники, на которых возлагается  обязанность осуществления последующего контроля совершенных бухгалтерских, включая кассовые, операций.

   Все бухгалтерские операции, совершенные  в предыдущем дне, в течение следующего рабочего дня должны быть полностью  проверены на основании первичных  документов, записей в лицевых  счетах, в других регистрах бухгалтерского учета.

   Кредитная организация должна организовывать и осуществлять внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень  надежности, соответствующий характеру  и масштабам проводимых бухгалтерских  операций.

   Контроль  осуществляется при открытии счетов, приеме документов к исполнению, а  также на всех этапах обработки учетной  информации, совершения операций и  отражения их в бухгалтерском  учете.

   Контроль  должен быть направлен на:

   ·    обеспечение сохранности средств и ценностей;

   ·    соблюдение клиентами положений по оформлению документов;

   ·    своевременное исполнение распоряжений клиентов на перечисление (выдачу) средств;

   ·    перечисление и зачисление средств в точном соответствии с реквизитами, указанными в расчетных документах, принимаемых к исполнению.

   Методы  и технические средства, применяемые  для осуществления внутреннего  контроля, определяет сама кредитная  организация исходя из конкретных условий  работы, характера операций и их объема.

   Контроль  осуществляется путем визуальной проверки документов, оформленных на бумажном носителе (бланке), с последующей  сверкой счетным методом равенства  оборотов по дебету и кредиту.

   По  операциям, требующим дополнительного  контроля, бухгалтерские записи совершаются  бухгалтерскими работниками, ведущими соответственно дебетуемый и кредитуемый  счета, только после проверки уже  оформленного документа специально выделенным сотрудником (контролером).

   При этом оформление документа и его  проверка удостоверяются собственноручными  подписями бухгалтерского работника  и контролера, а в необходимых  случаях – подписями других должностных  лиц. В установленных случаях  подпись заверяется печатью (штампом).

   Контроль  может обеспечиваться программным  путем, а также применением кодов, паролей и иных средств. Применяемые  аналоги собственноручной подписи  должны обеспечивать однозначную идентификацию  подписи бухгалтерского работника, контролера, а также других должностных  лиц, оформивших документ, проверивших  его и санкционировавших совершение операции и отражение ее в бухгалтерском  учете.

   В любом случае по операциям, требующим  дополнительного контроля, не допускается  их единоличное совершение одним  бухгалтерским работником.

   Организация контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках бухгалтерской и кассовой работы возлагаются на главного бухгалтера.

   Руководитель  кредитной организации наряду с  общим наблюдением за состоянием бухгалтерской работы обязан проверять  своевременность составления баланса  и отчетности, периодически осуществлять контроль за своевременностью и полнотой зачисления средств на счета клиентов, направлением расчетных и кассовых документов по назначению.

   Руководитель  кредитной организации обязан обеспечить контроль за надлежащим хранением и  использованием печатей, штампов и  бланков, с тем чтобы исключить  возможность их утери или использования  в целях злоупотреблений. Учет печатей  и угловых штампов кредитной  организации ведется в специальной книге, где указываются фамилии,  должности лиц, у которых они находятся, и выдаются им под роспись. Книга должна храниться в несгораемом шкафу у руководителя кредитной организации или (по его усмотрению) у главного бухгалтера. Под штампом понимается прямоугольная или иной формы печать, в которой в зависимости от назначения указываются наименование кредитной организации, ее адрес, телефоны или название структурного подразделения кредитной организации, номер БИК, а при необходимости – текстовое изображение совершаемой операции (принято, проведено и др.). В штамп можно включить фамилию и инициалы работника кредитной организации, подписывающего документы, и календарную дату.

   Надежно должны храниться фирменные бланки с названием кредитной организации.

   Рабочие места сотрудников кредитной  организации должны быть расположены  так, чтобы клиенты и другие посторонние  лица не имели доступа к печати, штампам, документам и бланкам кредитной  организации, к экранам ЭВМ.

   При применении технических средств  руководителем кредитной организации  должно быть обеспечено:

   ·     ограничение доступа к совершению операций;

   ·     конфиденциальность применяемых кодов и паролей;

   ·     невозможность использования аналога собственноручной подписи другим лицом;

   ·     применение программного обеспечения, позволяющего своевременно устранять попытки несанкционированного доступа.

   Обязательной  и неотъемлемой частью внутреннего  контроля является постоянный последующий  контроль.

   Главные бухгалтеры кредитных организаций, их заместители, начальники отделов  и работники последующего контроля обязаны по должности систематически производить последующие проверки бухгалтерской и кассовой работы.

   При проверках контролируется правильность учета и оформления надлежащими  документами совершенных операций.

   В процессе последующих проверок должны вскрываться причины выявленных нарушений правил совершения операций и ведения бухгалтерского учета  и приниматься меры к устранению недостатков.

   Последующие проверки проводятся с таким расчетом, чтобы работа каждого бухгалтерского работника проверялась в сроки, установленные руководителем, но не реже одного раза в год.

   Состав  работников, привлекаемых к проведению последующих проверок, помимо специальных  работников по контролю, заместителей главного бухгалтера и начальников  отделов, определяется главным бухгалтером  исходя из объема выполняемых кредитной  организацией операций.

   Результаты  последующих проверок оформляются  справками; руководящие работники (руководитель или его заместители) кредитной  организации обязаны в пятидневный  срок после получения справки  о недостатках, выявленных при последующий  проверке, лично рассмотреть справку  в присутствии сотрудников бухгалтерского аппарата и принять необходимые  меры для устранения причин, вызвавших  отмеченные недостатки.

   Главный бухгалтер обязан установить наблюдение за устранением недостатков, выявленных последующими периодическими проверками, и в необходимых случаях организовать повторную проверку.

   Исправление ошибочных записей в зависимости  от времени их выявления и бухгалтерских  регистров производится в следующем  порядке.

   Ошибки  в записях, выявленные бухгалтерскими работниками и контролерами при  текущей, до заключения баланса, проверке лицевых счетов, исправляются путем  зачеркивания неправильно записанных сумм и написания над ними правильных сумм. Эти записи заверяются подписью бухгалтерского работника. Если запись подлежит аннулированию как ошибочная, то бухгалтерский работник вычеркивает тонкой чертой всю запись и рядом с зачеркнутой суммой делается надпись «Не считать», заверяя эту надпись своей подписью. Одновременно вносятся исправления во все взаимосвязанные регистры бухгалтерского учета.

   Если  по условиям обработки таким способом исправления внести нельзя, то ошибочные  записи исправляются путем сторнирования (обратным сторно) ошибочной записи и проводки новой, правильной записи. Сторнированная запись в регистрах  помечается отличительным знаком. Для  провода составляются текущим днем два ордера – сторнированный и  правильный. Ордера подписываются, кроме  бухгалтерского работника, контролирующим работником.

   Ошибочные записи, выявленные после составления  баланса, должны исправляться обратными  записями по счетам, по которым сделаны  неправильные записи (обратное сторно). Исправление производится в день выявления. Если для исправления  ошибочных записей требуется  списание средств со счетов клиентов, то необходимо получить их письменное согласие, если иное не предусмотрено  договором счета. Списание средств  со счета клиента производится с  соблюдением очередности платежей. При отсутствии средств на счете  клиента списание производится со счета  учета прочих дебиторов и кредитная  организация принимает меры к  восстановлению этих средств.

   Исправление оформляется мемориальным исправительным ордером за подписью бухгалтерского работника, контролирующего работника, главного бухгалтера или (по его поручению) заместителем главного бухгалтера.

   Исправительные  ордера составляются в четырех экземплярах, из которых первый экземпляр служит ордером, второй и третий экземпляры являются уведомлениями для клиентов по дебетовой и кредитовой записям, а четвертый экземпляр остается в ордерной книжке. Книжка эта должна храниться у главного бухгалтера или его заместителя. Ордера нумеруются отдельными от других документов порядковыми номерами.

   В тексте исправительного ордера должно быть указано, когда и по какому документу  была допущена неправильная запись, а  если она вызвана заявлением клиента, то делается ссылка на это заявление. При этом на обороте четвертого экземпляра ордера отмечается, по чьей вине допущена ошибочная запись, указываются должность  и фамилия исполнителя, а также  лица, проконтролировавшего неправильную запись. Заявления, послужившие основанием для составления исправительных ордеров, должны храниться в документах дня при этих ордерах.

   В лицевом счете против ошибочной  записи, сумма которой была впоследствии сторнирована, делается отметка «Сторнировано» с указанием даты исправительной записи и номера исправительного  ордера. Отметка эта заверяется подписью главного бухгалтера или его заместителя, подписавшего исправительный ордер.

   Пользуясь копиями исправительных ордеров, оставшимися  в книжке, главный бухгалтер ведет  учет ошибок в работе сотрудников, изучает  причины ошибок и принимает меры к улучшению работы.

   В случае, когда требуется перенести  учет каких-либо операций с одного счета  на другой счет либо в другую кредитную  организацию, бухгалтерскими проводками перечисляется только остаток счета.

   В целях обеспечения составления  годового отчета в целом по кредитной  организации, получения полной и  достоверной информации о работе кредитной организации часть  операций за истекший год проводится заключительными оборотами в  соответствии с указаниями по составлению  годового бухгалтерского отчета.

   Заключительными оборотами являются обороты по отдельным  счетам и операциям, проводимые в  новом году, но подлежащие учету  как обороты истекшего года.

   Предельный  срок совершения заключительных оборотов устанавливается Банком России. Главный  бухгалтер кредитной организации  имеет право устанавливать срок совершения заключительных оборотов только по внутрибанковским счетам, не включая  счета клиентов, с таким расчетом, чтобы не задержать перечисление остатков централизованных счетов и  высылку годового отчета в установленный  срок с учетом указаний Банка России по этому вопросу.

   Выписки из лицевых счетов по заключительным оборотам прикладываются к выпискам текущего года в качестве расшифровки  итогов оборотов, относящихся к прошлому году.

   По  внутрибанковским счетам заключительные обороты могут записываться в  лицевые счета истекшего года без отражения в лицевых счетах нового года. В таком же порядке в лицевых счетах истекшего года могут производиться записи заключительных оборотов по закрытию остатков транзитных счетов.

   На  документах по заключительным оборотам ставится штамп или делается надпись  «По заключительным оборотам». Документы  по заключительным оборотам подбираются  в отдельную пачку, но брошюруются  вместе с документами данного  дня по операциям нового года.

   Сверка  аналитического учета с синтетическим  по оборотам производится раздельно  по заключительным оборотам прошлого года и по оборотам текущего года, а  остатки сверяются в обычном  порядке.

   До  перечисления вышестоящему банку остатки  по транзитным счетам сверяются с  соответствующими организациями, которым  выдаются выписки из этих счетов.

   В период проведения заключительных оборотов, установленный Банком России (с 1 января по день окончания заключительных оборотов), в ежедневной оборотной ведомости по каждому счету второго порядка, по которому были проведены операции с заключительными оборотами, а также по итоговым строкам (по балансовым счетам первого порядка, разделам, по активу и пассиву и по строке «ВСЕГО ОБОРОТОВ») обороты показываются по двум отдельным строкам, по первой строке – обороты нового года, по второй – заключительные обороты. В этом случае в графе 3 «Наименование разделов и счетов баланса» ежедневной оборотной ведомости по первой строке указывается наименование счета второго порядка, а по второй строке – «ЗО» (заключительные обороты).

   По  окончании заключительных оборотов составляются оборотная ведомость  по всем заключительным оборотам, а  также оборотная ведомость за год и баланс на 1 января с включением заключительных оборотов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

Информация о работе Контрольная работа по "Бухгалтерскому учету"