Контроль как элемент управления экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 07:56, контрольная работа

Описание работы

Роль финансового контроля проявляется в результатах практического использования функций финансов - распределительной и регулирующей, которые неразрывны и должны быть реализованы в интересах повышения эффективности использования финансовых ресурсов. Адекватное отражение взаимосвязи данных функций в праве, в создании соответствующих контрольных органов, в регулировании их деятельности создает необходимую правовую базу эффективного использования финансовых ресурсов.

Содержание

1. Сущность и роль финансово-экономического контроля в управлении экономикой………………………………………………………………...
3
2. Влияние финансово-экономического контроля на управление экономикой………………………………………………………………...
6
3. Направления и развития финансово-экономического контроля в условиях рыночного хозяйствования……………………………………
14
Список литературы…………………………….…………………….…… 24

Работа содержит 1 файл

Копия (2) Контроль и ревизия.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

       Таким образом, структура подотрасли финансового  права финансового контроля имеет  сложный характер. Нормы, его образующие, носят всеобъемлющий, всепроникающий характер и содержатся как в общей, так и в особенной части  финансового права. Названные нормы могут различаться по следующим основаниям: 1) по целям и задачам осуществления финансового контроля в конкретной сфере финансовой деятельности; 2) по объектам (содержанию или направлениям его осуществления); 3) по формам и методам; 4) по органам, на которые возложено его проведение (при этом необходимо учитывать их правовой статус и полномочия); 5) осуществление конкретных видов финансового контроля регламентируется соответствующими нормативными актами, т.е. имеются "собственные" источники права.

       В основе финансового контроля лежат  определенные принципы, которые отражают его сущность. Среди них следует  выделить [9]:

       1) осуществление финансового контроля  компетентными органами. Данный  принцип состоит в том, что  осуществлять финансовый контроль  могут только специально уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления и иные организации. Однако следует отметить, что инициатором проведения финансового контроля могут быть любые заинтересованные лица, а привлекаться к осуществлению контрольных мероприятий могут граждане и организации, способные оказать действенную помощь.

       2) результативность финансового контроля - проявляется в своевременности  проведения контрольных мероприятий,  выявлении реальных результатов  финансово-хозяйственной деятельности, нарушений финансовой дисциплины, в своевременности доведения полученных результатов до лиц, правомочных принимать соответствующие решения о принятии мер по устранению причин финансовых правонарушений и привлечении виновных к юридической ответственности. Конечным результатом финансового контроля должно стать совершенствование финансово-хозяйственной деятельности.

       3) гласность финансового контроля - состоит в обнародовании результатов  финансового контроля, в их публичном  обсуждении, привлечении к ним внимания государственных органов, общественных организаций и граждан. Есть необходимость также в обнародовании тех мер, которые были приняты по выявленным в процессе финансового контроля нарушениям и недостаткам.

       Сущность  финансового контроля также находит свое отражение в его задачах. Одной из них является обеспечение финансовой дисциплины в сфере публичных финансов, предполагающее проверку своевременности и полноты исполнения обязательств перед бюджетами всех уровней, операций по использованию централизованных и децентрализованных государственных и муниципальных денежных фондов. При этом финансовый контроль призван обеспечить соблюдение действующего законодательства в области исполнения бюджетов различных уровней, налогообложения, валютных операций, регулирования внешнеэкономической деятельности и др. Эффективность контроля неразрывно связана с ответственностью за нарушения финансовой дисциплины, предусматривающей административные и финансово-правовые меры воздействия.

       Финансовый  контроль - это не только средство обеспечения законности и правопорядка при осуществлении финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Он предполагает наличие обратных связей, выражающихся в активном воздействии контроля на более рациональное использование финансовых ресурсов, в устранении препятствий оптимальному функционированию всех звеньев публичного сектора финансовой системы. Этим целям служат укрепление режима экономного использования денежных средств и материальных ценностей на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности. Таким образом, мы можем говорить о второй не менее важной задаче финансового контроля - повышении эффективности публичных финансов [1].

       Финансовый  контроль выступает формой реализации контрольной функции финансов, т.е. присущего финансам свойства служить средством контроля за производством, обменом, распределением и потреблением совокупного общественного продукта и национального дохода. Иными словами, контрольная функция финансов является объективной основой финансового контроля, содействующей сбалансированности между потребностью в финансах и наличием финансовых ресурсов.При этом необходимым условием эффективности финансового контроля является четкая правовая регламентация всех аспектов контрольной деятельности: определения ее границ, методов и форм осуществления, установления правового статуса контрольных органов, объема их прав и обязанностей, т.е. всех тех элементов, которые составляют механизм финансового контроля

       Характерными  чертами финансового контроля являются [1]:

       - осуществление в сфере отношений,  складывающихся при образовании,  распределении и использовании  денежных фондов государства  и органов местного самоуправления;

       - реализация посредством деятельности  государственных или иных органов,  наделенных законом соответствующими  контрольными полномочиями;

       - осуществление в целях обеспечения  законности, охраны собственности  правильного, эффективного и экономного  использования бюджетных средств, обнаружения нарушений финансовой дисциплины, выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Направления и развития финансово-экономического контроля в условиях рыночного хозяйствования 

       Среди актуальных общественных проблем вопросы финансового контроля всегда занимали особое место. От их решения во многом зависит то, какими путями, какими темпами осуществляется развитие общества, как обеспечивает государство социально-экономическое благополучие своих граждан и многое другое.

       Строгий и действенный государственный  финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического общества, правового государства. Такой контроль обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов, что в свою очередь предполагает ответственность органов власти за законность и эффективность финансового управления.

       Концепция реформирования бюджетного процесса в  Российской Федерации в 2004-2006 гг., утвержденная постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249, определила ряд задач и направлений совершенствования бюджетного процесса. Контрольная составляющая в самом постановлении представлена, мягко говоря, весьма скупо. За рамками действующей концепции реформирования бюджетного процесса остается ряд существенных вопросов, основным из которых является – новая роль органов финансового контроля.

       Провозглашенной целью Концепции реформирования бюджетного процесса является повышение  результативности бюджетных расходов и оптимизация управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы РФ.

       Государственный финансовый контроль над расходами  бюджета как функция управления является одним из инструментов повышения  эффективности бюджетных расходов. Надо отметить, что именно эта цель – повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, являющаяся актуальной практически для всех стран, преследуется в рамках проводимой в настоящее время в Российской Федерации бюджетной реформы. В свою очередь государственный финансовый контроль является элементом бюджетной политики государства, следовательно, совершенствование бюджетной политики в целом должно определенным образом отразиться на системе государственного финансового контроля.

       Таким образом, изменение парадигмы бюджетного процесса в целом приводит к изменению парадигмы государственного финансового контроля. Но здесь встает вопрос, что первично курица или яйцо?

       Практически во всех развитых странах, где состоялся  переход к бюджетированию, ориентированному на результат, вначале была проведена реформа системы контроля, а затем уже внедрялись новые принципы бюджетного планирования. С теоретической точки зрения, это вполне логично: прежде, чем делегировать органам исполнительной власти, особенно на местах, новые финансовые полномочия, необходимо создать адекватную систему контроля.

       Контроль  исполнения бюджета и контроль бюджетных  расходов при бюджетировании, ориентированном  на результат, смещается из внешней  сферы во внутреннюю: от контроля за целевым использованием средств к контролю за достижением целевых показателей социальной и экономической эффективности.

       Главными  субъектами финансового контроля становятся министерства и ведомства, так как  именно министерства и ведомства  как главные распорядители бюджетных средств, в соответствии с бюджетным кодексом, определяют и планируют цели, а также рассчитывают и планируют ресурсы для их достижения. [1]

       Важную  роль в процессе контроля исполнения бюджета при бюджетировании, ориентированном  на результат, играют два документа – отчет об исполнении бюджета и отчет о результатах деятельности министерств. Данные, содержащиеся в этих отчетах, служат основой для принятия политических решений и для составления проектов бюджета на будущий период.

       В числе принципиальных новшеств, вводимой реформой в управление бюджетным процессом первостепенного внимания заслуживает вопрос о контроле за содержание докладов субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности. Концепция предусматривает ежегодное представление таких докладов в качестве основной формы отчетности и информационной базы для среднесрочного планирования в условиях новой организации бюджетного процесса. Важнейшим разделом докладов является оценка результативности бюджетных расходов и обоснование мер по ее повышению.

       За  содержание и достоверность доклада  отвечает его составитель. Используют доклад в целях оценки деятельности распорядителей и получателей средств  и возможностей дальнейшего выделения  ассигнований органы исполнительной власти, которым документ представляется. Таким образом, какой-либо контроль за достоверностью содержания доклада из этой схемы исключен полностью. Достоверность представляемых сведений обеспечивается только мотивацией получателя бюджетных средств к поиску резервов и повышению эффективности деятельности. Возможность проверки, тем более гарантии положительного посыла этой мотивации отсутствует.

       В результате фактического отстранения  органов государственного и муниципального контроля от участия в процессе оценки содержания докладов, обоснованности и достоверности содержащейся в них информации течение бюджетного процесса становится закрытой сферой деятельности органов исполнительной власти. [9]

       Такой подход, создает условия, при которых  составитель доклада не подверженный внешнему контролю будет ничем не ограничен в желании приукрасить результаты своей деятельности и увеличить размер получаемых бюджетных средств.

       Чтобы исключить влияние распорядителей средств на результаты, целесообразно  обеспечить независимость проведения такой оценки, а также прозрачность и доступность к полученным результатам. Обеспечить решение этой задачи на современном этапе способны только органы внешнего финансового контроля.

       Таким образом, метод формирования и исполнения бюджета, при котором планирование, выделение и расходование бюджетных средств осуществляются в соответствии с целями и задачами государственной политики и должны обеспечивать достижение получателями бюджетных средств установленных конечных социально-экономических результатов, а также выполнение возложенных на них функций, ставит перед государственным финансовым контролем новые ориентиры – ориентацию на «внешний аудит финансов и результатов деятельности, оценку деятельности администраторов бюджетных средств по достигнутым результатам».

       Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, должно сопровождаться институциональной  реформой системы государственного управления и контроля, предусматривающей, в числе прочего, адаптацию к  задачам бюджетирования, ориентированного на результат, функций федеральных органов власти, координирующих и контролирующих деятельность отраслевых министерств и ведомств – таких как Счетная палата Российской Федерации, федеральные службы Министерства финансов России и другие. Контрольные функции этих органов внешнего и внутреннего финансового контроля должны обеспечивать перенос главного акцента в осуществлении контроля над бюджетными расходами с отслеживания целевого характера использования средств на анализ социальной и экономической эффективности результатов реализации программ, оценку соответствия полученных министерствами и ведомствами результатов запланированным показателям социальной и экономической эффективности.

       Благодаря внедрению бюджетирования, ориентированного на результат, контролирующие органы (Министерства финансов, Счетные палаты и т.д., в зависимости от законодательства той или иной страны) получают возможность разделить функции контроля с отраслевыми министерствам и уделять больше внимания вопросам государственной политики и анализу эффективности бюджетных расходов с целью их взаимной увязки с приоритетами государственной политики. Т.е., преимущество внедрения бюджетирования, ориентированного на результат для них заключаются в появлении возможности отказаться от контроля за большими количеством мелких статей расходов и сосредоточиться на контроле за основными направлениями расходов. [2]

Информация о работе Контроль как элемент управления экономикой