Контроль качества в аудите

Автор: t*********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 10:30, реферат

Описание работы

Политика и процедуры качества (согласно МСА 220 «Контроль качества аудиторской работы») должны реализовываться на уровне аудиторской фирмы в целом и на уровне отдельных проверок и обеспечить проведение всех проверок в соответствии с МСА, национальными стандартами или практикой. Характер, сроки и сфера применения политики и процедур зависят от:
– размера фирмы;
– ее расположения;
– организационной структуры;
– соотношения затрат и результатов и других факторов.

Работа содержит 1 файл

Политика и процедуры качества.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

Политика и  процедуры качества (согласно МСА 220 «Контроль качества аудиторской  работы») должны реализовываться на уровне аудиторской фирмы в целом  и на уровне отдельных проверок и  обеспечить проведение всех проверок в соответствии с МСА, национальными  стандартами или практикой. Характер, сроки и сфера применения политики и процедур зависят от:

– размера фирмы;

– ее расположения;

– организационной  структуры;

– соотношения  затрат и результатов и других факторов.

Цели политики качества, принятые аудиторской фирмой, обычно следующие:

1. Профессиональные  требования (определены Кодексом  этики профессиональных бухгалтеров): независимость, честность, объективность,  конфиденциальность, нормы профессионального  поведения.

2. Навыки и  компетентность – сотрудники должны владеть техническими стандартами и соблюдать их, а также выполнять обязанности с надлежащей добросовестностью.

3. Поручение  заданий – работа должна быть поручена сотрудникам соответствующей квалификации.

4. Делегирование  полномочий – осуществление надзора и проверки работы на всех уровнях, чтобы обеспечить уверенность в том, что работа выполняется в соответствии стандартам качества.

5. Консультирование – проведение консультаций с компетентными специалистами.

6. Принятие и  сохранение клиентов – оценка потенциальных и анализ существующих клиентов с целью соблюдения принципа независимости и определения честности руководства клиента.

7. Мониторинг – определение эффективности политики и процедур контроля качества.

Чтобы обеспечить соблюдение профессиональных требований, руководитель аудиторской фирмы должен:

– назначить  персонал, ответственный за разрешение этических вопросов;

– довести до сведения всех сотрудников фирмы  политику и процедуры, применяемые  в отношении профессиональных этических  принципов;

– своевременно оповестить сотрудников о клиентах, по отношению к которым применяется политика независимости;

– следить за тем, как персонал соблюдает этические  принципы.

В отношении  навыков и компетентности задачи руководства аудиторской фирмы  следующие:

– разработать и провести программу по привлечению квалифицированного персонала;

– установить требования к квалификации принимаемых на работу сотрудников и квалификационные должностные характеристики для  персонала всех уровней;

– с вновь  принятым персоналом проводить работу по ознакомлению с политикой и процедурами фирмы, касающимися требований к навыкам и компетентности сотрудников;

– разработать  требования к непрерывности профессионального  образования и довести их до сведения персонала;

– информировать  работников об изменениях в законодательстве, нормативных актах, стандартах, внутрифирменных материалах, касающихся технической политики и процедур фирмы;

– обеспечивать потребность фирмы в сотрудниках, обладающих специальными знаниями;

– регулярно  проводить оценку работы сотрудников и доводить до них результаты оценки;

– назначить  лиц, принимающих решения относительно продвижения сотрудников.

В области поручения  заданий действия руководства аудиторской  фирмы должны быть следующими:

– обеспечить планирование кадровых потребностей фирмы, ее подразделений, а также отдельных проверок;

– определить круг лиц, ответственных за назначение персонала  для проведения аудита;

– утверждать графики  проведения аудита и назначения персонала.

В отношении  делегирования полномочий руководство аудиторской организации должно обеспечить:

– проведение процедур для планирования проверок;

– принятие мер  для поддержания внутрифирменных  стандартов качества при проведении аудита;

– обучение персонала  непосредственно на рабочем месте  в процессе аудиторской проверки.

Для выполнения требований по консультированию необходимо:

– определить сферы  консультаций и поощрять использование  персоналом консультаций из авторитетных источников;

– назначить  консультантов и определить их полномочия;

– определить требования к документации, в которой будут отражаться результаты консультаций.

Принятие и  сохранение клиентов обеспечивается с  помощью следующих процедур:

– разработка методики оценки потенциальных клиентов и  процедур утверждения клиентов;

– проведение оценки клиентов (при наступлении различных событий) с целью определения возможности дальнейшего сотрудничества.

Проведение мониторинга  предполагает:

– составление  внутрифирменной программы с  указанием объема работ, критериев  отбора договоренностей об аудите для  проверки сотрудников, привлеченных к мониторингу;

– проверка соблюдения политики и процедур, направленных на обеспечение качества аудита;

– информирование соответствующих сотрудников о  результатах проведенных мероприятий  по мониторингу;

– определение  необходимых изменений в политике и процедурах фирмы по контролю качества.

Руководство аудиторской  фирмы должно быть уверено в том, что политика и процедуры контроля качества доведены до сведения персонала, понятны всем и применяются на практике.

В отношении  отдельных аудиторских проверок аудитор должен выполнять те процедуры контроля качества, которые являются надлежащими применительно к данной проверке.

Работники аудиторской  фирмы, наделенные контрольными функциями, анализируют компетентность ассистентов, выполняющих порученную им работу, чтобы получить уверенность в том, что работа выполняется с надлежащей добросовестностью и на достаточно профессиональном уровне. Руководство работой ассистентов предусматривает информирование их:

– об обязанностях ассистентов;

– о целях выполняемых ими процедур;

– о характере  бизнеса субъекта;

– о возможных  проблемах в области учета  и аудита.

До ассистентов  аудитора указания по проведению аудита доводятся с помощью сметы  затрат времени, общего плана и программ аудита.

Персонал, выполняющий обязанности по надзору, во время аудита должен:

– контролировать ход аудита (определять степень соответствия опыта ассистентов уровню порученных ему заданий, следить за соблюдением  плана и программы аудита);

– оценивать  значимость возникающих в ходе аудита вопросов и вносить изменения в документацию по планированию аудита;

– устранять  расхождения в профессиональных суждениях сотрудников, при необходимости  используя консультации.

Проверка работы ассистентов осуществляется компетентным специалистом в следующих направлениях:

– корректировка  и выполнение общего плана и программы  аудита;

– документальное оформление процедур и их результатов;

– урегулирование и отражение существенных моментов в выводах аудитора;

– достижение целей  аудиторских процедур;

– внесение поправок в финансовую отчетность клиента по результатам аудита;

– соответствие выводов результатам выполненной  работы и мнению аудитора.

В высших органах  аудита, проводящих проверки государственного сектора, могут существовать дополнительные к МСА требования по поводу политики качества. 
 

Контроль  качества работы аудиторов 
Контроль  качества работы аудиторов определяется как Международным стандартом аудита МСА 220, так и российским Федеральным правилом (стандартом) № 7 «Внутренний контроль качества аудита».

Закон об аудиторской деятельности в Российской Федерации предусматривает контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила контроля внутреннего качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом, который может проводить такие проверки как своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.

Уклонение от проведения внешней проверки качества или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора.

В случае выявления при проведении проверки качества работы фактов систематического нарушения аудитором аудиторской  организации или индивидуальным аудитором при проведении аудиторской проверки требований нормативных правовых актов и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о таких фактах федеральному органу. На виновных в таких нарушениях может быть наложено взыскание в установленном настоящим федеральным законом порядке, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности индивидуального аудитора.

Характер, временные рамки и объем общих целей и конкретных процедур контроля качества аудиторской фирмы зависят от ряда факторов: размер и характер деятельности фирмы, ее географический разброс, организационная структура, а также соотношение затрат и выгод. Соответственно цели и процедуры, принятые отдельными аудиторскими фирмами, могут варьироваться, как и объем их документации.

Общие цели контроля качества, которые должны быть установлены аудиторской фирмой, обычно включают: профессиональные требования; умение и компетентность; поручение;

- делегирование  полномочий;

- консультирование;

- принятие  и сохранение клиентов;

- мониторинг.

Общие цели и конкретные процедуры контроля качества аудиторской фирмы необходимо довести до сведения персонала фирмы, чтобы обеспечить уверенность в  том, что такие цели и процедуры понятны и применяются на практике.

Профессиональные  требования. Персонал фирмы должен придерживаться принципов независимости, порядочности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения. Для реализации этих целей необходимо выполнить следующие процедуры:

1) назначить  отдельное лицо или группу  лиц для осуществления руководства  и разрешения вопросов, связанных  с аспектами порядочности, объективности, независимости и конфиденциальности: определить обстоятельства, при которых было бы уместным документальное оформление принятых решений в отношении упомянутых выше вопросов;

требовать проведения консультаций с авторитетными  источниками по мере необходимости;

2)    довести до сведения персонала всех уровней фирмы цели и процедуры, применяемые в отношении принципов независимости, порядочности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения:

- информировать  сотрудников об общих целях  и конкретных процедурах аудиторской  фирмы, а также о том, что они должны знать таковые;

- придавать  особое значение независимости  мышления в учебных программах, а также в процессе контроля  и проверки в ходе аудита;

- своевременно  информировать персонал о тех  аудируемых лицах, по отношению к которым должны выполняться требования независимости;

3) осуществлять  регулярный мониторинг соблюдения  общих целей и конкретных процедур фирмы в отношении принципов независимости, порядочности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения, для чего получать, обычно ежегодно, от персонала фирмы регулярные письменные заявления;

- возлагать  ответственность за разрешение  каких-либо исключительных ситуаций на лицо или группу лиц с соответствующими полномочиями;

- возлагать  ответственность за получение  письменных заявлений и анализ документации, подтверждающей выполнение принципа независимости, на лицо или группу лиц с соответствующими полномочиями;

- периодически  анализировать взаимоотношения  фирмы с клиентами с целью выявления тех случаев, которые наносят ущерб независимости фирмы или содержат признаки нанесения такого ущерба.

Умения  и компетентность. Персонал фирмы  должен состоять из сотрудников, знающих  законодательные требования и придерживающихся их, а также обладающих профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения ими обязанностей с должной тщательностью. Для этого необходимо выполнить следующие процедуры при найме на работу:

1) проводить  программу, разработанную для  привлечения квалифицированного  персонала путем планирования  потребностей в персонале, определения целей найма на работу и установления квалификационных характеристик для лиц, занимающихся подбором кадров:

- планировать  потребности в персонале фирмы  всех уровней, устанавливать количественные  задачи найма исходя из состава текущих клиентов, ожидаемого роста фирмы и ухода сотрудников;

- разработать  программу для достижения целей  найма персонала;

- информировать  лиц, занимающихся вопросами найма,  о потребностях в персонале и целях найма;

- возложить  на уполномоченных лиц ответственность за решение кадровых вопросов;

- поводить  анализ эффективности программы  найма на работу;

2) устанавливать  квалификационные требования и  составлять руководства для оценки  потенциальных работников всех  профессиональных уровней:

- определять качества, которыми должен обладать работник: интеллект, порядочность, честность, мотивация и профессиональные способности;

- определять  профессиональные достижения и  опыт, необходимые как для начинающих, так и для опытных работников; разрабатывать руководства по найму лиц; собирать биографические данные и документы, подтверждающие квалификацию лиц, принимаемых на работу;

- определять  квалификацию вновь принятых  работников, в том числе нанятых  не по обычным каналам найма  (например, поступление на работу в компанию в качестве руководящего сотрудника среднего звена или в результате приобретения или слияния фирм), для того, чтобы оценить, отвечают ли они требованиям и стандартам фирмы;

3) ознакомить  лиц, подавших заявления о приеме  на работу, и вновь принятых работников с целями и процедурами фирмы, имеющими к ним отношение:

- использовать  брошюры или другие способы  распространения информации в  целях информирования лиц, подавших  заявление о приеме на работу, и вновь принятых работников;

- составлять  и вести справочник, в котором излагаются цель и методы фирмы, для распространения среди персонала;

- проводить  ориентационную программу для  вновь принятых работников;

4) готовить  руководства и требования по  непрерывному профессиональному образованию и доводить их до сведения персонала:

- возлагать  ответственность за профессиональный  рост сотрудников на лицо или группу лиц, имеющих соответствующие полномочия;

- обеспечивать  проверку разработанных фирмой  программ квалифицированными специалистами.  Программы должны включать изложение целей и требования к обучению и (или) опыту работы;

- разрабатывать  ориентационную программу, касающуюся  деятельности фирмы и данной профессии, для новых работников;

- определять  требования по непрерывному профессиональному  обучению для персонала любого уровня, работающего в фирме;

- проводить  анализ программ непрерывного  профессионального обучения и вести соответствующие записи как на уровне фирмы, так и на индивидуальной основе;

5) предоставлять  работникам информацию о текущих новшествах и изменениях в профессиональных регламентирующих документах и материалах, в которых изложены цели и процедуры фирмы в области профессиональной деятельности, а также поощрять сотрудников к самостоятельному повышению квалификации:

- обеспечивать персонал профессиональной литературой, относящейся к текущим новшествам в области профессиональных регламентирующих документов;

- для  учебных программ, предоставляемых  фирмой, разрабатывать или приобретать материалы курсов, а также отбирать и обучать преподавателей;

6) по  мере необходимости предоставлять  программы, обеспечивающие потребности фирмы в сотрудниках, обладающих знаниями в специализированных областях и отраслях:

- реализовывать  программы фирмы по развитию  и поддержанию компетентности в специализированных областях и отраслях — отрасли со специальным законодательным регулированием, компьютеризированный аудит и методы статистической выборки;

- поощрять  участие во внешних программах  обучения, встречах и конференциях  с целью приобретения экспертных знаний в сфере профессиональной деятельности, а также знаний в отдельных отраслях;

- поощрять  членство и участие в общественных  организациях, имеющих отношение  к специализированным областям  и отраслям;

- обеспечивать  персонал технической литературой по специализированным областям и отраслям;

7) определять  квалификационные характеристики, необходимые для различных уровней ответственности в фирме:

- готовить  руководства с описанием обязанностей  для каждого уровня сотрудников,  ожидаемых результатов деятельности и квалификационных характеристик, необходимых для повышения в должности по каждому уровню;

- определять  критерии, которые будут приниматься  во внимание при оценке результатов индивидуальной работы и ожидаемого профессионального уровня, например знания в профессиональной сфере; способность осуществлять анализ и вносить субъективные суждения; навыки общения; способности к лидерству и преподавательские способности; установление взаимоотношений с клиентами и др.;

- использовать  справочник для персонала и другие информационные средства с целью доведения до сведения сотрудников процедур повышения в должности;

8) оценивать  работу сотрудников и доводить  до их сведения результаты  оценки:

- собирать  информацию о работе персонала  и оценивать ее; периодически консультировать сотрудников как в отношении их успехов, так и в отношении возможностей их служебного роста;

9) назначать  лиц, ответственных за принятие  решений относительно повышения в должности:

- возлагать  на назначенных лиц ответственность за принятие решений о повышении в должности или приостановке повышения, за проведение собеседований по оценке деятельности с лицами, рекомендованными к повышению в должности, за документальное оформление результатов собеседования и ведение надлежащих записей;

- проводить  оценку полученных данных, уделяя  надлежащее внимание качеству  выполненной работы при принятии  решений о повышении в должности;

- периодически  изучать опыт фирмы по продвижению  по службе сотрудников с целью удостовериться в том что сотрудникам, соответствующим установленным критериям, поручается выполнение более ответственной работы.

Поручение заданий. Аудиторская работа должна поручаться сотрудникам, имеющим уровень профессиональной подготовки и опытности, необходимые в данных условиях. Конкретные процедуры, реализации этой цели заключаются в следующем:

1) формулировать  подход фирмы к поручению заданий  персоналу, включая планирование общих потребностей фирмы и отдельных ее подразделений, а также меры, предпринимаемые с целью достижения баланса в отношении потребностей людских ресурсов для аудита, персональных навыков, индивидуального профессионального роста, а также использования персонала:

- планировать  кадровые потребности как фирмы  в целом, так и ее отдельных  подразделений;

- своевременно  определять потребности в персонале  в связи с отдельными аудиторскими  проверками;

- определять  бюджет времени на проведение  аудиторских проверок для установления потребности в людских ресурсах и составления графика аудиторской работы;

- учитывать факторы для достижения баланса с точки зрения потребностей людских ресурсов для аудита, персональных навыков, индивидуального профессионального роста, а также использования персонала;

2) назначать  соответствующее лицо или лиц,  ответственных за назначение персонала для проведения аудиторских проверок;

3) обеспечивать  утверждение графика проведения  аудита и назначений персонала со стороны аудитора.

Делегирование полномочий. Важно четко организовать эту работу, осуществлять текущий контроль и проверку на всех уровнях, чтобы обеспечить уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащим стандартам качества. Для этого необходимо:

1) предусмотреть  методы для планирования аудита:

- назначить  лицо, ответственное за планирование  аудита;

- подготовить исходную информацию и проанализировать информацию, полученную в результате предыдущих проверок;

- изложить  вопросы, которые необходимо включить  в общий план и программу  аудита;

2) предусмотреть  методы для поддержания стандартов  качества фирмы при выполнении аудиторской работы;

3) предоставлять  обучение на рабочем месте  в процессе проведения аудита.

Консультирование. В самой фирме и за ее пределами  следует проводить консультации со специалистами, обладающими соответствующими экспертными знаниями. Для этого необходимо:

1) определить  области аудита и особые случаи, требующие проведения консультаций, и поощрять персонал к получению  консультаций и использованию  авторитетных источников в случае возникновения сложных или необычных вопросов:

- информировать персонал о процедурах фирмы в отношении проведения консультаций;

- определить  области и особые ситуации, требующие  проведения консультаций из-за характера или сложности конкретного предмета;

- обеспечивать  и предоставлять доступ к соответствующим справочным материалам и другим авторитетным источникам;

2) назначать  специалистов, которые будут исполнять  роль авторитетных источников информации, и определять их полномочия в процессе предоставления консультаций;

3) определить  объем документации, которую необходимо подготовить по результатам консультаций, проводимых в тех областях и особых ситуациях, в которых консультация необходима.

Принятие  и сохранение клиентов. Важно постоянно  проводить оценку потенциальных  клиентов и существующих клиентов. При решении вопроса о принятии клиента или о продолжении сотрудничества с ним надо исходить из соображений независимости фирмы, ее способности предоставлять услуги надлежащим образом и порядочности руководства клиента. Для этого необходимо: 1. Установить методы оценки потенциальных клиентов и одобрения их в качестве клиентов:

1) методы  оценки:

- получение  и просмотр имеющейся бухгалтерской  отчетности потенциального клиента,  например годовых отчетов, промежуточных отчетов и деклараций по налогу на прибыль;

- получение у третьих сторон информации, относящейся к потенциальному клиенту, его руководству и основным руководителям и влияющей на оценку предполагаемого клиента. Вопросы могут адресоваться банкирам, юристам, сотрудникам инвестиционного банка, обслуживающего предполагаемого клиента, и другим представителям финансовых и деловых кругов, имеющим подобные сведения;

- контакты  с предшествующим аудитором. Опрос  может включать вопросы, касающиеся фактов, имеющих отношение к порядочности руководства, разногласиям с руководством в связи с учетной политикой, аудиторскими процедурами или другими важными проблемами, а также вопросы, относящиеся к мнению предшествующего аудитора о причинах замены аудиторов;

- рассмотрение  обстоятельств, которые могут  послужить причиной того, что фирма отнесет данное аудиторское задание к разряду требующих специального внимания или сопряженных с необычными рисками;

- оценка  независимости фирмы и ее способности  обслужить предполагаемого клиента.  При оценке такой способности  следует проанализировать потребность в умениях и знаниях соответствующей отрасли, а также в персонале;

- установление  того, что принятие клиента не  будет нарушать Кодекс профессиональной  этики;

2) назначать  лицо или группу лиц соответствующего  административного уровня для оценки полученной информации о предполагаемом клиенте и решения вопроса о принятии клиента;

3) информировать  соответствующий персонал о процедурах  принятия клиентов;

4) определить  ответственных за управление  процессом соблюдения целей и процедур фирмы в отношении принятия клиентов и за контролем этого процесса;

2. Оценить  клиентов при наступлении определенных  событий, чтобы принять решение о том, следует ли продолжать отношения с ними.

Мониторинг. Необходимо постоянно определять эффективность целей и процедур контроля качества. Для реализации этого необходимо:

1) определить  объем и содержание программы  фирмы по мониторингу (текущему наблюдению) за всем процессом контроля:

- установить  методы, необходимые для обеспечения  уверенности в том, что цель и методы контроля качества фирмы являются эффективными;

- установить  уровень компетентности для сотрудников,  которые будут участвовать в мониторинге, и способы их отбора;

- проводить  мониторинг: проверять и тестировать  соблюдение общих целей и конкретных процедур контроля качества фирмы, а также проверять выборочным образом аудиторские задания на предмет соответствия профессиональным стандартам, а также целям и процедурам фирмы по контролю качества;

2) сообщить  об отмеченных фактах соответствующим представителям руководящего состава, обеспечить планирование и осуществление мероприятий по мониторингу, а также общую проверку системы контроля качества в фирме.

Аудитор должен внедрять те процедуры контроля качества, которые он считает необходимым, исходя из поставленных целей.

Аудитор и ассистенты аудитора, выполняющие  контрольные функции, анализируют  профессиональную компетентность тех  ассистентов аудиторов, которые  выполняют делегированную им работу.

Любое делегирование работы ассистентам  аудитора должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что такая работа будет выполняться с должной тщательностью и той степенью профессиональной компетентности, которая необходима в данных обстоятельствах.

Делегирование работы может сопровождаться Информированием персонала о таких аспектах, как характер бизнеса экономического субъекта и возможные проблемы в области бухгалтерского учета и аудита, которые могут повлиять на характер, временные рамки и объем аудиторских процедур.

Программа аудита является важным средством для  доведений до сведения ассистентов  аудитора указаний по проведению аудита.

Смета затрат времени и общий план аудита также полезны с точки зрения доведения до сведения ассистентов аудитора направляющих указаний по проведению аудита.

Во время  проведения аудита персонал, несущий  контрольные функции, должен осуществлять контроль хода аудита; получать информацию и рассматривать важные вопросы  в области бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе аудита, путем оценки важности и внесения соответствующих изменений в общий план и программу аудита; устранять расхождения в профессиональных суждениях сотрудников и определять уровень консультаций, являющихся целесообразными.

Работа, выполняемая каждым ассистентом  аудитора, должна подлежать проверке персоналом, имеющим, по крайней мере, равный уровень компетентности. Важно  своевременно проверять общий план и программу аудита; оценку неотъемлемого  риска и риска средств контроля, включая результаты тестов средств контроля и поправки; документальное отражение аудиторских доказательств, полученных в результате процедур проверок по существу, и выводов, сделанных на их основе; бухгалтерскую отчетность, предлагаемые аудиторские поправки и предлагаемое аудиторское заключение.

Процесс проверки работы по аудиту может включать также (особенно в случае масштабных комплексных аудиторских проверок) требование о том, чтобы персонал, не участвующий в аудите иным образом, выполнил определенные дополнительные контрольные процедуры до представления аудиторского заключения.

Контроль  качества работы аудитора осуществляется в нескольких аспектах: контроль со стороны основного аудитора за работой своих ассистентов, контроль со стороны аудиторской фирмы за работой аудитора и внешний контроль.

Основной  аудитор несет полную ответственность  за выполнение аудита. В процессе проведения аудиторской проверки он должен постоянно контролировать и направлять работу, выполняемую ассистентами.

Ассистенты, которым передается работа, должны быть соответствующим образом проинструктированы об их ответственности и задачах процедур, которые они должны выполнить. Инструкция предусматривает информирование ассистентов по вопросам деятельности предприятия и возможных учетных аудиторских проблемах, которые могут воздействовать на сущность, время проведения и масштаб аудиторских процедур. Письменная программа аудитора служит важным элементом для передачи аудиторских полномочий.

Контроль  со стороны аудиторской фирмы за работой аудитора осуществляется, во-первых, посредством обсуждения и проверки обоснованности аудиторского плана и программы проведения аудита у данного клиента, во-вторых, посредством строгого соблюдения организационно-этических аудиторских принципов, в-третьих, посредством повторных, бесплатных для клиента перепроверок достоверности отчетности другим аудитором фирмы уже после выдачи аудиторского заключения основным аудитором.

Внешний контроль качества работы аудиторов  может осуществляться госорганами. Однако этот контроль является косвенным, поскольку не имеет целью проверку работы аудиторов, а ставит вполне конкретные иные цели, в частности правильность уплаты налогов, обеспечение соблюдения процедуры ликвидации и т. п. Однако в Российской Федерации предусмотрена и прямая форма контроля, в частности перепроверка по поручению органа, выдавшего лицензию.

Все формы  контроля качества можно разделить  на следующие группы: прямой; косвенный; предварительный; последующий.

Основные  требования к организации и функционированию внутрифирменной системы контроля качества аудита, которая должна существовать в аудиторских фирмах или у аудиторов, работающих самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, определяются российским Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Внутрифирменный контроль качества аудита».

В каждой аудиторской организации должна быть создана и поддерживаться внутрифирменная  система контроля качества работы для  того, чтобы проводимые этой организацией аудиторские проверки полностью соответствовали нормативным документам, регулирующим аудиторскую деятельность.

Система контроля качества работы аудиторской  организации включает в себя:

- соблюдение  профессиональными сотрудниками  аудиторской организации требований  независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;

- укомплектование  аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;

- поручение  аудиторских заданий профессиональным  сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;

- выполнение  всех видов работ в ходе  аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки выполненной работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;

- получение  сотрудниками при недостатке  опыта или знаний в конкретных  обстоятельствах соответствующих  консультаций как внутри аудиторской  организации, так и вне ее;

- разработку  и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов; при этом должны приниматься во внимание как независимость аудиторской организации и ее возможность проводить аудит на высоком качественном уровне, так и репутация руководителей проверяемого или предполагаемого для будущей проверки экономического субъекта;

- осуществление  мероприятий по регулярным проверкам  надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы как таковой;

- принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.

Руководитель  аудиторской организации до начала аудита обязан утвердить руководителя и старших аудиторов конкретной проверки, что должно быть отражено в общем плане аудита. Руководитель проверки и старшие аудиторы обязаны проанализировать профессиональные способности рядовых участников проверки, спланировать работу, которая может быть им поручена, и определить специфику и объем направляющих указаний, текущего контроля и проверок выполненных работ. Руководитель проверки обязан применять в ходе аудита те средства контроля качества работы, установленные аудиторской организацией, которые наилучшим образом подходят к данной конкретной аудиторской проверке.

Любое поручение работы старшим аудиторам  и рядовым участникам проверки должно осуществляться таким образом, чтобы тот, кто поручает работу, имел разумную степень уверенности в том, что исполнитель имеет знания, умения и навыки, необходимые для надлежащего выполнения этой работы.

Направляющие  указания в отношении старших  аудиторов и рядовых участников проверки включают информацию об их обязанностях и целях процедур, которые им надлежит выполнять. Эти указания также должны содержать сведения об особенностях деятельности проверяемого экономического субъекта и о возможных проблемах бухгалтерского учета и аудита, которые могут оказать влияние на специфику, объем и затраты времени применяемых аудиторских процедур.

При подготовке руководящих указаний следует принимать  во внимание общий план аудита и  расчеты затрат времени на проведение аудита. Основным средством передачи исполнителям направляющих указаний является программа аудита.

Текущий контроль работы исполнителей включает элементы руководящих указаний и проверки выполненной работы.

Проверка  результатов выполненной работы должна осуществляться в отношении каждого исполнителя и сотрудниками, не уступающими в знаниях, умениях и навыках тем, кого они проверяют. При проверке результатов следует основное внимание уделять следующим вопросам:

- выполнялась  ли работа в соответствии с  программой аудита; документировались  ли надлежащим образом проделанная  работа и ее результаты;

- все  ли существенные замечания, возникшие по ходу проверки, были прояснены и нашли отражение в выходах аудитора; достигнуты ли цели соответствующих аудиторских процедур; вытекают ли сделанные аудитором выводы из полученных им результатов и служат ли результаты работы основой для мнения аудитора.

Сотрудники, проверяющие результаты работ, обязаны  поставить на проверяемых рабочих документах свою подпись либо свое легко идентифицируемое условное обозначение. Проверяющие могут в случае необходимости дать в рабочих документах оценку действиям проверяемого, изложить замечания, комментарии или рекомендации.

Руководители  аудиторской организации могут  поручать проверку результатов проделанной работы не только членам той группы сотрудников, которые проводили аудит у данного экономического субъекта, но и другим специалистам, обладающим необходимой квалификацией. Такая независимая параллельная проверка в рамках аудиторской организации рекомендуется в случае аудита крупных и сложных экономических субъектов.

Информация о работе Контроль качества в аудите