Контроль и ревизия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Контроль проникает во все сферы правоотношений и затрагивает интересы миллионов людей, десятки тысяч организаций.
Существуют законы, указы, постановления, в которых регулируется контрольная и надзорная деятельность. Поэтому ориентироваться в компетенции и полномочиях контролирующих органов затруднительно для руководителей, бухгалтеров субъектов, фирм, предприятий. Как защитить права и интересы, противостоять злоупотреблениям и неквалифицированным и ошибочным действиям контролирующих органов, отдельных инспекторов.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа (контроль и ревизия).docx

— 32.18 Кб (Скачать)

Введение

     Контроль  проникает во все сферы правоотношений и затрагивает интересы миллионов  людей, десятки тысяч организаций.

     Существуют  законы, указы, постановления, в которых  регулируется контрольная и надзорная  деятельность. Поэтому ориентироваться  в компетенции и полномочиях  контролирующих органов затруднительно для руководителей, бухгалтеров  субъектов, фирм, предприятий. Как защитить права и интересы, противостоять  злоупотреблениям и неквалифицированным и ошибочным действиям контролирующих органов, отдельных инспекторов.

     Предприятиям  и фирмам предоставлены права самостоятельно действовать в соответствии с принятой учетной политикой  и международными стандартами  бухгалтерского учета и отчетности. В этих условиях функционально обособленного направления экономической работы на фирме становится необходимой организация контроля, которая обеспечивала бы принятие оперативных, стратегических и перспективных управленческих решений. Контроль на предприятии включает текущий сбор и обработку информации, проверку отклонений фактических показателей деятельности фирмы от нормативных или плановых и, что более важно, - подготовку рекомендаций для принятия решений. Координируя деятельность всей системы управления фирмой по достижению поставленной цели, контроль обеспечивает выполнение функции «управление управлением» и является синтезом планирования, учета, экономического анализа, организации информационных, денежных потоков, документооборота.

     Контроль  выявляет слабые стороны, позволяет  оптимально использовать ресурсы, вводить  в действие резервы, а также избежать банкротства и кризисных ситуаций. Контроль на предприятии включается в процесс управления, установление целей, разработку бизнес - планов, бюджетов, мониторинга, оперативной работы, отклонений от намеченных целей на всех этапах жизни товара: от его создания до реализации. В современных условиях при создании новых изделий, организации неиспользованной работы, достижений науки техники роль контроля будет усиливаться.

     Наряду  с внутренним контролем, внутрихозяйственным  расчетом, созданием мер по ограничению  риска и безопасности хозяйственной  деятельности фирмы, важное значение в  финансовой и налоговый сфере  в современной обстановке представляет ревизия - как инструмент контроля. Неплатежи, задержки заработной платы, налоговое бремя, инфляция и нестабильность экономики в стране требует со стороны государства радикальных мер, соответствующих международным стандартам: проверок финансовых результатов, правил документооборота и контроля учетной политики. Эти функции контроля и ревизий в стране вскрывают укрытие фирм от налоговых платежей, нарушения в использовании бюджетных ассигнований. Наполняемость бюджета и внебюджетных фондов позволит своевременно выдавать заработную плату, пенсии и стипендии, пособия, улучшить социальную помощь, здравоохранение, образование, работу правоохранительных органов и выполнять другие функции государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Виды  финансового контроля

     Финансовый  контроль является неотъемлемой составной  частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований и представляет собой объективно необходимую и общественно-полезную деятельность. В системе управления хозяйственными процессами на всех уровнях контролю отведена особая, координирующая роль.

     Таким образом, финансовый контроль - это контроль за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций), осуществляемый законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями при помощи особых методов, включающих набор специальных приемов и способов действий контролеров, позволяющий им решить поставленные задачи.

     Финансовый  контроль можно рассматривать в  двух аспектах:

  1. Как строго регламентированную деятельность специальных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
  2. Как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками для обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

     Объектом  финансового контроля, прежде всего, являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сферах, а также во всех звеньях финансовой системы. Следовательно, финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. Ведь финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

     Финансовый  контроль призван обеспечить интересы и права как государства и  его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Любые финансовые нарушения влекут за собой санкции и штрафы.

     Финансовый  контроль можно разделить (как это  и практикуется в экономически развитых странах) на две взаимодействующие, но самостоятельные составляющие: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль.

     Государственный финансовый контроль - это способ реализации финансовой политики государства, он способствует созданию условий для финансовой стабилизации. В Указе Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. № 1095 сказано, что государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

     Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным российским законодательством  разграничением функций и полномочий возлагается на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также на иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Не реже одного раза в год соответствующие контрольные финансовые органы проводят комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

     К негосударственным видам финансового  контроля относятся внутрихозяйственный  и аудиторский контроль.

     Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий и подразделяется на оперативный (текущий) и стратегический.

     Аудиторский контроль, возникший в Российской Федерации с конца 80-х гг., - это независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводят как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), имеющие любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством (кроме акционерного общества открытого типа).

     Основными задачами аудиторского контроля являются следующие:

а) установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам;

б) проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.

     Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги.

     Финансовый  контроль, кроме того, можно классифицировать по времени проведения, по субъектам  контроля, по сферам финансовой деятельности, по форме проведения и методам проведения.

     По  времени проведения финансовый контроль можно разделить на:

а) предварительный - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и других проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам;

 б)  текущий - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий и рабочих групп законодательных органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

в) последующий - в процессе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

     По  субъектам контроля финансовый контроль классифицируется на:

    1. президентский;
    2. контроль представительных органов власти и местного самоуправления;
    3. контроль исполнительных органов власти;
    4. контроль финансово-кредитных органов;
    5. ведомственный контроль;
    6. внутрихозяйственный;
    7. аудиторский.

     Поскольку в подсистеме государственных финансов различают государственный кредит, государственное страхование, пенсионное обеспечение, бюджетное финансирование, налогообложение, формирование общенациональных страховых резервов и фондов, то и финансовый контроль в зависимости от ведомства, к компетенции которого относится управление этими финансовыми отношениями, т. е. в соответствии со сферой финансовой деятельности, делится на:

    1. бюджетный;
    2. налоговый;
    3. валютный;
    4. кредитный;
    5. страховой;
    6. инвестиционный;
    7. контроль за денежной массой.

     По  форме проведения финансовый контроль бывает: обязательный (внешний) и инициативный (внутренний).

     По  методам проведения финансовый контроль можно классифицировать на:

  1. проверки - на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются некоторые вопросы финансовой деятельности, намечаются меры по устранению обнаруженных нарушений;
  2. обследования - охватывают более широкий спектр финансово-экономических показателей экономического субъекта, чем проверки; определяется финансовое состояние и перспективы развития обследуемого экономического субъекта;
  3. надзор - осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на проведение какого-либо вида финансовой деятельности;
  4. анализ финансовой деятельности - предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово - бухгалтерской отчетности для определения общей оценки результатов финансовой деятельности, финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом, а также эффективности его использования;
  5. наблюдение (мониторинг) - предполагает постоянный контроль кредитными организациями предприятий - клиентов по поводу использования ими полученной ссуды, а также за их финансовым состоянием;
  6. ревизия - предполагает полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

     Финансовый  контроль со стороны органов исполнительной власти, органов местного самоуправления осуществляют:

  1. Министерство финансов РФ;
  2. Федеральное казначейство;
  3. финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  4. главные распорядители;
  5. распорядители бюджетных средств.

     Государственный финансовый контроль включает контроль за:

  1. исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  2. организацией денежного обращения;
  3. использованием кредитных ресурсов;
  4. состоянием государственного внутреннего и внешнего долга;
  5. состоянием государственных резервов;
  6. предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

     Действенность финансового контроля, осуществляемого  различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контроль и ревизия