Контроль и ревизия. Выявление криминологически значимых экономических ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:56, реферат

Описание работы

Борьба с правонарушениями в сфере экономики является одной из важных проблем, нуждающихся в специальном исследовании. Актуальность ее значительно возрастает на нынешнем этапе осуществления реформ в связи с переходом экономики на рыночные отношения и вступления России в ВТО. Совершенствование экономических процессов должно сопровождаться соответствующим развитием правового законодательства путем изменения форм и методов обеспечения законности в хозяйственной деятельности. Однако, как свидетельствует практика, появление многочисленных нетрадиционных форм хозяйствования, их новизна, отсутствие в полной мере нормативно-правового регулирования многих отношений создают благоприятную почву для вольных или невольных нарушений законности.

Содержание

Введение
1.Ревизионный контроль: выявление и прогноз криминологически значимых экономических ситуаций.
2. Отличия ревизий по требованию правоохранительных органов от плановых ревизий.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Контроль и ревизия реферат.docx

— 34.17 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1.Ревизионный контроль: выявление  и прогноз криминологически значимых  экономических ситуаций.

2. Отличия ревизий по  требованию правоохранительных  органов от плановых ревизий.

Заключение 

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Борьба с правонарушениями в сфере экономики является одной  из важных проблем, нуждающихся в специальном исследовании.  Актуальность ее значительно возрастает на нынешнем этапе осуществления реформ в связи с переходом экономики на рыночные отношения и вступления России в ВТО. Совершенствование экономических процессов должно сопровождаться соответствующим развитием правового законодательства путем изменения форм и методов обеспечения законности в хозяйственной деятельности. Однако, как свидетельствует практика, появление многочисленных нетрадиционных форм хозяйствования,  их новизна, отсутствие в полной мере нормативно-правового регулирования многих отношений создают благоприятную почву для вольных или невольных нарушений законности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Ревизионный контроль: выявление и прогноз криминологически значимых экономических ситуаций.

Ревизия выступает одним  из важнейших методов контроля и  представляет проверку финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, организаций  за отчетный период. При сложившейся системе экономических отношений в стране, не исключается возможность совершения различного рода злоупотреблений и нарушений законности. Поэтому возникает острая необходимость использования новых подходов в деятельности ревизионно-экспертных служб, определения приоритетных направлений их развития.  Это также вызвано отменой многих запретов и ограничений в деятельности предприятия.  Сфера контроля,  связанная с административным нажимом и ограничением свободы выбора хозяйственных решений,  существенно сужается.  Воздействие на предприятия путем обязательных к исполнению указаний, предписаний, принуждения к применению мер юридической ответственности уступает место воздействию на экономические интересы через механизм автоматически действующих рыночных отношений. В этих условиях одним из направлений в деятельности контрольно-ревизионных и экспертных служб становится не только выявление, но и прогноз криминально значимых экономических ситуаций,  сопутствующих осуществляемым реформам хозяйствования. В дальнейшем этот прогностический материал целесообразно использовать для создания социально-экономической основы по предупреждению правонарушений в различных сферах экономики.

Сущность ревизии, проводимой по заданию правоохранительных органов,  заключается в собирании доказательств  по уголовному делу с использованием специальных знаний в области  бухгалтерского учета, контроля и анализа  хозяйственной деятельности. При  этом содержание ревизии определяется конкретными обстоятельствами дела. Деятельность ревизора в этом случае,  в отличие от плановых ведомственных  и вневе- домственных ревизий,  ограничивается исследованием вопросов, переданных ему следователем или судом. Требование правоохранительных органов о проведении ревизии должно основываться на конкретных материалах дела: выявление по делу отдельных фактов преступлений, из которых возникает необходимость проверить по первичным документам всю деятельность или отдельные отрасли какой-либо организации или определенного должностного лица (выявление отдельных фактов хищений с использованием первичных документов, фактов обмана покупателей и т.д.); обоснованное ходатайство обвиняемого о проверке его показаний, опровергающих предъявленное обвинение, путем исследования первичных документов и учетных регистров (конкретное указание на неудовлетворительное состояние учета и отчетности в данной организации и т.д.);  необходимость проверки по первичным документам признания обвиняемого в совершении злоупотреблений с использованием бухгалтерских документов; обоснованное сообщение бухгалтера-эксперта о невозможности дать заключение по поставленным перед ним вопросам без предварительного проведения ревизии.

Правоохранительные органы, как правило, обращаются в контрольно-ревизионные  органы, налоговые инспекции и аудиторские службы с мотивированным постановлением о проведении ревизии.  В свою очередь,  руководители этих служб обязаны обеспечить проведение требуемых ревизий в сроки, согласованные с судами, органами прокуратуры,  следствия и дознания. При проведении ревизии необходимо обеспечить ее объективность.  С этой целью ревизуемым предоставляется возможность:  заявлять обоснованные требования о замене пристрастных ревизоров;  принимать участие в проведении ревизии;  давать объяснения по ходу ревизии и представлять необходимые документы; просить о дополнительной проверке обстоятельств, имеющих отношение к делу; ознакомиться с актом ревизии и давать по нему исчерпывающие объяснения. 

Ревизией и проверкой  учетных данных охватываются разные стороны финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, интересующих следствие и суд. Но ревизор не в состоянии проверить все  бухгалтерские записи и хозяйственные  операции. Недостатки и нарушения  в учете, искусно скрываемые путем  составления подложных документов и неправильных бухгалтерских проводок, остаются не выявленными. Эффективным  средством,  устраняющим этот пробел,  является комплексная ревизия, которая  предполагает привлечение кроме  экономистов-бухгалтеров и других специалистов. Качественное и своевременное  проведение ревизии во многом обеспечивается строгим соблюдением методики ее осуществления. В соответствии с  действующей методикой ревизионная  работа проводится поэтапно: организационно-подготовительная работа;  проведение документальной ревизии; оформление результатов ревизии;  реализация материалов и организация  контроля за выполнением решений.

В специальной литературе широко рассматриваются вопросы  организации комплексных ревизий. В то же время среди ученых и  практиков нет полной ясности  в вопросе комплектования бригад  (групп)  ревизоров для проведения ревизии по заданию правоохранительных органов.  Решение его обычно сводится только к укомплектованию бригад (групп) ревизорами из нужных специалистов. При этом остаются нерешенными вопросы, касающиеся психологических аспектов организации этих ревизий. Ревизору психологические познания необходимы на всех этапах его деятельности. В  частности, ревизор должен: в соответствии с поставленной целью выработать психологическую установку;  систематизировать  информацию и анализировать мнения работников;  принимать решения;  воспринимать обратную информацию и  вступать в контакт с работниками; прогнозировать эффективность принимаемых  решений и эмоционально воздействовать на исполнителей;  производить самооценку своих действий и др.

Ревизионная практика свидетельствует  о низком качестве большинства комплексных  ревизий из-за психологической неподготовленности ревизоров. В результате снижается  не только качество, но и профилактическая направленность, воспитательная роль ревизий. Создание атмосферы взаимопонимания  между членами ревизионной бригады  (группы)  требует обеспечения  определенных условий. В частности: рациональное распределение функций  взаимодействующих ревизоров; соответствие личных возможностей ревизоров структуре  и содержанию выполняемой деятельности; использование различных индивидуальных возможностей специалистов;  единство в понимании целей и способов их достижения; взаимопонимание и  доверие и др.

Для решения отдельных  вопросов ревизии существенное значение имеет установление контактов со специалистами ревизуемого предприятия (фирмы). Это дает возможность ревизорам  лично познакомиться с работниками, причастными к интересующему  делу, ставить перед ними основные и дополнительные вопросы, получать на них ответы, проверять их обоснованность документально.

Одним из качеств,  необходимых  ревизору при любой форме общения, является умение слушать. Это помогает ревизору выделить главную мысль  собеседника, сопоставить полученную информацию с имеющейся и критически оценить ее, регулировать степень своего внимания. В процессе делового общения ревизору необходимо использовать методы воздействия на должностных лиц путем передачи информации, предъявления материалов ревизии устно или письменно. При проведении ревизии следует использовать целый арсенал средств и методов воздействия на личность.  Наиболее распространенной из них является передача информации: целенаправленная передача сообщений о событиях,  фактах, знаниях. Различают прямую и косвенную форму передачи информации. Метод убеждения используется ревизором в беседах с целью изменения взглядов работника и его отношения к конкретным фактам и собственному поведению. Форма убеждения может быть разной: логической, эмоциональной или дискуссионной. Метод приема заключается в том, что в процессе общения воспроизводятся положительные действия,  приемы,  правила поведения. Они могут осуществляться в нескольких вариантах, например путем личного примера поведения или сообщения о положительном опыте действий других работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Отличия ревизий по требованию правоохранительных органов от плановых ревизий.

Ревизия по заданию правоохранительных органов направлена на исследование финансово-хозяйственных операций с учетом их причинно-следственных связей.  Причина и следствие  взаимосвязаны. В случаях когда известны следствия, задача сводится к выяснению вызвавших его причин, а если известны причины – к определению следствия. Правильный выбор приемов контроля в большой степени предопределяет качество и эффективность ревизий. Отсутствие системного подхода в этом процессе приводит к неполному выявлению нарушений и злоупотреблений, дополнительным и повторным проверкам.  Приемы следует совершенствовать на основе критического анализа и имеющегося опыта проведения ревизий.

Основные отличия ревизий, назначаемых и проводимых по требованию правоохранительных органов, от плановых заключаются в следующем. Перед плановыми ревизиями стоят задачи по проверке законности совершенных операций вообще,  соблюдения финансовой дисциплины,  правильности постановки бухгалтерского учета,  его достоверности,  качественности документов и т.п.  Одновременно программой ревизии предусматривается выявление злоупотреблений.  Задачи ревизий,  назначаемых по требованию следователя, ограничиваются установлением и проверкой фактов хищений и других экономических преступлений. Иногда параллельно (и очень редко самостоятельно) могут быть поставлены задачи и по проверке законности тех или иных операций и правильности постановки бухгалтерского учета (в случаях, когда это может иметь отношение к фактам хищений и другим экономическим преступлениям). Администрация при назначении плановой ревизии исходит из хозяйственной целесообразности, а также из стремления получить компетентную помощь в устранении имеющихся недостатков в деятельности предприятия. Следователь же требует назначения ревизии лишь в связи с преступлением. Плановые ревизии проводятся,  как известно,  в связи с потребностью предприятия  (фирмы)  регулярно контролировать свою финансово-хозяйственную деятельность с целью поиска внутренних резервов для повышения эффективности производства. По требованию следователя ревизия назначается при наличии в уголовном деле данных, свидетельствующих о возможности выявления путем ревизии определенных преступных фактов в деятельности предприятия (фирмы), когда возникает

необходимость в проверке путем ревизии фактов подобного характера. Юридическим основанием для назначения плановой ревизии являются учредительные и другие нормативные документы,  регламентирующие деятельность предприятия (фирмы).  Право следователя требовать назначения ревизии предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом и обусловлено требованиями полноты расследования. При ревизиях проверяется чаще всего вся деятельность ревизуемого предприятия  (фирмы).  Ревизор при этом руководствуется заранее разработанной программой. Следователь, требуя назначения ревизии, преследует конкретные цели. Они направлены на выявление или проверку преступных фактов или обстоятельств, способствовавших их возникновению, которые связаны с конкретным делом. Проверяя всю деятельность предприятия  (фирмы)  при плановой ревизии, ревизор не имеет возможности досконально изучить все документы, фактическое совершение отраженных в них операций. Ревизия, проводимая по требованию следователя, обычно ограничивается проверкой лишь определенных сторон хозяйственной деятельности организации. Следователь сообщает ревизору об известных уже способах совершения преступлений, оставляющих следы в тех или иных документах.

При производстве обычной ревизии ревизор не знает, где и в каких документах нужно искать следы преступления,  а следователь (суд) по этому поводу формирует конкретное задание  ревизору.  Исходя из этого считается,  что ревизия,  проводимая по требованию судебно-следственных органов,  эффективнее плановой ревизии,  при которой многие факты преступлений остаются не раскрытыми, так как ревизор не имеет реальной возможности произвести сплошную проверку операций и документов. Это относится только к плановым полным и сплошным ревизиям. Что касается тематических проверок (ревизий), то они имеют определенную программу проверки отдельных участков работы, хозяйственных операций. Ревизия, назначаемая следователем (судом), относится к внеплановым ревизиям,  осуществляемым в силу особых непредвиденных обстоятельств  (специальные задания,  сигналы о серьезных нарушениях деятельности предприятия, в порядке контроля за качеством произведенной ревизии и т.д.). При проведении обычных внеплановых ревизий контрольным органам, как правило, заранее известны операции и документы,  подлежащие проверке. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сегодня органы государственной  власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы  финансового контроля. Так как  обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы  страны является наличие развитой системы  контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование. Но при этом существует возможность совершения различного рода злоупотреблений и нарушений законности. Поэтому возникает острая необходимость использования новых подходов в деятельности ревизионно-экспертных служб, определения приоритетных направлений их развития. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

  1. Волков А.Г., Чернышева Е.Н. Контроль и ревизия - М.: Изд.центр ЕАОИ, 2011г.
  2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет – М.: ИНФРА-М, 2010г.
  3. Подольский В.И. Аудит: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ, 2010г.
  4. Сотникова Л.В.  Внутренний контроль и аудит – М.: ЮНИТИ, 2009г.
  5. Терехов А.А., Терехов М.А. Контроль и аудит. – М.: Финансы и статистика, 2008г.

 


Информация о работе Контроль и ревизия. Выявление криминологически значимых экономических ситуаций