Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:35, контрольная работа

Описание работы

Переход экономики России к рыночным отношениям поставил перед бухгалтерским учетом совершенно новые цели. Существовавшая ранее система бухгалтерского учета, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в бухгалтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов. Финансовое положение и финансовые результаты деятельности рассматривались во вторую очередь или не рассматривались вообще.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Основные направления развития бухгалтерского учета в России.
1.1 Программа реформы бухгалтерского учета в России.
1.2 Изменения РСБУ в соответствии с МСФО.
2. Соответствие Российской системы бухгалтерского учета МСФО
2.1 Концептуальные различия между РСБУ и МСФО
2.2 Отдельные активы и обязательства не отраженные в РСБУ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Бухдело.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

     Четвертая группа объединяет субъекты малого предпринимательства  и некоммерческие организации, составляющие отчетность по упрощенному варианту.

     Кроме того, возникает задача установить определенную этапность в достижении поставленных целей. Например, разрешить для первой группы организаций составлять бухгалтерскую отчетность исключительно по международным стандартам финансовой отчетности с 2002 г. или 2003 г., а требовать обязательность такого составления - лишь с отчета за 2005 г.  

 

     2. Соответствие Российской  системы бухгалтерского учета  международным стандартам 

     2.1 Концептуальные различия между РСБУ и МСФО 

     Несмотря  на наличие большого сходства между  вариантами учетных политик, использование  которых разрешено в соответствии с российскими и международными стандартами бухгалтерского учета, применение этих вариантов зачастую строится на различных основополагающих принципах, теориях и целях. Расхождения между российской системой бухгалтерского учета и МСФО приводят к значительным различиям между финансовой отчетностью, составляемой в России и в западных странах. Основные различия между МСФО и российской системой учета связаны с исторически обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой информации. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими предприятиями и финансовыми институтами. Финансовая отчетность, которая ранее составлялась в соответствии с российской системой учета, использовалась органами государственного управления и статистики. Так как эти группы пользователей имели различные интересы и различные потребности в информации, принципы, лежащие в основе составления финансовой отчетности, развивались в различных направлениях.

     Например, одним из принципов, являющихся обязательными  в МСФО, но не всегда применяемых  в российской системе учета, является приоритет содержания над формой представления финансовой информации (Приложение 1). В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представляется на основании их юридической или отраженной в учете формы. В соответствии с российской системой учета операции чаще всего правило учитываются строго в соответствии с их юридической формой, а не отражают экономическую сущность операции. Примером, когда форма превалирует над содержанием в российской системе учета, является случай отсутствия надлежащей документации для списания основных средств, что не дает оснований для их списания несмотря на то, что руководству известно, что такие объекты более не существуют по указанной балансовой стоимости.

     Вторым  главным принципом международных  стандартов учета, отличающим их от российской системы учета и ведущим к возникновению множественных различий в финансовой отчетности, является отражение затрат (метод начисления). Международные стандарты учета предписывают следовать принципу соответствия, согласно которому затраты отражаются в периоде ожидаемого получения дохода, в то время как в российской системе учета затраты отражаются после выполнения определенных требований в отношении документации. Необходимость наличия надлежащей документации зачастую не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду. Эта разница приводит к различиям в моменте учета этих операций. 

     2.2 Отдельные активы и обязательства не отраженные в РСБУ 

     До  нашего времени не утверждены стандарты, касающиеся учета отдельных активов и обязательств, например, инвестиции. Их могут отнести к краткосрочным или долгосрочным. Текущие инвестиции по своему характеру являются легко реализуемыми и рассчитаны на срок не более одного года. Долгосрочные инвестиции представляют собой инвестиции, рассчитанные на срок более одного года. Российская система учета требует, чтобы как текущие, так и долгосрочные инвестиции были представлены в балансе по стоимости их приобретения. В противоположность этому, международные стандарты учета разрешают учитывать долгосрочные инвестиции в зависимости от их характера:

  • по себестоимости (т.е. включая расходы по приобретению, такие как брокерские и банковские комиссионные сборы, гонорары, пошлины);
  • по переоценённой стоимости;
  • по меньшему из двух значений: себестоимости и рыночной стоимости.

     В соответствии с международными стандартами  учета краткосрочные инвестиции могут отражаться в балансе по рыночной стоимости или по более  низкой из себестоимости и рыночной стоимости (т.е. суммы, которая будет получена в результате продажи инвестиции на фондовом рынке). Возникающая в результате такой оценки прибыль (убыток) должна быть отражена в отчете о прибылях и убытках.

     В случае снижения стоимости долгосрочного  вложения, которое по оценкам не является кратковременным, его балансовая стоимость уменьшается. Такое снижение стоимости долгосрочных инвестиций, за исключением временного снижения, отражается в отчете о прибылях и убытках. Увеличение балансовой стоимости долгосрочных инвестиций, возникающее в результате переоценки долгосрочных инвестиций, должно быть отнесено на кредит счета изменения стоимости инвестиций в результате переоценки в разделе акционерный капитал. В той степени, в которой снижение стоимости инвестиций компенсирует предыдущее увеличение стоимости той же инвестиции, которое было отнесено на кредит счета изменения стоимости инвестиций в результате переоценки и в последствии не было сторнировано, это снижение учитывается на счете изменения стоимости инвестиций в результате переоценки. Во всех прочих случаях снижение балансовой стоимости должно быть отражено как расход.

     Другим  важным моментом МСФО, не нашедшем отражения  в российской практике, является концепция  сохранения капитала, основным требованием  которой является учет инфляционных процессов. В основе концепции сохранения капитала лежат две цели: защита интересов кредиторов и объективная оценка собственниками конечного финансового результата, т.е. той его части, на которую они могут претендовать (дивиденды). Капитал должен покрыть не только фактические затраты и обеспечение прибыли, но и их увеличение, вызванное инфляцией. Другими словами, организации необходимо наращение капитала, покрывающее не только фактические затраты и обеспечивающее требуемую прибыль, но и их относительное увеличение в виду инфляции и прочих факторов. МСФО для этих целей рекомендуют создавать резерв за счет чистой прибыли.

     Перечисленные несоответствия российских и международных  стандартов можно продолжать достаточно долго. В частности существует различия в учете финансовой аренды (лизинга) и т. д (Приложение 2). 
 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     На  сегодняшний день можно подвести следующие итоги реформы бухгалтерского учета. Во-первых, из международных  стандартов в российские были заимствованы ряд принципиально новых понятий. Например, такие, как «связанные стороны», «деловая репутация», «сегментная информация», «условные обязательства». Во-вторых, Россия стала признаваться международным профессиональным сообществом - представитель России входит в Консультативный совет лондонского комитета по МСФО. В-третьих, был создан Институт профессиональных бухгалтеров России - профобъединение, позитивную роль которого в преобразовании бухучета переоценить сложно. В-четвертых, все большее число компаний переходит на МСФО все более осознанно. В последние годы российская система бухгалтерского учета существенно эволюционирует в направлении международных стандартов.

     Однако  в результате проведенного анализа  можно заключить, что данные отчетности, составленной по российским правилам, по-прежнему существенно отличается от финансовой информации, подготовленной в соответствии с МСФО. В основе таких отличий - разное понимание ряда основополагающих элементов постановки и ведения бухгалтерского учета. Это касается, в первую очередь, трактовки активов/имущества, капитала, применения метода начислений, требований осмотрительности, приоритета содержания перед формой и рациональности, а также возможности профессиональных суждений (оценок) при подготовке отчетности. Конкретным проявлением приведенных отличий становятся различия в порядке оценки, признания и отражения в отчетности отдельных видов активов, пассивов и операций: разный порядок начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, учет материально-производственных запасов, различие методов оценки малоценных и быстроизнашивающиеся предметов, и т.д. 

 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Гражданский кодекс РФ: Официальный текст. —  М., 2007.
  2. Федеральный закон от 21.11.96. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  3. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Утверждена ППРФ от 6.03.98. № 283
  4. ПБУ 1/08. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.08 № 106н
  5. ПБУ 4/99. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 433.
  6. ПБУ 5/01. Положение по бухгалтерскому учету «Учёт материально-производственных запасов». Утверждено Приказом Минфина РФ от 09.06.01№ 44н.
  7. ПБУ 6/01. Положение по бухгалтерскому учету «Учёт основных средств». Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н.
  8. ПБУ 14/07. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов». Утверждено Приказом Минфина от 27 декабря 2007 г. N 153н
  9. ПБУ 15/08. «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 107н
  10. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. Приказ МФ РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.
  11. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н.
  12. Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности».
 
  1. Пашигорева  Г.И., Пилипенко В.И. Применение международных стандартов отчетности в России. – СПб.: Питер, 2008. – 176с.
  2. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях /Е.П. Козлова, Г.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 800с.
  3. Морозова Ж.А. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Бератор-Пресс, 2009. – 256с.
  4. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет – М.: ИНФРА-М, 2008
  5. Богатая И.Н. Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 608с.
  6. А. Бакаев Бухгалтерский учет в России: основные направления развития // Финансовая газета 18.01.2001
  7. Палий В.Ф. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2009.

 

     Приложение 1 

     Концептуальные  различия между РСБУ и МСБУ

Принципы  и допущения МСБУ РСБУ
Непрерывность деятельности предприятия Предполагается, что у предприятия нет ни намерений, ни необходимости прекращать или  существенно сокращать свою деятельность в обозримом будущем. Не все предприятия  реально применяют принцип непрерывности  при подготовке финансовых отчетов: часть из них - на грани банкротства, другие не могут гарантировать стабильность деятельности предприятий в будущем. Кроме того, отрицательная финансовое представление компании делается по причине налогообложения.
Постоянство учетной политики Учетная политика предприятия не подвергается каким  либо изменениям без явной необходимости. Отчетность  ведется в соответствии с действующими законодательными положениями и  нормами, которые постоянно меняются. В отчетности не отражаются влияния  изменений в учетной политике.
Метод начислений Доходы (расходы) предприятия относятся на тот  период, в который они фактически были получены (понесены) Доходы и  расходы предприятия не всегда относятся  на те периоды, в которые они реально  имели место. Например: РСБУ не позволяет оценивать расходы, не подтвержденные документально, несмотря на то, что экономические выгоды, связанные с такими расходами, были уже получены.
Существенность В отчетность включаются только учетные позиции, которые  могут повлиять на принятие решений Перечень статей отчетности определяется Министерством  финансов РФ. Процедуры учета некоторых  несущественных элементов сложны и  обременительны для системы бухгалтерского учета. Например: учет малоценных и  быстро-изнашиваемых предметов.
Преобладание сущности над формой Результаты  операций и сделок отражаются в соответствии с реальным положением вещей Отражение операций и сделок подчиняется нормативным  требованиям, таким образом, форма  доминирует над содержанием
Осмотрительность (консерватизм) Предпринимаются все необходимые меры для снятия неопределенности, во избежание завышения активов или доходов и занижения обязательств и расходов Принцип осмотрительности соблюдается не везде. Например: принцип  оценки по наименьшей из себестоимости  или рыночной стоимости редко используется в российской практике бухгалтерского учета или не создаются резервы на моральное устаревание ТМЗ

Информация о работе Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации