Комплексный анализ динамики и структуры изменений доходов населения РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:00, реферат

Описание работы

Методы моделирования распределения доходов населения разрабатывались и использовались в многочисленных работах отечественных и зарубежных ученых-экономистов. Масштабные процессы социального расслоения обусловили поддержание и развитие исследований дифференциации доходов и потребления, феномена бедности, структуры и численности среднего класса, и т.п..
Рассмотрим более подробно методы расчета доходов населения в Ульяновской области.

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 35.13 Кб (Скачать)

 

     Особенно  велика роль в этих расчетах баланса  денежных доходов и расходов населения. С его помощью определяется общий  объем и структура денежных доходов  и расходов населения, исчисляются  реальные и номинальные доходы и  покупательная способность населения, рассчитываются показатели распределения  населения по уровню доходов, а также  доля населения, живущего ниже уровня бедности. Он позволяет получить представление  о доходах и расходах населения  в группировке по источникам получения  средств и направлением их расходования. Разрабатывается этот баланс по следующей  принципиальной схеме, представленной ниже. 

 

      Схема баланса денежных доходов  и расходов населения

Доходы Расходы и сбережения
1. Оплата труда

2. Доходы  рабочих и служащих от предприятий  и организаций, кроме оплаты  труда

3. Дивиденды

4. Поступления  от продажи продуктов сельского  хозяйства

5. Пенсии  и пособия

6. Стипендии

7. Поступления  из финансовой системы всего,  в т.ч.:

а) страховые  возмещения;

б) ссуды  на индивидуальное жилищное строительство  и другие цели;

в) изменение  задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели;

г) проценты по вкладам;

д) выигрыши и погашения по займам;

е) выигрыши по лотереям;

ж) изменение  задолженности населения по покупке  товаров в кредит (прирост ±, уменьшение —);

з) изменение задолженности по ссудам лицам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица (прирост ±, уменьшение —);

и) возмещение ущерба репрессированным гражданам.

8. Прочие  поступления:

а) от продажи  вещей через комиссионные магазины и скупочные пункты;

б) от продажи  утильсырья, металлолома и др. (несельскохозяйственные заготовки)

в) другие доходы

9. Деньги, полученные по переводам (за  вычетом переведенных и внесенных  сумм) 
 
 

Всего денежных доходов

Превышение  расходов над доходами

Баланс

1. Покупка товаров  и оплата услуг всего, в т.ч.:

а) покупка  товаров во всех каналах реализации;

б) оплата услуг и другие расходы, всего, в  т.ч.:

оплата  жилья и коммунальных услуг;

оплата  бытовых услуг;

услуги  системы образования;

расходы на путевки в санатории и дома отдыха, туризм и медицинские услуги;

расходы на кино, театры и другие зрелища;

расходы на все виды транспорта;

оплата  услуг связи;

прочие  расходы

2. Обязательные  платежи и добровольные взносы, всего, в т.ч.:

а) налоги и сборы;

б) платежи  по страхованию;

в) взносы в общественные и кооперативные  организации;

г) возврат  ссуд;

д) приобретение лотерейных билетов;

е) проценты за товарный кредит;

ж) обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд;

з) страховые взносы в частные пенсионные фонды.

3. Прирост  сбережений во вкладах и ценных  бумагах, всего, в т.ч.:

а) прирост вкладов в учреждениях Сберегательного банка;

б) прирост вкладов в коммерческих банках;

в) приобретение облигаций Российского внутреннего  займа;

г) приобретение облигаций Государственного сберегательного  займа;

д) приобретение сертификатов Российской Федерации;

е) прирост (уменьшение) средств физических лиц, депонированных в банках для расчетов с использованием пластиковых карт; ж) приобретение акций предприятий

4. Покупка  жилых помещений

5. Расходы  населения на приобретение иностранной  валюты

6. Деньги отосланные по переводам (за вычетом полученных сумм)

Всего денежных расходов и сбережений

Превышение  доходов над расходами

Баланс

 

     Важным  инструментом государственного регулирования  и стратегического планирования доходов населения является определение  величины прожиточного минимума, поскольку именно на него государство ориентируется при определении минимального размера оплаты труда. Под величиной прожиточного минимума понимают показатель абсолютного измерения низких доходов населения, обеспечивающих потребление им важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.

     В процессе расчетов величины прожиточного минимума может быть использован  ряд методов:

     1. Статистический (прожиточный минимум устанавливается на уровне доходов, которыми располагают 10—20% самых малоимущих граждан страны).

     2. Нормативный (определяется по фактической стоимости потребительских товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину).

     3. Комбинированный или нормативно статистический (питание определяется по нормативам, а остальное — по его доле в общих расходах),

     4. Субъективный (на основе социологических опросов населения о необходимом минимальном доходе).

     5. Ресурсный (исходящий из возможностей экономики обеспечить прожиточный минимум).

     6. Медианный (здесь порогом бедности считается величина, равная половине медианного дохода (среднедушевого дохода населения)).

     7. Условных расчетов (применяется в основном в США. Состоит в оценке уровня стоимости специально сконструированного продовольственного набора и далее, исходя из условного соотношения между величиной прожиточного минимума и стоимостью продовольственного набора как один к трем, определяется величина прожиточного минимума).

     8. Социальный минимум (в отличие от прожиточного, включает в себя более расширенный набор промышленных товаров).

     В Ульяновской области при расчетах прожиточного минимума используется принятый в международной практике комбинированный или нормативно-статистический метод. В соответствии с ним прожиточный минимум есть не что иное как натуральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей.

     Продовольственный набор для расчета прожиточного минимума разработан специалистами  Института питания АМН России. Он базируется на принятых в мировой  практике представлениях о минимальных  границах достаточного питания и  учитывает в то же время традиционно сложившиеся в Ульяновской области особенности потребления продуктов. В продовольственный набор прожиточного минимума входят около 40 наименований продовольственных товаров, объединенных в II агрегированных групп: хлебопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, мясопродукты, молокопродукты, рыбопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное, маргарин, прочие продукты питания (соль, перец и т.д.). Он обеспечивает полное удовлетворение потребности в основных пищевых веществах и энергии по всем социально-демографическим группам при минимальной стоимости “продовольственной корзины”.

     Минимальная продовольственная корзина дифференцируется по 8 природно-климатическим зонам, выделенным на основе количественной оценки факторов, определяющих материальные и культурные потребности населения  и их территориальную дифференциацию по интегральному показателю условий  жизни населения.

     Структура бюджета прожиточного минимума помимо расходов на питание включает в себя расходы на непродовольственные  товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи. Нормативы на эти цели устанавливаются  по воле аналогичных затрат в бюджете  низкодоходных семей. Информационной базой для их обоснования служат материалы обследования бюджетов домашних хозяйств о фактической структуре  расходов наименее обеспеченного населения.

Информация о работе Комплексный анализ динамики и структуры изменений доходов населения РФ