Кодекс профессиональной этики и поведения аудиторов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:08, реферат

Описание работы

Аудит стал заметным явлением современной экономической жизни. В России зарегистрировано более 4 тысяч аудиторских фирм, из них в Москве свыше тысячи, в Санкт-Петербурге свыше 200, около 2 тысяч аудиторов получили более 15 тысяч человек.

Содержание

Введение………………………………………………….………………………3
Кодекс профессиональной этики и поведения аудиторов……………….…..4
Заключение………………………………………………………………….....17
Список литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

бухучет.docx

— 40.78 Кб (Скачать)

      Важным требованием профессиональной  этики  является  высокое   качество услуг, предоставляемых аудиторами.

      Компетентность и  честность   в  работе  –  этические   нормы  поведения аудитора. Если он понимает, что не компетентен в тех или иных  вопросах,  то обязан честно заявить об этом заказчику, пригласить  для  участия  в  работе более  компетентного  специалиста  либо  отказаться  от  выполнения  заказа. Сомнение в правильности принятых  решений  необходимо  обсуждать  с  другими специалистами, работающими в аудиторской фирме.

      Дело чести каждого аудитора  и  консультанта  –  поддерживать  высокий уровень   своих   знаний,   постоянно   совершенствовать    профессиональное мастерство.   Выданный   государственными    органами    аттестат    призван подтверждать  профессиональную  пригодность  аудитора,  свидетельствовать  о необходимом  для  работы  уровне   специальных   знаний.   Но   руководители аудиторских фирм  нередко  встречают  аттестованных  аудиторов,  не  имеющих достаточной профессиональной  подготовки,  зачастую  не  способных  работать даже ассистентами аудиторов.

      Почему так происходит? Прежде  всего, потому,  что  сдать   экзамены  на аттестат аудитора большого труда не составляет. Аттестация  аудиторов  стала весьма выгодным коммерческим мероприятием. Непомерная плата  за  право  быть допущенным к экзамену по замыслу тех, кто ее предлагал и  отстаивал,  должна бы способствовать отбору хорошо  подготовленных  претендентов,  уверенных  в своих знаниях и профессиональной пригодности к аудиторской  деятельности.  К тому же среди  экзаменаторов  не  многие  являются  работающими  аудиторами, морально готовыми отстаивать  высокий  профессионализм  своих  товарищей  по цеху.

       Рядом  с  аттестационными   центрами  в  тех  же  учебных   заведениях организовались краткосрочные курсы, готовящие, а вернее "натаскивающие",  за две-три   недели   соискателей   аудиторских   аттестатов    по    программе аттестационных экзаменов. В лучшем случае  курс  "обучения"  длится  два-три месяца,  без  серьезной  практической  подготовки,  самостоятельной   работы слушателей с учебными и практическими материалами. Нужно  разделить   центры обучения и центры приема экзаменов. Сделать это следует  как  можно  скорее, чтобы поднять качество и обучения, и проведения экзаменов.

       В  Германии  насчитывается   6   тысяч   дипломированных   аудиторов. Представляется, что нам нужно 18-20 тысяч аттестованных  аудиторов.  Но  уже сегодня число получивших аттестаты приблизилось к этим  цифрам.  Аттестация продолжается теми же темпами, естественно, за счет снижения качества.

      Аттестация аудиторов – дело  самих аудиторов. Она должна  быть в  центре внимания Аудиторской палаты России. Нужно пересмотреть  содержание  и  форму аттестации, прислушаться к тем, кто предлагает, кроме письменного  экзамена, проводить и  устный.  На  письменном  экзамене  вместо  кратких  ответов  на несложные вопросы претенденты  должны  составлять  заключения,  справки  для руководства,  иные  реальные  для  аудиторской  деятельности  документы   по материалам, предложенным  экзаменационными  комиссиями.  Пусть  ЦАЛАКи,  как органы государства, утверждают результаты  экзаменов,  выдают  аттестаты,  а сами экзамены должны быть в руках аудиторов и Аудиторской палаты  России.  В ходе экзаменов претендентам нужно предлагать и  тесты  по  этике,  оценивать моральные качества претендентов, их готовность  к  восприятию  и  соблюдению этических норм на избранном поприще. Необходимо подумать и о снижении  платы за аттестацию.

      Статья 7. Конфиденциальная информация  клиентов п.7.1 «Аудитор  обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах  клиентов,  полученную при  оказании  профессиональных  услуг,  без  ограничения   во   времени   и независимо от  продолжения  или  прекращения  непосредственных  отношений  с ними. Он не может использовать конфиденциальную информацию для своей  выгоды или для выгоды любой третьей стороны».

      В современной экономической  ситуации,  сложившейся  в   России,  важным вопросом   профессиональной   этики   являются   налоговые    отношения    с государственной казной. Дело профессиональной чести аудиторов  и  сохранения полного доверия к ним со стороны клиентов, общественности и  государственных органов – неукоснительное соблюдение  налогового  законодательства  во  всех аспектах. Аудиторы (аудиторские фирмы) «не должны сознательно скрывать  свои доходы от налогообложения  или  иным  образом  нарушать  законодательство  о налогообложении в своих интересах либо в интересах других лиц».

       «При  оказании  профессиональных  услуг  по  налогообложению   аудитор должен руководствоваться интересами клиента». Иначе и  быть  не  может.  Кто захочет  пользоваться  услугами  специалистов,  изначально   выступающих   в интересах третьей стороны. Кодекс обязывает  аудитора  «соблюдать  налоговое законодательство и ни в коем случае не способствовать фальсификации с  целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы».

      Статья 10 п.1: «Аудиторы обязаны доброжелательно  относиться  к  другим аудиторам и воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и  иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по  профессии».  Отдельная статья Кодекса (ст.11) посвящена отношениям аудиторов с аудиторской  фирмой.

     Прежде  всего,  как   требование   профессиональной   этики,   провозглашено положение: «Аудитор обязан  стремиться  осуществлять  свою  профессиональную деятельность  в  коллективе  специалистов,  организованно   объединенных   в аудиторскую фирму» (ст.6 п.1). Установлено,  что  «аудитор,  часто  меняющий аудиторские фирмы либо внезапно покидающий ее и тем  самым  наносящий  фирме определенный  ущерб,  нарушает  профессиональную  этику».  Соблюдение  этого правила позволит  постепенно  стабилизировать  взаимоотношения  аудиторов  и аудиторских  фирм,  что   будет   способствовать   повышению   общественного авторитета аудиторской профессии.

      Аудиторы – основной капитал  аудиторских фирм. Они  не  просто  наемные работники фирмы.  Их  деятельность  оказывает  непосредственное  влияние  на благополучие фирмы, ее авторитет у клиентов, перспективы развития.  Сознавая это, аудиторская фирма свой капитал вкладывает в аудиторов и  консультантов, «разрабатывает  методы,  обобщает  нормативные  акты,  снабжает  ими   своих сотрудников, постоянно заботится о повышении их  профессиональных  знаний  и качеств».

      Взаимоотношения аудиторской фирмы  и  ее  сотрудников  –   аудиторов  не могут регулироваться только трудовым законодательством. Во многом  отношения аудиторов  с  аудиторскими  фирмами   основаны   на   моральных,   этических принципах.

        Этика   взаимоотношений   аудитора   с   фирмой   требует   взаимной ответственности,  целесообразности   действий,   соразмерности   достигаемых результатов, непредубежденности в действиях и помыслах, преданности в  делах и поступках. Настоящий руководитель фирмы  всегда  озабочен  тем,  чтобы  ни словом,  ни  действием  не  оскорбить  сотрудника,  какими   бы   малыми   и незначительными не были его обязанности, если  тот  старается  выполнить  их тщательно, со всем доступным ему умением и профессионализмом.

      Работающий в другой фирме  аудитор должен  «воздержаться   от  осуждения или  восхваления  своих  прежних  руководителей  и  коллег,  от   обсуждения организации и методов работы в прежней фирме». В свою очередь  администрация фирмы воздерживается от обсуждения с кем бы то  ни  было  деловых  и  личных качеств своего бывшего сотрудника.

      В  Кодексе  профессиональной  этики  аудиторов  прямо   записано,   что «аудитор, по тем или иным  причинам  покидающий  аудиторскую  фирму,  обязан добросовестно и  в  полном  объеме  передать  фирме  всю  имеющуюся  у  него документальную и иную профессиональную информацию» о выполненной работе.

       Статья  12  п.1  «Публичная  информация  об   аудиторах   и   реклама

аудиторских услуг могут быть представлены в  средствах  массовой  информации, специальных изданиях аудиторов, в  адресных  и  телефонных  справочниках,  в публичных  выступлениях  и  иных  публикациях  аудиторов,  руководителей   и сотрудников аудиторских фирм».

      Кодекс не предусматривает каких-либо  ограничений в отношении  места   и частоты обнародования рекламы, размера и оформления рекламного объявления.

      Не допускается как  противоречащие  профессиональной  этике  аудиторо реклама и публикации, содержащие:

-  прямое  указание   или   намек,   вселяющий   необоснованные   ожидания (уверенность) клиентов в благоприятности результатов профессиональныхаудиторских услуг;

- безосновательные  самовосхваления и сравнения  с другими аудиторами;

- рекомендации, подтверждения клиентов и иных  третьих  лиц,  восхваляющих  аудитора и профессиональные  достоинства предоставляемых им  услуг;

- сведения, которые могут раскрыть конфиденциальные  данные  клиента      либо необъективно представить его в ложном свете;

-  необоснованные  претензии  быть  специалистом  в  определенной  области

   профессиональной деятельности;

- сведения, имеющие целью ввести в заблуждение   или  оказать  давление  на

   судебные, налоговые и иные государственные  органы.

      Статья 13 "Несовместимые действия  аудитора" гласит,  что  «Аудитор  не должен  одновременно  с  основной  профессиональной   практикой   заниматься деятельностью, которая влияет или может  повлиять  на  его  объективность  и независимость,  соблюдение  приоритета  общественных   интересов   либо   на репутацию  профессии  в   целом   и   потому   несовместимые   с   оказанием профессиональных  аудиторских  услуг.  Занятие   какой-либо   деятельностью, запрещенной  практикующим  аудиторам  в  соответствии  с  законодательством, рассматривается как несовместимые  действия  аудитора,  нарушающие  закон  и профессиональные этические нормы.

      «Независимо от того, где аудитор  оказывает профессиональные услуги,  в своем государстве или в  другом,  этические  нормы  его  поведения  остаются неизменными» (статья 14 Кодекса).

      Для обеспечения качества профессиональных  услуг, оказываемых в  других государствах, аудитор обязан знать и применять в своей работе  международные аудиторские стандарты и стандарты, действующие в том государстве, в  котором он осуществляет профессиональную деятельность.

Оказывая  профессиональные   услуги   в   другом   государстве,   необходимо руководствоваться следующими правилами:

-  если  этические  нормы  профессионального   поведения,  установленные  в государстве, в котором аудитор оказывает профессиональные услуги,  менее строгие,  чем  предусмотренные   настоящим   Кодексом,   то   необходиморуководствоваться Кодексом.

- если  этические нормы профессионально  поведения в государстве, в  которо аудитор оказывает профессиональные услуги  более  строгие,  чем  предусмотренные   настоящим   Кодексом,   аудитор   обязан   руководствоваться этическими нормами, принятыми в этом государстве.

- если  международные этические нормы  профессионального поведения аудиторов превышают    требования    настоящего    Кодекса,     аудитор     обязан руководствоваться  международными  требованиями  с   учетом   содержания настоящей статьи Кодекса.

        Все   перечисленные   выше   нормы   профессионального    поведения, определяемые  настоящим  Кодексом,  основаны  на   международных   этических нормах, разработанных Международной федерацией бухгалтеров (IFA).

Заключение

     Профессиональные   организации   разрабатывают    подробные    кодексы профессиональной  этики  аудиторов,  стараясь  предусмотреть  все  возможные нюансы их поведения.

        В   этическом   кодексе   аудиторов   обобщены    этические    нормы профессионального поведения независимых аудиторов, определены  нравственные, моральные  ценности,  которые   утверждает   в   своей   среде   аудиторское сообщество, готовое защищать их от всех возможных нарушений и  посягательств (Ст.1   п.1.3    Общие    положения).    Соблюдение    общечеловеческих    и профессиональных этических норм –  непременная  обязанность  и  высший  долг каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы.

      Об этике аудиторов-профессионалов  много говорят, но  мало  делают  для

воспитания  авторитетных  высококлассных  специалистов.  Этические  проблемы повседневно  встречаются  на  профессиональном  пути  аудитора.   Их   нужно разрешать достойно, а для этого  необходимо  знать  нормы  профессионального поведения, готовить себя к их неукоснительному соблюдению. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Кодекс профессиональной этики и поведения аудиторов