Кодекс этики профессионального бухгалтера

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 08:27, доклад

Описание работы

Огромную роль в деле развития российского аудита сыграл Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, принятый Международной федерацией бухгалтеров. Данный Кодекс служит основой этических требований, предъявляемых к профессиональным бухгалтерам в каждой стране

Работа содержит 1 файл

Кодекс этики профессионального бухгалтера России.docx

— 19.76 Кб (Скачать)

 

      Огромную роль в деле развития российского аудита сыграл Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, принятый Международной федерацией бухгалтеров. Данный Кодекс служит основой этических требований, предъявляемых к профессиональным бухгалтерам в каждой стране. Хотя представители бухгалтерских профессий во всем мире работают в среде, в которой существуют различные культурные традиции и нормативные требования, они всегда обязаны соблюдать основные принципы Кодекса. В то же время в Кодексе признается, что в случае, если какое-либо национальное требование противоречит какому-либо положению Кодекса, должно выполняться национальное требование.

Кодекс исходит из того, что за исключением специально оговоренных случаев его цели и фундаментальные принципы будут в равной мере действительными для всех профессиональных бухгалтеров вне зависимости от того, занимаются они публичной практикой или работают в промышленности, сфере торговли, государственном секторе либо в сфере образования.

Этические требования, установленные  организациями — членами МФБ, предназначены обеспечить наивысшее качество работы бухгалтеров и общественное доверие к профессиональному сообществу.

В разделе «Общественные  интересы» Кодекса указывается, что отличительной чертой данной профессии является признание своего долга перед обществом. Применительно  к профессиональному сообществу бухгалтеров общество включает в себя лиц, которые полагаются на объективность и порядочность профессиональных бухгалтеров в целях обеспечения упорядоченного ведения коммерческой деятельности. Это возлагает на представителей бухгалтерской профессии обязанность, продиктованную интересами общества.

В разделе «Цели» Кодекса  говорится, что цели бухгалтерской  профессии состоят в выполнении работы в соответствии с самыми высокими стандартами профессионализма, в обеспечений самых лучших результатов работы и в целом в выполнении требования о соблюдении общественных интересов. Эти цели требуют соблюдения четырех основных требований:

■  достоверности (в обществе в целом существует потребность в достоверной информации и надежных информационных системах);

■  профессионализма (существует потребность в людях, которые могут быть без сомнения идентифицированы клиентами, работодателями и другими заинтересованными сторонами как специалисты в сфере бухгалтерского учета);

■  качества услуг (необходима уверенность в том, что все услуги, предоставленные профессиональным бухгалтером, соответствуют высшим стандартам качества);

■  доверия (потребители услуг профессиональных бухгалтеров должны быть уверены в существовании основ профессиональной этики, регулирующих предоставление таких услуг).

Раздел «Фундаментальные принципы» обязывает профессиональных бухгалтеров соблюдать такие принципы, как:

■  порядочность (профессиональный бухгалтер должен быть откровенен и честен при предоставлении им профессиональных услуг);

■  объективность (профессиональный бухгалтер должен быть справедливым и должен избегать предвзятости или небеспристрастности, конфликта интересов или влияния других лиц, которые бы мешали его объективности);

■  профессиональная компетентность и должная тщательность (профессиональный бухгалтер должен предоставлять профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старательностью);

■  конфиденциальность (профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг, и не должен использовать или разглашать такую информацию без соответствующих полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано профессиональными или юридическими правами и обязанностями);

■  профессиональное поведение (профессиональный бухгалтер должен действовать таким образом, чтобы это соответствовало хорошей репутации профессии, и воздерживаться от какого-либо поведения, которое бы могло нанести ущерб репутации профессии);

технические стандарты (профессиональный бухгалтер должен предоставлять  профессиональные услуги в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами).

В разделе «Кодекс» сказано, что цели и фундаментальные принципы Кодекса носят общий характер и не предназначены для использования в целях разрешения этических проблем профессионального бухгалтера в каком-либо конкретном случае. Однако Кодекс содержит некоторые рекомендации, касающиеся практического применения целей и фундаментальных принципов в ряде типичных ситуаций, встречающихся в профессиональной бухгалтерской деятельности. Кодекс разделен на три части:

■  часть «А» (применяемая ко всем профессиональным бухгалтерам) включает в себя такие разделы, как «Порядочность и объективность», «Разрешение этических конфликтов», «Профессиональная компетентность», «Конфиденциальность», «Налоговая практика», «Зарубежная деятельность», «Обнародование информации»;

■  часть «В» (применяемая только к публично практикующим профессиональным бухгалтерам) состоит из разделов «Независимость», «Профессиональная компетенция и обязанности в связи с использованием лиц, не являющихся бухгалтерами», «Гонорар и комиссионное вознаграждение», «Деятельность, не совместимая с публичной бухгалтерской практикой», «Денежные средства клиентов», «Отношения с другими, публично практикующими профессиональными бухгалтерами», «Реклама и предложение услуг»;

■  часть «С» (применяемая только к наемным профессиональным бухгалтерам) содержит разделы «Конфликт обязательств по соблюдению лояльности», «Поддержка коллег по профессии», «Профессиональная компетенция», «Представление информации».

На основе международных  этических норм, разработанных Международной федерацией бухгалтеров, Аудиторская палата России 4 декабря 1996 г. утвердила Кодекс профессиональной этики аудиторов, обобщающий этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, объединенных Аудиторской палатой России.

Кодекс требует от аудиторов  соблюдения общечеловеческих моральных  правил и нравственных норм в своих  поступках и решениях, жить и работать по совести и действовать в интересах всех пользователей бухгалтерской отчетности. Защищая интересы клиента в налоговых, судебных и иных органах власти, а также в его взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами, аудитор должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливых основаниях, и обязан отказаться от защиты этих интересов, если ему станет известно, что они возникли в нарушение закона либо справедливости.

Объективной основой для  выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный  объем требуемой информации. Оказывая любые профессиональные услуги, аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты, не допускать, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны могли сказаться на объективности их суждений и заключений.

Аудитору следует избегать взаимоотношений с лицами, которые  могли бы повлиять на объективность  его суждений и выводов; внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, адекватно планировать и контролировать работу, проверять подчиненных специалистов.

Аудитор обязан воздерживаться от оказания профессиональных услуг, выходящих  за пределы его профессиональной компетенции, а также не соответствующих  его квалификационному аттестату, или привлечь компетентных специалистов для помощи в решении поставленных конкретных задач.

Аудитор обязан стремиться осуществлять свою профессиональную деятельность в коллективе специалистов, организационно объединенных в аудиторскую фирму; постоянно обновлять свои профессиональные знания в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансовой деятельности и гражданского права, организации и методов аудита, законодательства, российских и международных норм и стандартов бухгалтерского учета и аудиторской деятельности; сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с клиентами.

Кодекс требует от аудиторов  неукоснительного соблюдения законодательства о налогообложении во всех аспектах.

Плата за профессиональные услуги аудитора отвечает нормам профессиональной этики, если эта плата зависит  от объема и качества предоставляемых  услуг.

Аудиторы должны доброжелательно  относиться к другим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии.

Взаимоотношения сотрудников  и аудиторской организации должны основываться на взаимной ответственности за выполнение профессиональных обязанностей, преданности и непредубежденности, постоянном совершенствовании организации аудиторских услуг, их профессионального содержания. Аудиторская организация обязана разрабатывать методы профессиональной деятельности, обобщать нормативные акты, снабжать ими своих сотрудников, постоянно заботиться о повышении их профессиональных знаний и качеств.

Аттестованный аудитор, часто  меняющий аудиторские организации либо внезапно покидающий ее и тем самым наносящий организации определенный ущерб, нарушает профессиональную этику. Специалисты, перешедшие в другую аудиторскую организацию, обязаны воздерживаться от осуждения или восхваления своих прежних руководителей и коллег, от обсуждения с кем бы то ни было организации и методов работы в прежней организации; не должны разглашать известную им конфиденциальную информацию и документы аудиторской организации, с которой они прекратили трудовые отношения.

Реклама аудиторских профессиональных услуг может быть представлена в средствах массовой информации, специальных изданиях аудиторов, в адресных и телефонных справочниках, в публичных выступлениях и иных публикациях аудиторов, руководителей и сотрудников аудиторских организаций. Такая реклама должна быть информативной, прямой и честной, выдержанной в хорошем вкусе, исключающем всякую возможность обмана и заблуждения потенциальных клиентов либо возбуждения у них недоверия к другим аудиторам.

Аудитор не должен одновременно с основной профессиональной практикой  заниматься деятельностью, которая  влияет или может повлиять на его  объективность и независимость, соблюдение приоритета общественных интересов  либо на репутацию профессии в  целом и потому несовместима с оказанием профессиональных аудиторских услуг.

Для обеспечения качества профессиональных услуг, оказываемых в других государствах, аудитор также обязан знать и применять в своей работе международные аудиторские стандарты и стандарты, действующие в том государстве, в котором он осуществляет профессиональную деятельность.

Становление аудита в России происходит в тесной взаимосвязи  с введением в повседневную практику соблюдения норм профессиональной этики аудиторов.



Информация о работе Кодекс этики профессионального бухгалтера