Классиффикация аудиторской деятельности. Правовое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 10:13, творческая работа

Описание работы

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Работа содержит 1 файл

аудит.pptx

— 341.93 Кб (Скачать)

Классификация аудиторской деятельности и ее разновидности. 
Правовое регулирование аудита.

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и  оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

 

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

 

Классификация аудиторской  деятельности и ее разновидности

По объекту проверки

 

Внешний аудит

(проводится на договорной основе независимыми аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта. Внешний аудит регулируется соответствующим законодательством (Закон «Об аудиторской деятельности», правила (стандарты) аудиторской деятельности и т.п.)).

 

Внутренний аудит

(представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Внутренний аудит является неотъемлемой частью управленческого контроля организации. Его цель — решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем организации, а также консультирование и помощь сотрудникам организации в эффективном выполнении своих функций. Внутренний аудит проводят специалисты, работающие непосредственно в данной организации. Внутренний аудит регламентируется внутренними документами. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах)

По объекту проверки

 

Инициативный

(аудит, который проводится по решению руководства предприятия или его учредителей. Основная цель инициативного аудита — выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности)

 

Обязательный

(аудит, проведение которого обусловлено прямым указанием в Федеральном законе и других федеральных законах. Обязательный аудит проводится ежегодно)

По сфере деятельности субъекта

 

Общий аудит (аудит предприятий и их объединений независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, не относящихся к нижеперечисленным сферам деятельности)

 

Банковский  аудит

Аудит страховых  организаций

Аудит бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и прочей деятельности

 

По степени развития аудита

 

Подтверждающий (при проведении проверки аудитор проверяет и подтверждает практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создает собственные учетные регистры)

Системно-ориентированный  аудит (состоит в наблюдении систем, которые контролируют операции. Данная функция позволяет аудиторам проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита)

 

Аудит, основанный на риске (базируется на применении выборочных проверок, в основном — узких мест (критических точек) в работе предприятия. Сосредоточив аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском. Это обеспечивает более эффективную проверку)

По объекту изучения

 

Финансовый  аудит (аудит финансовой отчетности) заключается в оценке достоверности финансовой информации с целью выдачи заключения о ее соответствии установленным требованиям бухгалтерского учета. Осуществляется независимыми аудиторами.

Аудит на соответствие — это проверка соответствия финансово-хозяйственных операций установленным в организации нормативным документам и правилам, договорным обязательствам в соответствии с решениями вышестоящих организаций или собственников. Например, проверка соблюдения должностных инструкций, налоговый аудит и т.п. Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки финансовой отчетности.

 

Операционный  аудит (аудит эффективности работы предприятия или деятельности администрации) — это проверка любой части, процедур и методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки ее эффективности. По результатам проверки руководству организации выдаются рекомендации по совершенствованию конкретных хозяйственных и финансовых операций. Используется для проверки выполнения бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и др. В зависимости от целей операционный аудит проводится: на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровнях; внешними или внутренними аудиторами; в интересах внешних либо внутренних пользователей.

По периодичности  осуществления

 

Первоначальный  аудит — это аудит, который впервые проводится данным аудитором на данном предприятии (организации), в том числе когда аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица за предыдущий период проводился другим аудитором.

 

Периодический (повторяющийся) — проводится на данном предприятии данным аудитором, как правило, ежегодно. Это позволяет установить длительное сотрудничество между аудитором и клиентом, повысить качество проверок, дать более объективную оценку экономического субъекта и его деятельности.

Правовое регулирование  аудита

Концепции регулирования  аудиторской деятельности

 

Концепция государственного регулирования. В рамках данной концепции аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами, на которые фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Эта концепция  получила распространение в таких  европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ.

 

 

Концепция саморегулирования. В рамках данной концепции аудиторская деятельность регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями и ориентирована в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов.

Эта концепция  развита в англоязычных странах (США, Великобритания).

 

Система нормативного регулирования аудиторской  деятельности в России

 

В России система нормативного регулирования  аудиторской деятельности находится  в стадии становления. Происходит процесс  определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую  деятельность, определение роли и  функций государственных и общественных аудиторских организаций.

 

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Структура и функции органов регулирования  аудиторской деятельности

 

Переход от государственного регулирования  аудиторской деятельности к новым  правовым основам осуществляется передачей  части функций от государства  к саморегулируемым организациям аудиторов (СОА)

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный  орган (УФО) в лице Министерства финансов РФ.  
Его основными функциями являются:

 

    • выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
    • нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
    • ведение государственного реестра СОА, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
    • анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации.

 

Для обеспечения  общественных интересов в ходе осуществления  аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ работает Совет по аудиторской  деятельности, который осуществляет следующие основные функции:

 

    • рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
    • рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;
    • одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также кодекс профессиональной этики аудиторов;
    • оценивает деятельность СОА по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;
    • вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления им внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
    • рассматривает обращения и ходатайства СОА в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа.

 

Для обеспечения  условий осуществления аудиторской  деятельности создаются некоммерческие СОА. 
Саморегулируемая организация аудиторов осуществляет следующие основные функции: 

 

    • разрабатывает и устанавливает условия членства аудиторов и аудиторских организаций в СОА;
    • применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законодательством и внутренними документами СОА, в отношении своих членов;
    • образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами СОА, а также между ними и потребителями произведенных членами СОА услуг, иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
    • осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в СОА в форме отчетов в порядке, установленном уставом СОА или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов СОА;
    • представляет интересы членов СОА в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
    • организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов СОА, прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации;
    • обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном законодательством и внутренними документами СОА;
    • участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    • разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности;
    • разрабатывает и утверждает стандарты СОА;
    • принимает кодекс профессиональной этики аудиторов;
    • осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил СОА, условий членства в СОА;
    • рассматривает жалобы на действия членов СОА и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил СОА, условий членства в СОА.

 


Информация о работе Классиффикация аудиторской деятельности. Правовое регулирование