Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:37, курсовая работа
Цель данной работы является анализ потребления и сбережения в теории Дж. М. Кейнса.
Для достижения данной цели были поставлены и решались следующие задачи:
рассмотреть совокупное потребление и его факторы;
охарактеризовать совокупное сбережение и его факторы;
выявить динамику развития сбережения и потребления в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………..
1 Функция и график потребления, средняя и предельная склонность к потреблению…………………………………….......
2 Функция и график сбережения, средняя и предельная склонность к сбережению…………………………………………..
3. Анализ динамики и взаимосвязи потребления и сбережения в Республике Беларусь…………………………………………………
Заключение……………………………………………………………..
Список использованных источников…………………………………..
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
4 |
1 Функция
и график потребления, средняя и предельная
склонность к потреблению……………………………………..... |
6 |
2 Функция и график сбережения, средняя и предельная склонность к сбережению………………………………………….. | 13 |
3. Анализ динамики и взаимосвязи потребления и сбережения в Республике Беларусь………………………………………………… | 17 |
Заключение…………………………………………………… |
23 |
Список использованных источников………………………………….. | 26 |
ВВЕДЕНИЕ
Для выяснения вопросов, связанных с производством валового национального продукта, надо четко определиться, от чего зависит количество создаваемых в обществе материальных благ и услуг. Согласно кейнсианской теории занятости объем производимых товаров и услуг, а значит, и уровень занятости населения находятся в прямой зависимости от уровня общих, или совокупных, расходов.
Следовательно, при ориентации на возможный объем национального производства следует учитывать ресурсный потенциал, ибо он является базисом производства. Затем анализируются размер доходов домохозяйств, пропорция, в которой этот доход распадается на потребление и сбережения, выясняются принципы установления равновесия между объемом производства, доходами и занятостью и, наконец, рассматривается роль внешней торговли в формировании валового национального продукта.
Следует иметь в виду, что при характеристике процесса создания ВВП обычно во внимание принимается формирование чистого национального продукта, ибо этот показатель наиболее четко отражает потенциал экономики, ее возможности обеспечить будущий прогресс. Дело в том, что ВВП отличается от ЧНП величиной средств амортизации, а они выступают как бы заданной величиной, более того, осуществленной. Наконец, формирование валового внутреннего продукта рассматривается без учета фискальной политики государства.
Главным компонентом совокупных расходов выступает потребление (спрос), являющееся составной частью дохода домохозяйств после уплаты налогов DI. Частью этого дохода выступают и сбережения. Доход участвует в создании валового национального продукта по двум направлениям: потребляемая часть дохода реализует произведенный в обществе продукт и тем самым формирует спрос на продукцию будущего производства. Расход же сберегаемой части дохода совершенствует и расширяет производственную базу, задавая ему динамизм развития [21, с. 236].
Вышесказанным обусловлена значимость и актуальность данной темы.
Цель данной работы является анализ потребления и сбережения в теории Дж. М. Кейнса.
Для достижения данной цели были поставлены и решались следующие задачи:
Объектом исследования являются потребление и сбережение.
Предметом исследования выступает потребление и сбережение в Республике Беларусь.
Методологической основой исследования являются диалектический и системный подходы к изучению экономических явлений и процессов. При проведении исследования применялись такие методы как логический, аналитический, методы моделирования; синтеза и др.
Настоящая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
В
ходе исследования были изучены
экономическая литература, материалы
периодической печати, статистические
материалы, проанализирован
1
ФУНКЦИЯ И ГРАФИК ПОТРЕБЛЕНИЯ,
СРЕДНЯЯ И ПРЕДЕЛЬНАЯ
СКЛОННОСТЬ К ПОТРЕБЛЕНИЮ
Фирмы, администрация которых выступает в качестве представителей капитала, производят продукцию, выручают за это деньги и предъявляют спрос на рабочую силу. Работники предлагают свою рабочую силу, получают за это вознаграждение и предъявляют спрос на произведенную продукцию. На основе взаимодействия фирм и домашних хозяйств на рынке товаров и услуг складывается пропорция деления ВНП на потребление и сбережение [11, с. 131].
Совокупное потребление представляет собой индивидуальное и совместное использование потребительских благ, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. В стоимостной форме — это та сумма денег, которая тратится населением на приобретение материальных благ и услуг.
Таким образом, все, что не относится к сбережениям, не уходит в виде налога, не находится на заграничных счетах—это потребление. Люди склонны откладывать потребление сегодня в надежде, что потребление в будущем принесет им больше полезности, чем в настоящем. Первичной ячейкой потребления выступает семья. В ней формируются объем и структура потребления. Семейное хозяйство характеризуется общим потребительским бюджетом, жилищным и накопленным имуществом.
Потребление населения — один из главных компонентов, определяющих развитие экономики. На потребительские расходы приходится от 2/3 до 3/4 валового внутреннего продукта. Они формируют потребительское поведение, которое является своеобразным индикатором циклического развития экономики.
Согласно взглядам представителей классической школы, в экономике объем производства полностью определяет спрос. Это вытекает из закона Сэя, который основан на том, что любой продукт можно разложить на доход, являющийся источником платежеспособного спроса. Дж. М. Кейнс ввел функцию потребления, которая отвергает закон Сэя и основывается на следующих посылках.
Во-первых, Кейнс предположил, что величина предельной склонности к потреблению (MPC), которая определяется как отношение прироста расходов на потребление к приросту дохода, находится между нулем и единицей. Он утверждал, что человеческая психология такова, что при увеличении дохода на потребление тратится не весь его прирост, а только некоторая часть (впрочем, так же как и при снижении дохода потребление сокращается на меньшую величину).
Во-вторых, Кейнс принял допущение о том, что средняя склонность к потреблению (т.е. доля общего дохода, направляемого на потребление) уменьшается по мере увеличения уровня благосостояния. Из этих двух положений следует вывод о том, что предельная склонность к потреблению меньше средней [20, с. 251].
В-третьих, Кейнс утверждал, что влияние нормы процента на уровень потребления пренебрежимо мало по сравнению с величиной реального дохода.
Предельная
склонность к потреблению выражает отношение
любого изменения в потреблении к тому
изменению в доходе, которое его вызвало.
Математически это выглядит так:
,
(1.1)
Эта модель показывает нам, какая часть дополнительного дохода уходит на приращение потребления.
Расходы домохозяйств на товары и услуги (С) в общем виде являются функцией от доходов и средней склонности к потреблению. Последняя, в свою очередь, зависит от следующих факторов. Во-первых, это уровень реального дохода. Если он относительно низок, склонность к потреблению будет близка к 100-процентной величине, т.к. бедные домохозяйства попросту не имеют возможности сберегать. Более того, при определенных условиях сумма расходов может даже превысить доходы. Это будет означать, что происходит проедание ранее накопленных сбережений, которое действительно может иметь место в случае резкого падения реальных доходов. Во-вторых, склонность к потреблению зависит от динамики дохода. При прочих равных условиях рост дохода будет сопряжен с более низкой склонностью к потреблению, т.к. богатеющие домохозяйства, как правило, относительно меньшую долю доходов направляют на потребление и больше сберегают. Верно и обратное утверждение. Снижение дохода ведет к относительно меньшему сокращению потребления. То есть сумма потребления – более консервативная величина по сравнению с уровнем дохода.
Следующим фактором, который может влиять на величину потребления, является норма процента. Значение этого фактора особенно возрастает в условиях современной денежно-кредитной системы, для которой характерно широкое распространение потребительского кредита. Рост реальных процентных ставок означает относительное удорожание кредита и, соответственно, снижение расходов домохозяйств, и наоборот. Кроме того, согласно классической и неоклассической теории рост процентных ставок ведет к увеличению сбережений (в виде банковских депозитов или вложений в ценные бумаги) и, соответственно, сокращению доли доходов, направляемых на потребление.
Неэластичность цен на товары и услуги означает, что предприниматели при затоваривании предпочитают не снижать цены, а сокращать производства, что ведет к увеличению безработицы.
В отличие от классиков, в кейнсианской модели обычно равновесие достигает при неполной занятости, то есть в условиях значительной недогрузки мощностей и безработицы. Равновесная экономика не достигает потенциально возможного уровня производства. Отсюда вытекает тезис об активной роли государства, основной целью которого должно стать стимулирование совокупного спроса.
Спрос,
по мнению Кейнса, порождает соответствующее
предложение. Увеличение совокупных расходов
оказывает стимулирующее
Y=
E,
Y=C+S;
E= C+I,
или
Это простейшее кейнсианское тождество. Потребление (C) наряду с инвестициями (I) выступает, таким образом, компонентом эффективного спроса. Для анализа влияния потребления и сбережения (S) населения на объем национального производства, уровень цен в стране, занятость Кейнс вводит такие понятия, как функция потребления и функция сбережения.
Уровень потребления, как известно, прежде всего зависит от дохода. Согласно основному психологическому закону, с ростом дохода потребление растет, но не в той мере, в какой растет доход. Рассмотрим функцию потребления как линейную.
Функция потребления определяет планируемый или желательный уровень потребительских расходов при различных уровнях дохода.
Компонент а называется автономным потреблением. Это расходы на потребление, которые не зависят от дохода (например, необходимые ежедневные расходы человека для поддержания его жизнедеятельности).
Если известно, что функция потребления – прямая линия, то единственная характеристика, которую остается определить, это ее наклон [10, с. 173].
Наклон функции потребления будет определяться коэффициентом d, который получил название предельной склонности к потреблению (МРС).
Функция
потребления представлена на рис. 1.1.
На оси абсцисс откладывается располагаемый
доход. На оси ординат — расходы на потребление.
Если бы расходы на потребление в точности
соответствовали доходам, то это бы отражала
любая точка, лежащая на прямой, проведенной
под углом 45°.
Рис.1.1
График функции потребления
Предельная склонность к потреблению – часть прироста дохода, которая идет на потребление (рис.1.2).
Рис. 1.2 Определение предельной склонности к потреблению
В
данном случае МРС=15:20=3:4=0,75.Это
Средняя склонность к потреблению (АРС) - доля дохода, которая идёт на потребление:
АРС=C:Y,
Для
этого рассмотрим данные табл. 1.1.