Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:14, курсовая работа
В процессе хозяйственной деятельности предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги. С покупателями за купленные ими товары, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям. С бюджетом и налоговыми органами по различного рода платежам, с другими организациями и лицами по разным хозяйственным операциям.
Введение
В процессе хозяйственной деятельности предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги. С покупателями за купленные ими товары, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям. С бюджетом и налоговыми органами по различного рода платежам, с другими организациями и лицами по разным хозяйственным операциям.
Актуальность данной темы подчеркивается тем, что важное значение для благополучия предприятий имеет своевременность денежных расчетов, тщательно поставленный учет кредитных и расчетных операций.
В условиях формирования
рыночной экономики предприятия
и организации с разными
Денежные средства
характеризуют начальную и
Денежные средства являются единственным видом оборотных средств, обладающих абсолютной ликвидностью, то есть немедленной способностью выступать средством платежа по обязательствам предприятия. Поэтому именно их объемом определяется платежеспособность предприятия. Для определения ее уровня объем денежных средств сопоставляется с размером текущих обязательств предприятия. Абсолютно платежеспособными считаются предприятия, обладающие достаточным количеством денежных средств для расчетов по имеющимся у них текущим обязательствам. Это еще раз подчеркивает актуальность данной темы.
Целью данной работы является изучение состояния бухгалтерского учета денежных средств в кассе и на расчетных счетах предприятия и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Объектом исследования в курсовой работе является колхоз «Нива».
Предметом - организация введения учета денежных средств.
Нормативной базой
для написания данной курсовой работы
явилось Налоговый и Трудовой кодексы
РК, постановления, указы, положения, инструкции,
а также другие законодательные и нормативные
документы, регулирующие бухгалтерский
учет денежных средств.
Обзор литературы и нормативных актов
В настоящее время в связи с принятием нормативных документов об «Учете денежных средств», а также с ужесточением проверок по соблюдению данной дисциплины многие литературные источники уделяют этому вопросу значительное внимание. Правильность организации и ведения такого учета, т.е. обеспечение их сохранности и правильного использования, строгое соблюдение установленных правил ведения кассовых и банковских операций, правильное оформление движения денежных средств в документах и регистрах бухгалтерского учета, отражается на финансовой деятельности предприятия, его репутации. [10]
Так, Консалтинговая группа Журнала «Время Бухгалтера» напоминает, «что все предприятия, организации независимо от их организационно-правовой формы обязаны выполнять следующие правила:
1) хранить свои
денежные средства в
Согласно гражданскому законодательству банковский счет (как минимум один) обязана иметь каждая организация, являющаяся юридическим лицом. [2]
2) производить
расчеты по своим
Банки устанавливают правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов, разрабатывает порядок составления предоставления статистической отчетности, с целью повышения ее прозрачности, а также организует наличное денежное обращение. [12]
Фактически все организации используют в своей работе наличные.
Порядок расчетов наличными жестко регламентирован.
Эксперт Н. И. Образцов в статье «Учет кассовых операций» пишет, что «Ведение кассовых операций на предприятиях подлежит жесткому контролю, как со стороны Банка России, так и со стороны налоговых органов. Поэтому к оформлению кассовых документов предъявляются повышенные требования» [5]
А Ведущий юрист Ирина Михеева в своей статье «Нарушения кассовой дисциплины: мнимые и настоящие» пишет: «Каждая вторая организация будет проверена на предмет соблюдения кассовой дисциплины - такие планы недавно озвучила ФНС. Инспекторы взяли под козырек и теперь практически у всех выявляют множество оплошностей, штрафуя даже за незначительную провинность». [7]
Поэтому, тот же эксперт Н. Образцов еще раз советует обратиться к Основным нормативным актам, регулирующим порядок ведения кассовых операций в РФ. [8]
В соответствии
с этими документами, кассовые операции
должны оформляться типовыми формами
первичной учетной
Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрен Порядок работы с денежной наличностью и Порядок ведения кассовых операций.
Рассмотрим некоторые требования данных Порядков и комментарии и советы к ним, аудиторов, бухгалтеров и экспертов различных специализированных журналов.
1) Правильность
оформления кассовых
Эксперт А.Кантеровский, в статье «Проверка кассовых операций» указывает, на что, в первую очередь обращают ревизоры - это наличие подписей главного бухгалтера и руководителя, получателя денег, указание паспортных данных в расходном ордере; проверка полноты первичных приходных и расходных кассовых документов, сброшюрованных с журналом операций по счету «Касса», проверка чековой книжки; полнота оприходования денежных средств в кассу учреждения, полученных из банка по чеку; проверка итогов кассовых отчетов и т.д.» [8]
2) Наличие утвержденного банком по согласованию с руководителем учреждения лимита денежной наличности в кассе, своевременность сдачи в банк денег сверх лимита:
Если не предоставить в банк расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе, лимит считается нулевым, а вся не сданная в банк наличность - сверхлимитной.
Организации, которые превышают кассовый лимит, установленный банком, налоговики (на основании результатов банковской проверки) штрафуют на сумму от 40000 до 50000 руб. основание - ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Однако не всегда компания успевает сдать деньги в банк. О том, как выйти из такой ситуации, нам рассказывает главный бухгалтер ООО «Эс Ди Ай» Е.Кривец: «сверхлимитные деньги выдаются по отчет ответственному лицу. И буквально на следующий день сотрудник может вернуть всю сумму обратно в кассу. На полученную сумму составляется приходный кассовый ордер с основанием «Возврат неиспользованных сумм». [9].
Однако государственный советник налоговой службы Аксенова С.И., предупреждает, что «не забудьте указать в расходном документе, на какие цели выдана наличность, лучше, если это будут хозяйственные расходы. Если указать, например, представительские расходы, то впоследствии должно быть оформлено письменное объяснение, почему деньги не были потрачены целенаправленно. В противном случае инспектор может квалифицировать выданную в подотчет сумму, как беспроцентный заем и потребовать уплаты НДФЛ, а также как нарушение кассовый дисциплины по выдаче наличных». [1]
3) Непревышение расчетов наличными деньгами с юридическими лицами сверх установленного Правительством лимита:
Эксперт М.Ильина разбирает этот пункт в статье «Лимит расчета наличными». «Обращаем ваше внимание на то, что ограничение распространяется на размер суммы - ее предел 100 000 рублей; количество договоров, расчеты по которым осуществляются наличными, т.е. в рамках одного договора; никаких ограничений во времени не установлено». [4]
4) обеспечение
сохранности денег и
«Это еще один пункт, которым часто пренебрегают руководители - отмечает аудитор Г.Денисова - Но п. 29 Порядка ведения кассовых операций в РФ обязывает их оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег). В тех случаях, когда не были созданы условия для работы с денежными средствами, они несут ответственность по их хранению, транспортировке и учету». [3]
5) проведение
внезапных ревизий кассы с
составлением актов по
«Проверка учета кассовых операций - обязательный компонент программ ревизий и проверок, в ходе которых выявляются нарушения и злоупотребления в учете наличных денежных средств - продолжает эксперт А. Кантеровский. - Первым делом ревизор проводит инвентаризацию. Затем сверяет остатки наличных денежных средств, находящихся в кассе предприятия, и бланки строгой отчетности. Более пристальное внимание ревизор уделяет расходованию наличных денежных средств. Сверяются записи, сделанные в кассовой книге, приходных и расходных ордерах, с отчетами, накладными, счетами-фактурами. После окончания ревизии результаты отражают в актах установленной формы». [6]
Вся ответственность за обеспечение сохранности и правильного использования и учета денежных средств возлагается на руководителя и главного бухгалтера организации. [10]
Таким образом, использование трудов ученых-экономистов, практические советы и рекомендации ведущих специалистов и комментарии юристов в области ведения бухгалтерского учета, и в частности учета денежных средств, печатаемые в периодических изданиях, позволят нам более правильно организовать такой учет и избежать нарушений.
В настоящее время вопросы учета денежных средств регламентируются следующими законодательными и нормативными документами.