Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 09:48, контрольная работа
В данной работе будут рассмотрены такие вопросы как, состав документации кадровой службы, состав документов по учету кадров и документов регламентирующих деятельность персонала, приказы по личному составу, должностные инструкции работников, аспекты приема и высвобождения работников.
Кадровый учёт
Введение
Основу информационной среды любого предприятия составляют документы, созданные как «традиционным» (рукописным, машинописным, типографским) способом, так и с использованием современных средств вычислительной техники.
От правильной организации процесса учёта кадров предприятия зависят оперативность, надежность управления, организация труда, культура работы управленческого аппарата, использование информации в будущем.
В условиях увеличения объема информации, увеличения номенклатуры изделий, расширения экономических и культурных связей возникла необходимость упорядочения потоков информации с помощью документов как одной из составных частей информационного обеспечения управленческой деятельности.
В данной работе будут рассмотрены такие вопросы как, состав документации кадровой службы, состав документов по учету кадров и документов регламентирующих деятельность персонала, приказы по личному составу, должностные инструкции работников, аспекты приема и высвобождения работников.
1. Состав документации кадровой службы.
Документ – это совокупность сведений, расположенных на материальном носителе информации и имеющих юридическую силу.
Все формы управленческой
деятельности отражаются в документах,
выступающих способом и средством
реализации возложенных на руководство
предприятием или организацией управленческих
функций. К таким функциям относятся
планирование, организационно-
В состав кадровой документации входят следующие документы:
- трудовой договор (контракт);
- приказ (распоряжение) о приеме на работу (форма №Т-1);
- личная карточка (форма № Т-2);
- учетная карточка научного работника (форма № Т-4);
- штатное расписание (форма (№ Т-3)
- приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (форма № Т-5);
- приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (форма № Т-6);
- приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (форма № Т-8);
- табель учета рабочего времени (форма № Т-13);
- личные заявление работников предприятия;
- графики отпусков;
- устав организации;
- положения об организации;
- положения о структурных подразделениях;
- коллективные договора;
- регламенты работы органов;
- должностные инструкции;
- инструкции по видам деятельности;
- правила внутреннего трудового распорядка.
2. Содержание и порядок оформления документов, регламентирующих деятельность персонала и документов по учету кадров.
Организационная деятельность учреждения выражается в разработке и утверждении комплекса организационно-правовых документов, содержащих правила, нормы, положения, устанавливающие статус организации, ее компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав, функциональное содержание деятельности организации в целом, ее подразделений и работников, их права, обязанности, ответственность и другие аспекты.
Цель разработки организационно-правовых документов – наиболее рациональное разделение и кооперация труда между подразделениями и работниками.
К основным документам, регламентирующим
деятельность персонала, можно отнести
его утвержденную структуру и
штатную численность, штатное расписание,
правила трудового распорядка, должностные
инструкции, квалификационные характеристики,
положение о структурном
Организация работы предприятия, взаимные обязанности работников и администрации, предоставление отпусков, командирование сотрудников, внутри объектный режим и другие вопросы отражаются в правилах внутреннего трудового распорядка. Этот документ состоит из следующих разделов: общие положения, порядок приема и увольнения рабочих и служащих, основные обязанности рабочих и служащих, основные обязанности администрации, рабочее время и его использование, поощрение за успехи в работе, ответственность за нарушение трудовой дисциплины
Трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме между работником и администрацией предприятия в лице руководителя предприятия и должен содержать следующие основные реквизиты: название документа, дата, место составления, текст, подписи, печать. Контракт составляется в двух экземплярах, один из которых остается на предприятии, а другой храниться у работника.
Приказ (распоряжение) о приеме на работу (форма № Т-1) – на одного работника и (форма Т-1а) – на группу составляется на основании заключенного трудового договора. При его оформлении указываются наименование структурного подразделения, должность (специальность, профессия), срок испытания, если таковое работнику устанавливается, а также условия приема и характер предстоящей работы (по совместительству, в порядке перевода из другой организации, для замещения временно отсутствующего работника, для выполнения определенной работы и др.)
Приказ (распоряжение) подписывается
руководителем организации или
уполномоченным на это лицом и
объявляется работнику под
Личная карточка (форма №Т-2) заполняется представителем кадровой службы на лиц, принятых на работу, на основании приказа (распоряжения) о приеме на работу, паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; трудовой книжки или документа подтверждающего трудовой стаж; страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, документов воинского учета, документа об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки), а также сведений, сообщенных о себе работником.
Учетная карточка научного работника ( форма № Т-4) предназначена для учета научных работников научными, научно-исследовательскими, конструкторскими, образовательными, консалтинговыми и другими организациями, осуществляющие деятельность в сфере образования, науки и технологии. Заполняется работником отдела кадров в одном экземпляре на основании соответствующих документов и полученных от работника в устной форме сведений.
Штатное расписание (форма
№ Т-3) применяется для оформления
структуры, штатного состава и штатной
численности организации в
Приказ (распоряжение) о переводе одного работника (форма № Т-5) или группы работников (форма №Т-5а) на другую работу в той же организации или в другую местность вместе с организацией заполняется сотрудником кадровой службы с учетом письменного согласия работника, подписывается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом, объявляется работнику под расписку.
Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (форма № Т-6) в соответствии с законодательством, коллективным договором, локальными нормативными актами организации, трудовым договором составляется сотрудником кадровой службы, подписывается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом, объявляется работнику под расписку.
Графики отпусков ( форма №Т-7) применяется для отражения сведений о времени распределения ежегодных оплачиваемых отпусков работников всех структурных подразделений организации на календарный год по месяцам. Является сводным графиком, подписывается руководителем кадровой службы и утверждается руководителем организации с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа (при наличии последнего).
Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (форма № Т-8) применяется для оформления и учета увольнения работников.
Табель учета использования
рабочего времени и расчета заработной
платы (форма № Т-12) применяется
для учета использования
Личные заявления работников предприятия о приеме, переводе или увольнении пишутся от руки, в свободной форме или на трафаретном бланке, разработанном на предприятии. В заявлении следует указывать следующие реквизиты: адресат, наименование структурного подразделения, наименование вида документа, текст, дату, подпись, расшифровку подписи.
3. Приказы по личному составу – порядок издания, оформления, регистрации.
Приказ по личному составу фиксирует сведения о кадрах (прием на работу, перемещение по работе, увольнения с работы, установление должностных окладов, отпуска, командировки, изменение фамилий, поощрения, взыскания и т.д.). Приказы по личному составу являются основанием для внесения соответствующих записей в другие документы ( трудовые книжки, личные карточки, финансовые документы).
Особенности приказа по личному составу:
1. Приказ не тестирован по оформлению (могут быть разные варианты оформления, они оговариваются в инструкции организации по работе с документами).
2. Номер (индекс) пишется с буквой «К», что значит приказ по кадрам.
3. Заглавие – «По личному составу»
4. Констатирующей части в приказе может и не быть.
5. Распорядительные пункты
оформляются в
6. Каждому пункту приказа
дается основание (заявление
7. В пункте приказа
о приема на работу следует
указывать, на какую должность,
8. При переводе сотрудника
на другую работу в приказе
указываются вид и причина
перевода, устанавливаемый оклад,
в случае временного перевода
– его длительность. В основании
приказа дается ссылка на
9. Фамилии, имена и отчества пишутся полностью.
10. Благодарности и взыскания
оформляются отдельными
11. К тексту приказа
по личному составу
Приказы по личному составу готовятся отделами кадров или должностными лицами, которым поручено вести документы по кадрам, если нет отдела кадров. Приказы вступают в силу с момента их подписания. Нумеруются приказы в течение календарного года. Начальник отдела кадров или работник, ведущий кадровую документацию, должен ознакомить каждого сотрудника с приказом. Сотрудник должен поставить свою визу: «С приказом ознакомлен», подпись работника, дату ознакомления.
4. Подготовка, оформление
и порядок утверждения
Должностная инструкция –
правовой акт, издаваемый организацией
в целях регламентации
Должностные инструкции разрабатываются руководителями структурных подразделений, отделов кадров, специалистами по работе с персоналом для всех должностей, предусмотренных штатным расписанием.
Изменения в должностную
инструкцию вносятся приказом руководителя
организации или
Должностная инструкция может служить основанием для составления трудового договора (контракта) и может использоваться при разрешении трудовых конфликтов и споров.
Требования должностной инструкции являются обязательными для сотрудника, работающего в данной должности, с момента его ознакомления с инструкцией под расписку и до перемещения на другую должность или увольнения с предприятия.
5. Правовые аспекты
приема и высвобождения
Прием на работу оформляется
приказом работодателя, который издается
на основании трудового договора.
Приказ работодателя о приеме на работу
объявляется работнику в
При приеме на работу работодатель
обязан ознакомить работника с действующими
в организации правилами
Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах и подписывается сторонами.