Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 22:37, реферат
В истории становления и развития обязательного социального страхования в России можно выделить четыре основных этапа: возникновение социального страхования (1903 - 1917 гг.); социальное страхование после Октябрьской революции (1917 - 1933 гг.); социальное страхование и профсоюзы (1933 - 1990 гг.); социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям, проблемы реформирования (1991 - настоящее время).
В послевоенный период отмечается дальнейшее развитие социального страхования. Устанавливается выдача пособий по временной нетрудоспособности от трудового увечья и профзаболевания в размере 100 процентов заработка, независимо от каких-либо условий. Продолжительность отпуска по беременности и родам составляет 112 календарных дней. Получает развитие профилактическое направление в социальном страховании. За период с 1945 по 1960 годы число лечебно-оздоровительных учреждений выросло более чем в 5 раз. Тогда же на крупных предприятиях появились первые санатории- профилактории, где работающие получали санаторное лечение без отрыва от производства. Путевки в санатории за счет средств социального страхования выдавались либо бесплатно (20% от общего числа), либо за 30 процентов стоимости.
Наметившаяся в послевоенный период тенденция по отмене ранее принятых ограничений в обеспечении пособиями по социальному страхованию, к середине 50 годов, к сожалению, была приостановлена. Постановлением Совета Министров СССР от 22 января 1955 года и соответствующим решением ВЦСПС были изменены условия и размеры пособий. По ряду позиций вводились новые ограничения. Высший предел пособия по временной нетрудоспособности сокращался со 100 до 90 процентов заработка, да и то оговаривался требованием о непрерывном стаже работы до 12 лет. В таком же размере назначалось пособие при трудовом увечье и профзаболевании и инвалидам войны, но уже вне зависимости от непрерывности стажа. Правда, вскоре для работников этих категорий был вновь восстановлен прежний размер - 100 процентов заработка. В 1961 году введены ограничения в выдаче пособий по временной нетрудоспособности вследствие бытовой травмы и операции аборта, которые действуют до настоящего времени.
Заметную роль в социальном страховании прошлых лет сыграл новый порядок планирования его средств, введенный постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС в 1968 году. Он был направлен на повышение экономической заинтересованности профкомов и администрации предприятий в снижении заболеваемости и повышении поступлений средств в доходы бюджета социального страхования. Это достигалось созданием на предприятиях, при наличии определенных условий, двух фондов: фонда профилактической работы, который формировался за счет экономии средств от снижения заболеваемости, и фонда оздоровительной работы, образуемый в результате перевыполнения доходной части сметы по социальному страхованию. Однако эти средства могли быть использованы лишь после того, как по стране в целом будет создан резерв, предназначавшийся для выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случаях непредвиденного повышения заболеваемости в отдельных районах (например, при эпидемии гриппа).
Практика показала действенность
таких фондов, что подтверждалось
систематическим снижением
Важным этапом развития социального страхования является распространение его на новые категории работающих. Традиционно эта система в нашей стране охватывала только рабочих и служащих, то есть лиц, работающих на условиях трудового договора. Затем она начала поэтапно вводиться и для колхозников. Вначале (в 1964 году) право на государственное социальное страхование получили ведущие колхозные кадры: председатели, специалисты и механизаторы. Одновременно была создана система пенсионного обеспечения всех колхозников и введены пособия по беременности и родам для колхозниц. Эти пенсии и пособия выплачивались за счет специального фонда, создаваемого из средств колхозов и государственного бюджета. Размер пенсий был значительно ниже, чем у рабочих и служащих.
В 1970 году на основании решения Третьего Всесоюзного съезда колхозников введена система социального страхования членов колхозов, что было оформлено Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 27 марта 1970 года. В связи с этим создавался специальный фонд за счет отчислений колхозов в размере 2,4 процента от фонда оплаты труда. Данная система была построена на принципах государственного социального страхования, но имела ряд особенностей по видам и нормам обеспечения, порядку исчисления и выплаты пособий и др.
Отдельная «колхозная система» просуществовала вплоть до 1991 года, когда она была объединена с государственной. Тогда колхозники были полностью приравнены к рабочим и служащим в области социального страхования и пенсионного обеспечения.
В этот же период государственное социальное страхование распространено и на членов других кооперативов, получивших довольно широкое развитие после принятия в 1988 году закона о кооперативах. Им были охвачены и все граждане, работавшие в религиозных организациях, включая священнослужителей.
В 80-х годах принимается ряд мер по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей. Вводится также пособие малообеспеченным семьям.
Работающие и обучающиеся
матери получают частично оплачиваемый
отпуск по уходу за ребенком до достижения
им возраста одного года, а позже - до
полутора лет. Увеличивается
Важным правовым актом
в рассматриваемый период является
Постановление Совета Министров
СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 года
«О пособиях по государственному социальному
страхованию». Достоинство его состоит,
прежде всего, в том, что оно кодифицировало
все изданные до сих пор правительственные
решения по данному вопросу в
виде Основных условий обеспечения
пособиями. ВЦСПС было поручено утвердить
Положение о порядке
Основные условия и
утвержденное Президиумом ВЦСПС
Положение о порядке
В числе последующих дополнений к Положению, кроме указанного выше расширения круга лиц, подлежащих социальному страхованию, следует назвать еще две принципиально важные нормы. Речь идет о повышении нижнего предела пособия по временной нетрудоспособности о 50 до 60 процентов заработка, что соответствует требованиям Конвенции МОТ. Кроме того, сняты противоречащие страховым принципам и международной практике ограничения при назначении пособий работникам, не состоящим членами профсоюза. Заканчивая обзор советского периода социального страхования, надо отметить, что социалистическое государство, являвшееся основным работодателем и собственником средств производства, при всех отмеченных недостатках, все же обеспечивало гарантии в данной сфере, пусть на несколько стандартизированном, но достаточно стабильном и устойчивом уровне.
Социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям, проблемы реформирования (1991 г. - настоящее время)
Провозглашенная в нашей
стране в конце 80-х годов перестройка
вызвала изменения в
Указанный недостаток в известной
мере был устранен при создании Фонда
социального страхования РСФСР,
который, как и союзный, начал
действовать с 1 января 1991 года. Он находился
в ведении Федерации
Согласно постановлению Совета Министров РСФСР и ФНПР от 25 декабря 1990 года Фонд социального страхования РСФСР получил свой отдельный страховой тариф в размере 5,4 процента к начисленной оплате труда, который действовал до 1 января 2001 года. Позднее Фонду было предоставлено право применения финансовых санкций, которыми пользовались органы Пенсионного фонда.
Постепенно Фонд укреплял свое организационное и финансовое положение. Были утверждены Временное положение о Фонде и Инструкция о порядке уплаты страховых взносов и расходовании средств. На местах созданы региональные фонды, подчиненные центру. Преодолеваются и сепаратистские тенденции со стороны ряда вновь созданных профцентров, которые претендовали на управление средствами государственного социального страхования со ссылкой на практически не действующую статью 226 КЗоТ РСФСР. Это могло привести к возникновению множества мелких фондов и подрыву принципа солидарности - основы социального страхования.
Правовое положение Фонда
социального страхования
С переходом страны к рыночным
отношениям начинает меняться и система
социального страхования. Самым
важным достижением ее первоначального
реформирования является создание самостоятельного,
автономного Фонда со своим бюджетом
и новой моделью управления. Это
позволило обеспечить строго целевое
использование средств и не только
сохранить, но даже несколько повысить
уровень обеспечения
Первые шаги реформирования
не смогли радикально изменить существо
системы социального
- совершенствование структуры
выплат по социальному
- рационализация и оптимизация
условий предоставления
- распространение социального
страхования на индивидуальных
предпринимателей и других лиц,
- законодательное закрепление
государственной собственности
на средства социального
- обеспечение финансовой
устойчивости системы путем
- ускорение процесса создания
надлежащей правовой базы
На пути реформирования социального страхования, решения названных выше проблем встречается немало трудностей. Нередко они порождаются недостаточно продуманными предложениями, которые не отвечают современным требованиям и противодействуют положительным тенденциям в этой работе.
Уже несколько лет предпринимаются
попытки консолидировать
Информация о работе Этапы становления и развития социального страхования в России