Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 01:46, реферат
Электроэнергетика Беларуси — это объединенная энергетическая система, которая представляет собой постоянно развивающийся высокоавтоматизированный комплекс, объединенный общим режимом работы и единым централизованным диспетчерским управлением. Отрасль надежно и бесперебойно осуществляет выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
Интенсивное развитие отраслей топливно-энергетического комплекса в республике в 60 - 70-х годах (электростанций, электрических и тепловых сетей, газо- и нефтепроводов) способствовало созданию мощной энергетической базы экономики страны. В дальнейшем темпы обновления основных фондов в энергетике были ниже темпов старения ранее созданных мощностей и в результате к 2005 году уровень износа достиг 60,7.
Сложившееся положение не способствовало о
В Белорусской энергосистеме можно выделить 3 иерархических уровня.
Первый уровень — объекты республиканского назначения. К ним относятся крупные электростанции, линии электропередачи и трансформаторные под станции, имеющие республиканское значение. К объектам первою уровня относятся, например, Лукомльская и Березовская ГРЭС, межсистемные ЛЭП 330 и 750 кВ, трансформаторные подстанции республиканского значения. Это такие объекты, режим работы которых является определяющим для всей энергосистемы. Энергосистема, благодаря объектам республиканского назначения, функционирует, как единое целое,, что способствует максимально действенному использованию эффекта масштаба в энергопроизводстве.
Второй уровень — это объекты областного значения. К ним могут быть отнесены ТЭЦ, обеспечивающие областные города тепловой энергией, линии электропередачи 110 кВ и подстанции данного напряжения.
Третий уровень — это объекты местного, локального значения. К ним мо гут быть отнесены ТЭЦ небольшой мощности, линии электропередачи 0,4 — 35 кВ, трансформаторные подстанции 10-35 кВ.
При нынешней организационной структуре энергоотрасли возникает противоречие, обусловленное тем, что объекты республиканского значения "разбросаны" по хозяйственным субъектам областного значения. Это относится как к электростанциям республиканского значения, так и к основной электрической сети, которая ведомственно распределена по РУП, хотя представляет собой единый целостный технологический организм в масштабе Республики Беларусь. В свою очередь основная электрическая сеть в пределах РУП "рас членена" по филиалам электрических сетей, которые силами служб ЛЭП и подстанций в 35 кВ и выше обслуживают объекты этой сети, находящиеся на территории соответствующих филиалов.
Как видно, все названные проблемы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Решение каждой по отдельности вне системного плана реформирования энергокомплекса невозможно. Сравнительно стабильное финансово-экономическое состояние электроэнергетики не должно вводить в заблуждение. Оно возможно благодаря факторам, лежащим преимущественно вне отрасли: отсутствию существенного роста электропотребления; улучшению финансового состояния основных потребителей энергии, вызванного проводимой государством экономической политикой; активной работе правительства по стимулированию 100 /о-й оплаты энергопотребления. В случае, если хоть один из факторов перестанет действовать, обострение указанных проблем может привести к неспособности энергетики удовлетворять требованиям надежности и экономичности энергоснабжения. Необходимо незамедлительное реформирование существующего экономического механизма отрасли. Минимально возможные тарифы на энергию при требуемом уровне надежности — это критерий оптимальности новой организационно экономической модели электроэнергетики. Современная модель этим требованиям не удовлетворяет.
Минимизация тарифов может быть достигнута лишь при внедрении в существующий механизм хозяйствования экономических стимулов снижения затрат, а надежность — при сохранении существующей системы централизованного иерархического диспетчерского управления. Для того чтобы экономические стимулы заработали, необходимо реформировать организационную структуру отрасли. При наличии единых, недифференцированных по областям Беларуси тарифов на электроэнергию, калькулирование издержек в рамках РУП не имеет экономического смысла. Экономический смысл имеет учет затрат не по географическому, а по технологическому принципу. В любой современной вертикально-интегрированной компании знание издержек на каждом этапе технологического цикла является основой системы управленческого учета. Не зная сколько и где мы тратим, невозможно снижать расходы, проводить гибкую тарифную политику, не допускать монопольной дискриминации потребителя. Следовательно, важнейшим этапом реформы является разделение затрат (в западной литературе — "разделение счетов") генерирующих, передающих и распределительных компаний [2]. Прибыль должна перестать быть счетной (калькулируемой) величиной и должна отражать результаты хозяйственной деятельности.
Однако видеть центры затрат и управлять ими — не одно и то же. Надежность энергоснабжения может быть обеспечена лишь при существовании на энергорынке крупных, финансово самодостаточных компаний. Эти энергокомпании, учитывая условия Беларуси, должны осуществлять модернизацию преимущественно на основе самофинансирования. Значит, вместо существующих РУП-облэнерго необходимо создать энергокомпании. Принципом их формирования будет являться принадлежность энергопредприятий одному иерархическому уровню и одной фазе производства. В результате, в белорусской энергосистеме сформируются генерирующие, сетевая и распределительно-сбытовые энергокомпании. Таким образом, произойдет консолидация энергоактивов. На конкурентный режим работы должны быть переведены сервисные и научно-проектные предприятия.
Созданные на основе технологического и иерархического принципа энергокомпании смогут проводить единую технологическую политику. Формирование оптового рынка энергии и переход от затратного принципа оптимизации по технологическим характеристикам энергоблоков к оптимизации по экономическим характеристикам энергокомпаний позволит проводить загрузку энергоисточников исходя из минимума полной себестоимости, а не только ее топливной составляющей. Интересно, что СП. Ткачев рассматривает возможность введения в "систему закупок государственной структуры по закупкам электроэнергии или прибыли, получаемой от реализации импортной энергии" [3, 17]. Внедрение единого закупщика энергии — основополагающий принцип реструктуризации национальной электроэнергетики в связи с тем, что белорусская энергосистема представляет собой классический пример энергосистемы теплофикационного типа [4].
Инвестиционные возможности и климат в электроэнергетике во многом определяется тарифной политикой.
Можно сказать, что в настоящее время основная диспропорция в тарифах ликвидирована. Однако у нас еще остались перекосы в тарифах среди промышленных групп потребителей за счет наличия значительной доли потребителей энергии, имеющих льготный тариф.
В перспективе тарифы должны отражать реальную стоимость первичных энергоносителей, используемых для выработки энергии, и вынуждать потребителей использовать энергию наиболее эффективно. Необходимо обеспечить возмещение затрат предприятий на производство, транспорт и распределение энергии, на стимулирование инновационной, инвестиционной и энергосберегающей деятельности хозяйствующих субъектов, создание стимулов для повышения эффективности производства.
Многие из существующих проблем отрасли являются следствием структурных недостатков энергетики.
Действующая вертикально интегрированная структура электроэнергетики не обеспечивает в достаточной степени необходимой заинтересованности и стимулов для инвестиций, инноваций, модернизации и повышения эффективности энергетического производства. Энергетические предприятия не получают адекватного прироста прибыли за счет снижения себестоимости продукции. Для приведения структуры управления в отрасли в соответствие с формирующимися социально-экономическими и имущественными отношениями в республике, создания условий конкуренции в производстве и сбыте тепловой и электрической энергии необходимо проведение структурных преобразований.
Однако очевидно, что проводимые преобразования в электроэнергетике должны осуществляться таким образом, чтобы наряду с внедрением новых, несомненно, прогрессивных экономических отношений не допустить потери тех положительных сторон и преимуществ, которыми характеризуется белорусская энергетика на протяжении всех предыдущих лет ее существования.
К этим преимуществам можно отнести:
Надежное энергоснабжение потребителей республики.
Возможность оптимизации режимов работы энергосистемы, что обеспечивает экономию топливных, трудовых и финансовых ресурсов.
Высокий уровень живучести энергосистемы, ее устойчивость к авариям.
Сохранение управляемости энергосистемы во внештатных ситуациях.
Предполагается, что реформирование электроэнергетики будет происходить путем разделения по видам деятельности, формирования рыночных структур, организации оптового рынка электроэнергии и мощности, акционирования в условиях государственного регулирования без изменения формы собственности предприятий. Процесс реструктуризации планируется провести поэтапно — в течение периода от 6 до 10 лет.
В настоящее время разработано 4 альтернативных варианта реструктуризации электроэнергетики, которые опубликованы в №38 “Строительство и недвижимость”. Отличия этих вариантов заключаются в сохранении либо ликвидации концерна “Белэнерго” на период проведения реформ, а также в вопросах разгосударствления и приватизации предприятий электроэнергетики.
Перед электроэнергетической отраслью поставлены стратегические задачи, которые предстоит решать в условиях изменения структуры отрасли, модели экономики в республике и внешних экономических факторов:
Развитие, реконструкция и модернизация электростанций, тепловых и электрических сетей.
Повышение эффективности производства, надежности и технического уровня энергосистемы.
Привлечение внешних инвестиций в электроэнергетику.
Увеличение объемов экспорта продукции и услуг.
Совершенствование экономических механизмов снижения затрат и издержек производства;
Улучшение финансового состояния отрасли и переход на тарифы, покрывающие затраты производства, транспорта и сбыта энергии;