Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 23:39, курсовая работа
Налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение посто-янно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве, однако далеко не все, кто высказывает различные суждения о налогах глубоко разбира-ются в их экономическом содержании, природе и социальном назначении.
Введение …………………………………………………………….3
Глава 1. Экономическое содержание налога, его эволюция……..6
Параграф 1.Экономическое содержание налога………………….6
Параграф 2.Эволюция налога……………………………………...21
Глава 2.Роль и место налогов в экономической системе, пути
совершенствования системы Российской Федерации …..28
Параграф 1.Роль и место налогов в экономической системе……28
Параграф 2.Пути совершенствования системы Российской
Федерации ………………………………………………….32
Заключение…………………………………………………………39
Литература……………………………………………….................47
Кроме того, налоги не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, экономических, этнических, конфессиональных или иных подобных критериев – должен быть, обеспечен одинаковый подход к ис-числению налогов вне зависимости от источника или места образования дохода или объекта обложения.
Принцип одновременности обложения означает, что в нормально функци-онирующей налоговой системе не должно допускаться обложение одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.
Рациональная и устойчивая налоговая система невозможна без соблюде-ния принципа стабильности налоговых ставок. Реализация этого принципа обеспечивается тем, что налоговые ставки должны утверждаться законом и не должны часто пересматриваться.
Одновременно с этим принципом в налоговой практике нередко исполь-зуется и принцип дифференциации ставок, в зависимости от уровня доходов налогоплательщика. Этот принцип не является обязательным. Вместе с тем, при его применении не должно допускаться введение индивидуальных ставок нало-гообложения так же, как и введение максимальных налоговых ставок, побужда-ющих налогоплательщика свертывать экономическую деятельность. Исключи-тельно важным, особенно в условиях федеративного государства, является соб-людение принципа четкого разделения налогов по уровням государственного управления. Этот принцип обязательно должен быть закреплен в законе и имеет в виду, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наде-ляется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, уста-новления льгот, ставок налогов и т. д. В то же время зачисление налогов в бюд-жеты разных уровней может регулироваться при ежегодном утверждении зако-на о бюджете.
Одним из принципов, сформулированным еще А. Смитом, является прин-цип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа, каждый из всей совокупности налогов должен взиматься в та-кое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для налогоплательщика. Иными словами при формировании налоговой системы и введении любого налога должны быть ликвидированы все формальности, акт уплаты налога должен быть максимально упрощен: уплата налога не получате-лем дохода, а предприятием, на котором он работает; налоговый платеж приуро-чивается ко времени получения дохода. С точки зрения этого принципа наилуч-шими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется од-новременно с покупкой товара или оплатой услуги.
Исходя из изложенного выше принципа удобства
и времени взимания налогов, особую актуальность
приобретает принцип разумного сочетания
пря-мых и косвенных налогов. Для реализации
этого принципа должно использо-ваться
все многообразие видов налогов, позволяющее
учесть как имуществен-ное положение налогоплательщиков,
так и получаемые ими доходы. Кроме того,
использование данного принципа важно
для стабильности финансов государст-ва,
особенно в период обострения кризисной
ситуации в экономике, поскольку экономически
более обоснованно иметь много источников
пополнения бюджета со сравнительно низкими
ставками и широкой налогооблагаемой
базой, чем один– два вида поступлений
с высокими ставками налогообложения.
Параграф 2. Эволюция налога
Налоги известны давным-давно,
еще на заре человеческой
Налоговая система возникла и
развивается вместе с
ранних ступенях государственной организации начальной формой налогооб-ложения можно считать жертвоприношение.
C древнейших времен человечество занималось грабежами соседних пле-мен и государств. На ранних стадиях образования государственности с побеж-денных народов взимались платежи, дань и контрибуции, которые в последую-щем приобрели форму регулярных податей и налогов. Данью облагались, в том числе смерды (население Московского государства) начиная с середины XVI века.
С укреплением власти князя (государственности) дань приобрела форму подати, оброка, урока(повинности), дара, поклона, корма, побора.
Налог как историческая
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три круп-ных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора на-логов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возни-кает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государ-ство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблю-дает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень ве-лика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения ус-пели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
Налоги возникли вместе с
Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный
законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, ко-торые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.
Финансовая система Руси начала складываться в конце IX в., предпосыл-кой этому послужило объединение Древнерусского государства. Основным ис-точником доходов княжеской казны была дань. Это был, по сути, сначала нере-гулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных пле-мен. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Ки-ев, и «полюдъем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пош-лин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и прочее.
После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими рус-скими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме «выхода» было еще несколько ордынских тя-гот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государ-ства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних плате-жей стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. Про-образ единой налоговой службы сформировался в княжение Ивана III с появ-лением финансового управления казённого приказа. В качестве главного пря-мого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посад-ских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр., Иван IV также ввел дополнительные налоги. Для определения размера прямых налогов служи-ло «сошное письмо», которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и опреде-ление на этой основе налогов. Соха как единица измерения была отменена лишь в 1679 г., когда единицей налогообложения стал двор. В царствование Алексея Михайловича число приказов, ведавших сбором налогов, значительно увеличи-лось и лишь 1718 году они были упразднены Петром I в связи с утверждением камер-коллегии, в обязанности которой вменялось «надзирание и правление над окладными и неокладными доходами». Однако наряду с налогами она должна была заниматься устройством дорог, вопросами земледелия, состоянием уро-жая, другими проблемами государственного строительства.
С самого начала своей деятельности камер – коллегия не стала тем цен-тральным органом, который определял бы налоговую политику государства. Бо-лее того, вскоре после её создания сбор подушной подати перешёл к военной коллегии, монетная и горная регалии – к берг-коллегии, морские пошлины и не-которые важные доходы с государственных имуществ – к камер-коллегии, гер-бовая бумага – к мануфактур- коллегии.
Во времена Екатерины II, указом от 24 октября 1780 года была учреждена экспедиция о государственных доходах. Спустя год её разделили на четыре са-мостоятельных экспедиции: первая – занималась доходами; вторая – расходами; третья – ревизией счетов; четвёртая – взысканием недоимок, недоборов и начё-тов. 8 сентября 1802 года создано министерство финансов, основной задачей которого стало “управление казёнными и государственными частями, кои дос-тавляют правительству нужные на содержание его доходы, и генеральное всех доходов ассигнование по разным частям государ-ственных расходов”.
Структурным подразделением министерства финансов был департамент по-датей и сборов, который в 1863 году разделили на две самостоятельных депар-тамента: окладных и неокладных сборов. Февральская буржуазно-демократи-ческая революция 1917 года не внесла, каких ни будь серьёзных изменений в систему налогов. Основные виды налогов сохранились и после прихода к влас-ти большевиков. Радикальные перемены начались только в конце 1918 года. 31 октября 1918 года Совет Народных Комиссаров принял Декрет об организации финансовых отделов губернских и уездных комитетов Советов рабочих, крес-тьянских и красноармейских депутатов. Этим декретом было утверждено Поло-жение об организации финансовых отделов губернских и уездных исполкомов и одновременно упразднены казённые палаты, акцизные управления и финансо-вые органы местных самоуправлений. Из инструмента финансовой политики налоги были превращены в орудие классовой борьбы, средство экономического подавления не только “капиталистов и помещиков”, но и большого количества людей, относящихся к среднему классу. К примеру, принятый в 1918 году чрез-вычайный десятимиллиардный налог носил откровенно конфискационный ха-рактер. Фактически все губернии России облагались многомиллионной данью для усиления Красной Армии, которая готовилась к оказанию помощи пролета-риату Европы в завершении Мировой революции. Гражданская война и хозяй-ственная разруха привели к политике военного коммунизма, была введена про-дразвёрстка. Переход к восстановлению народного хозяйства начался с марта 1921 года: развёрстка была заменена продналогом. Предусматривался единый налог на всё сельскохозяйственное производство. Натуральный налог выплачи-вался сеном и соломой, картошкой и капустой, мёдом и другими продуктами питания, всего около 20 наименований. Дело осложнилось лишь тем, что нало-ги в начале 20-х годов взимались различными органами. Так, продовольствен-ный налог собирался наркоматом продовольствия; подворно-денежный налог – местными органами власти; трудналог в денежной части – наркоматом финан-сов, а в натуральной – наркоматом труда. В соответствии с Положением о На-родном комиссариате финансов, утвержденным ВЦИК 26 июля 1921 года, в сос-таве Наркомфина было создано организационно-налоговое управление, которое позднее переименовали в управление налогами и государственными доходами.
Налоговая реформа 1930-1932гг. Заложила основы современной налоговой системы; объединила около 60 налогов и сборов в основные виды платежей, которые впоследствии видоизменились и дополнялись новыми положениями. Несмотря на все коллизии, налоговая система хотя и потерпела существенные изменения, но осталась многоуровневой и сложной, насчитывающей более 30 налогов и сборов федерального и местного значения, которые ложатся тяжелым грузом на плечи трудящихся.
В период господства плановой экономики товарно-денежным отношениям отводилась незначительная роль. По существу, вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формиро-вание фондов, изымалась в доход государства. Фактически доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямого изъятия валового внутрен-него продукта, проводившегося на основе государственной монополии. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руково-дителей всякой инициативы и постепенно подводило страну к финансовому кризису. К началу реформ средины 80-х годов более 90 % государственного бюджета СССР формировалось за счет поступлений от народного хозяйства, при этом налоги с населения в этот период составляли примерно 7-8 % всех поступлений бюджета. Таким образом, вопросы налогообложения были вытес-нены из общественного сознания, а из системы экономических наук исчезло та-кое понятие, как теория налогов.
До 1990 г. в СССР налоговая система включала различные платежи на при-быль предприятий, налог с оборота, налог на владельцев автомашин, налог на зарплату, налоговые ставки на кустарей, налог на холостяков, одиноких и мало-семейных граждан и другие. При этом отношения предприятий с государством, министерствами, главками регулировались многочисленными инструкциями, индивидуальными нормативами или просто указаниями. Практически 75-80 % прибыли изымалось в виде различных платежей (за фонды, за трудовые ресур-сы, за природные ресурсы и т.д.) В то время как в мировой практике налоговая система получила широкое развитие, в нашей стране высказывалось мнение, что налоги при социализме носят временный характер, и они отомрут. Как пока-зала практика, эта точка зрения была ошибочной. Налоги имеют свою историю, они многообразны, в зависимости от исторического развития той или иной страны и задач, стоявших на соответствующем этапе. В Советском Союзе четко проводилась идея о возвратности налогов через общественные фонды. Жизнь опровергла и эту идею. Сейчас придерживаются такой точки зрения: налог – для бюджета и внебюджетных фондов, налоги нужны для выполнения государ-ственных функций. Впервые единая система налогообложения в Союзе была создана в 1990 году и нашла отражение в Законе «О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 14.06.1990 г. № 1560-1.(3) В соответствии с этим законом, введенным в действие с 01.01.1991, года предприятия уплачива-ли следующие налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт; налог с фонда оплаты труда колхозников; налог на прирост средств, направляемых на потребление; налог на доходы. Кроме того, были предостав-лены права Верховным Советам союзных и автономных республик устанавли-вать республиканские и местные налоги. В 1990 году был введен в действие За-кон «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства»
Информация о работе Экономическое содержание налога, его эволюция