Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

По отношению к требованиям законодательства различают обязательный и инициативный аудит. Аудит распространяется на всех экономических субъектов, включая органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления. Любой экономический субъект вправе по собственной инициативе пригласить аудиторов. Аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта (его руководства, собственников, акционеров и т.п.), считается инициативным (добровольным); характер и масштабы такого аудита определяет заказчик.

Содержание

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3
Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту. 3
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 11
1. Необходимость проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия 11
2. Перечень сопутствующих аудиту услуг 13
3. Письмо о проведении аудита. 15
4. договор оказания аудиторских услуг. 18
5. Планируемый уровень существенности. 24
6. Общий план и программа аудита. 26
7. Свод запланированных аудиторских процедур. 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

Контрольная_по_аудиту1.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

 

                                           СОДЕРЖАНИЕ 

 

                                 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту.

 

     По  отношению к требованиям законодательства различают обязательный и инициативный аудит. Аудит распространяется на всех экономических субъектов, включая органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления. Любой экономический субъект вправе по собственной инициативе пригласить аудиторов. Аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта (его руководства, собственников, акционеров и т.п.), считается инициативным (добровольным); характер и масштабы такого аудита определяет заказчик.

     Обязательный  аудит регламентируется государством. Обязательный аудит согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации — это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. [10]

     Рассмотрим  причины необходимости проведения обязательного аудита. Субъекты обязательного аудита, как правило, работают с денежными средствами населения. Это банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, открытые акционерные общества. Население не всегда умеет квалифицированно читать бухгалтерскую отчетность, анализировать финансовые показатели, делать адекватные выводы. Аудитор в случае проверки таких экономических субъектов выступает посредником между проверяемым экономическим субъектом и заинтересованным в его деятельности, но не квалифицированным пользователем бухгалтерской отчетности. Кроме того, устанавливая обязательность подтверждения отчетности предприятий, имеющих большие объемы выручки от реализации и размеры имущества, государство в лице аудитора контролирует деятельность этих предприятий как крупных налогоплательщиков.

     К аудиторской организации, проводящей обязательную аудиторскую проверку, предъявляются определенные требования. Такая проверка в отличие от контроля по специальному аудиторскому заданию может быть только комплексной, охватывающей все сферы деятельности предприятия, все разделы и счета бухгалтерского учета, все виды имущества, оценку деятельности всех филиалов, подразделений и представительств экономического субъекта. Помимо этого, обязательная аудиторская проверка требует однозначности главного вывода — можно ли и в какой степени полагаться на информацию, содержащуюся в представленной бухгалтерской отчетности.

     Обязательная  аудиторская проверка имеет следующие  особенности:

     1 Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями.

  1. При проведении обязательного аудита в организациях, в устав-дых (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 %, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.
  2. Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется аудиторскими организациями, которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.
  3. Должны неукоснительно применяться (соблюдаться) все правила (стандарты) аудита, определяющие действия аудиторов в конкретных ситуациях, возникающих при проведении аудита.
  4. Руководство экономического субъекта, подлежащего обязательному аудиту, не может определять круг вопросов, по которым он нуждается в помощи аудитора, а также создавать ограничения тематики проверки.
  5. Имея аудиторское заключение по результатам обязательной аудиторской проверки, руководство экономического субъекта не имеет права не ознакомить с его итоговой частью всех желающих пользователей бухгалтерской финансовой отчетности.
  6. Получив перечень выявленных ошибок и нарушений, а также рекомендации по их устранению, руководство экономического субъекта обязано принять меры к их исправлению.

     8. Согласно ст. 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ при проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.

     В настоящее время в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность коммерческих организаций включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним, предусмотренные нормативными актами, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с Федеральными законами подлежит обязательному аудиту, и пояснительную записку.

     Согласно  ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской  деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ обязательный аудит предусматривает ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. [6]

     Обязательный  аудит осуществляется в случаях, если:

     1) организация имеет организационно-правовую  форму открытого акционерного  общества;

     2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическим лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

     3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации МРОТ;

     4) организация является государственным  унитарным предприятием, муниципальным  унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше нормативам. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

     5) обязательный аудит в отношении  этих организаций или

     индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

     Обязательный  аудит проводится только аудиторскими организациями. При проведении обязательного  аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации. [10]

     Перечень  законов, согласно которым организации  подлежат обязательному аудиту, представлен в таблице 1.

     Таблица 1

     Закон      Содержание
     Закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.90 № 395-1 (в ред. Федерального закона от 08.07.99 № 136-ФЗ)      Ст. 42. Аудиторская проверка кредитной организации.

     Деятельность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление таких проверок. Аудиторская проверка кредитной организации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95 № 208-ФЗ (вред, от24.05.99 № 101-ФЗ)      Ст. 88. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность общества. Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете общества общему собранию акционеров, бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества. Перед опубликованием обществом указанных документов в соответствии со ст. 92 общество обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами
     Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от 30.11.95 № 190-ФЗ      Ст. 16. Годовой отчет финансово-промышленной группы.

     1. Не позднее 90 дней после окончания 
финансового года центральная компания финансово-промышленной группы представляет всем участникам финансово-промышленной группы, полномочному государственному органу 
отчет о деятельности финансово-промышленной группы по форме, устанавливаемой Правительством Российской Федерации, а также публикует указанный отчет.

     2. Отчет составляется по результатам 
проверки деятельности финансово- 
промышленной группы независимым 
аудитором.

     3. Аудиторская проверка проводится 
за счет средств центральной компании 
финансово-промышленной группы

     Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29.11.01 № 156-ФЗ      Ст. 49, п. 1. Акционерный инвестиционный фонд и управляющая компания паевою инвестиционного фонда обязаны заключить договоры аудиторских проверок
            Аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые федеральными законами и уставом кредитной организации. Аудиторское заключение направляется в Банк России в трехмесячный срок со дня представления в Банк России годовых отчетов кредитной организации
     Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.92 № 4015-1 (в ред. Федерального закона от 31.12.97 № 157-ФЗ)      Ст. 29. Публикация страховщиками годовых балансов.

     Страховщики публикуют годовые балансы и счета прибылей и убытков в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений

     Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.98 № 75-ФЗ      Ст. 22. Аудиторская проверка. Фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку. Указанная проверка осуществляется независимым аудитором
     Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.92 № 3085-1 (вред. Федерального закона от 01.07.97 № 97-ФЗ)      Ст. 26. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность потребительского общества.

     1. Потребительское общество обязано 
вести бухгалтерский учет, а также 
представлять финансовую отчетность в 
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

     2. Годовой отчет о финансовой деятельности потребительского общества 
подлежит проверке независимой аудиторской организацией, а также ревизионной комиссией потребительского 
общества.

     федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.02 № 161-ФЗ      Ст. 29, п. 1. Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором

     В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. [6]

 

       ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 
     
  1. Необходимость проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия.
 

     Существует  множество причин, когда проведение аудиторской проверки для организации необходимо. Вот, например, некоторые из них.

     Аудиторская проверка необходима, для компаний, которые преследуют цель - прочное утверждение своего положения на рынке товаров и услуг. Наличие положительного аудиторского заключения для таких организаций доказывает поставщикам и покупателям, инвесторам и кредиторам, прочим заинтересованным пользователям, что в организации:

  • хорошо отлажена система учета;
  • основным показателям результатов деятельности можно доверять;
  • отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о прекращении деятельности в ближайшем будущем;
  • расчеты с бюджетом ведутся корректно;
  • отсутствует риск возникновения конфликта с фискальными органами.

     Немаловажным  для компаний, планирующих свою деятельность на дальнюю перспективу, является и  то, что, привлекая аудиторов на проверку своей отчетности, они смогут:

  • иметь возможность избежать налоговых рисков, либо свести их к минимуму;
  • предупредить нежелательные финансовые последствия налоговых проверок;
  • предупредить нежелательные финансовые последствия отдельных сделок.

     У главного бухгалтера, в силу большой  загруженности, не всегда выпадает свободное  время тщательно разобраться в ситуации, пролистать нормативные акты, принять правильное решение по нестандартной ситуации, а также проверить работу своих подчиненных (а иногда и свою ошибку заметить некогда).

Информация о работе Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту