История возникновения аудита в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 01:21, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование истории возникновения и причины появления аудита в России.
Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить причины появления аудита;
- исследовать развитие аудита в странах западной Европы;
- изучить отечественную историю развития аудита;
- рассмотреть основные аспекты проведение аудиторской деятельности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Причины появления аудита ………………………………………… 4
Глава 2. Процесс возникновение и трансформация аудита ………………… 9
2.1. Развитие аудита в странах западной Европы …………………………… 9
2.2. Отечественная история развития аудита ………………………………... 12
Заключение …………………………………………………………………….. 23
Список использованных источников и литературы ………

Работа содержит 1 файл

Аудит+.docx

— 49.06 Кб (Скачать)

     Свой  вклад в дело развития аудита внес и Госкомитет РФ по управлению государственным  имуществом. Распоряжение № 2078-р от 30.11.93 «Об организации обучения и аттестации аудиторов для чековых инвестиционных фондов» определял организации, получающие права проведения обучения, экзаменов и выдачи сертификатов для аудиторов чековых инвестиционных фондов, форму сертификата. При этом в числе организаций, допущенных к проведению обучения входил Московский региональный союз консультантов и аудиторов.

     Наконец наступил момент начала государственного участия в регулировании аудита в России. 22 декабря 1993 г. был подписан Указ Президента РФ № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», с которого начинается формирование нормативной базы аудита. Этим указом были утверждены «Временные правила аудиторской деятельности в РФ», введена аттестация аудиторов и лицензирование. Кроме того, п. 4 Указа касается образования Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

     Почему  же введенные правила «временные» - ответ находится в строках самого Указа:

     «Временные правила» определяют правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля и действуют до принятия Федеральным Собранием Российской Федерации закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность. Временные правила применяются при осуществлении аудиторских проверок деятельности всех экономических субъектов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также органов государственной власти и управления всех уровней и органов местного самоуправления.

     Согласно  Указу № 2263 должна быть создана Комиссия по аудиторской деятельности при  Президенте РФ. Для создания этой комиссии было издано специальное распоряжение (№ 54-рп от 04.02.94) «Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ», которым утверждено Положение о Комиссии. Целями создания комиссии являлись:

     - разработка на основе законодательства РФ проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

     - содействие реализации Временных правил, обобщение практики их применения, подготовки для Президента РФ предложений по совершенствованию правового регулирования аудиторской деятельности;

     - представление по запросам экономических субъектов, различных органов власти разъяснений по вопросам применения «Временных правил»;

     - выдача генеральных лицензий на осуществление лицензирования аудиторской деятельности;

     - организация публикаций в средствах массовой информации сведений о выдаче и аннулировании лицензий, зарегистрированных объединениях аудиторов и аудиторских фирм;

     - осуществление деловых контактов с международными аудиторскими организациями, участие в подготовке проектов международных договоров, представление интересов РФ по вопросам аудита за рубежом.3

     При комиссии (на основании Положения) существует и Консультационный совет.

     Одной из особенностей третьего этапа развития аудита в России является сильный  государственный контроль. В Министерстве финансов существует Департамент государственного финансового контроля и аудита (Положение  о нем утверждено приказом министерства финансов РФ № 53 от 31.03.98). До этого момента  существовал Департамент организации  аудиторской деятельности, созданный  в 1995 году (приказ Минфина № 261 от 11.04.95).

     Таким образом, мы видим яркий пример государственного регулирования аудита, как через  Департамент, так и через Комиссию по аудиторской деятельности при  Президенте РФ. Комиссия в основном сосредотачивает свои усилия на разработке стандартов, причем, по мнению ответственного секретаря Комиссии В. Мстиславского, «Организация их подготовки и применения соответствует положениям Закона РФ «О стандартизации» в части разработки стандартов отраслей» (ФЗ № 19(38), май 1999, с. 7). При этом полномочия Комиссии столь своеобразно определены, что стандарты «одобряются», хотя при этом В. Мстиславский пишет: «Комиссия не относится к числу федеральных органов исполнительной власти и не должна издавать нормативно-правовые акты, нуждающиеся в государственной регистрации».

     Еще одной особенностью третьего этапа  развития аудита в России можно назвать  отсутствие Закона, регламентирующего  аудит. В отсутствие единого закона, аудиторская деятельность регламентируется существующим законодательством, подзаконными актами.

     Четвертый этап в истории развития аудита в  России ознаменован вступлением  в силу Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001). К сегодняшнему дню его последняя редакция была проведена 03.11.2006г. Этот Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

     В нем дается четкое понятие аудиторской  деятельности, аудиторской организации, аудиторское заключение, упоминается  и заведомо ложное аудиторское заключение и последствия, которые оно за собой влечет, описывается, кто может  называться аудитором их права и  обязанности. Также рассмотрены  права и обязанности аудируемых лиц, предусмотрен обязательный аудит  и страхование при его проведении, в законе также прописаны стандарты  аудиторской деятельности, предусмотрен контроль качества работы аудиторских  организаций и индивидуальных аудиторов, в этом законе предусмотрели проведение аттестации на право проведения аудиторской  деятельности, лицензирование аудиторской  деятельности. Рассмотрели деятельность аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, предусмотрели  ответственность за нарушение Законодательства РФ об аудите.

     Если  провести краткий анализ данного  закона, то можно найти следующие  отличия:

     Аудиторская деятельность и сопутствующие услуги.

     Меняется  определение аудиторской деятельности, данное в указе Президента РФ от 22.12.93 №2263 «Об аудиторской деятельности в РФ». Если ранее аудит включал в себя проведение проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также деятельность по оказанию иных аудиторских услуг, то теперь - он включает только проверку бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности. Из аудиторской деятельности исключена проверка налоговых деклараций, а налоговое консультирование вынесено в перечень сопутствующих аудиту услуг.

     К сопутствующим услугам, в частности, отнесены: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление финансовой (бухгалтерской) отчетности; бухгалтерское консультирование; налоговое консультирование; анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование; управленческое консультирование, в  том числе связанное с реструктуризацией  организаций; оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных  комплексов, а также предпринимательских  рисков; обучение в установленном  законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью; оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

     В этот перечень сопутствующих услуг  включен также ряд услуг, ранее  не упоминавшихся, но имеющих в современных  условиях актуальность, например: правовое консультирование, а также представительство  в судебных и налоговых органах  по налоговым и таможенным спорам; автоматизация бухгалтерского учета  и внедрение информационных технологий; разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов; проведение научно-исследовательских  и экспериментальных работ в  области, связанной с аудиторской  деятельностью, и распространение  их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях; и др.

     Представительство в судебных и налоговых органах  ограничено кругом налоговых и таможенных вопросов.

     В перечне нет консультирования по вопросам соблюдения валютного, финансового, банковского и иного хозяйственного законодательства. Но, думается, консультирование по данным вопросам все-таки можно осуществлять в рамках управленческого или  правового консультирования.

     Перечень  не является исчерпывающим и включает в себя другие услуги, связанные  с аудиторской деятельностью. Однако, если учесть определение аудиторской  деятельности, данное законом, становится понятным, что речь идет не о любых  других видах услуг, а лишь о тех, которые связаны с проверкой  бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности. Поскольку  аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской  деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих услуг, - очень важно определить, входит или не входит оказываемая услуга в выше названные категории. Оказание сопутствующих услуг требует  наличия лицензий, если по законодательству данная деятельность подлежит лицензированию.

     Основные  аспекты проведение аудиторской  деятельности.

     Аудит - это лицензируемая предпринимательская  деятельность аттестованных независимых  юридических и физических лиц (аудиторских  компаний и отдельных аудиторов) - законных участников экономической  деятельности, направленная на подтверждения  достоверности финансовой, бухгалтерской  и налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного  риска для заинтересованных пользователей  бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием (организацией) собственникам, а также другим юридическим и  физическим лицам.

     Данное  определение отражает:

     - Единую цель проведения аудита - подтверждение достоверности отчетности, снижение риска использования  ее в экономической деятельности;

     - Единые требования ведения аудита - наличие аттестатов и лицензий;

     - Единые и обязательные условия  - аудит проводится независимыми  субъектами.4

     Под аудитом бухгалтерской отчетности в правилах (стандартах) аудиторской  деятельности в РФ понимается независимая  проверка, осуществляемая аудиторской  организацией и имеющая своим  результатом выражение мнения аудиторской  организации о степени достоверности  бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

     Целями  аудита бухгалтерской отчетности, как  это определено в правиле (стандарте) РФ «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

     В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и  уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации  с приемлемой уверенностью сделать  выводы относительно: а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям  нормативных актов, регулирующих порядок  ведения бухгалтерского учета и  подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации; б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает  аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

     Мнение  аудиторской организации о достоверности  бухгалтерской отчетности может  способствовать большому доверию к  этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом  субъекте. Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.

     Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской  организации остепени достоверности  бухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской  организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в  аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

Информация о работе История возникновения аудита в России