История развития консалтинга в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:02, реферат

Описание работы

Круг проблем, решаемых консалтингом, весьма широк, кроме того, специализация компаний, предоставляющих консалтинговые услуги, может быть различной: от узкой, ограничивающейся каким-либо одним направлением консалтинговых услуг (например, аудит), до самой широкой, охватывающей полный спектр услуг в этой области. Соответственно этому, каждый специалист (или каждая фирма), работающая в данной области, вкладывает в понятие консалтинга собственный смысл и придает ему собственный оттенок, определяемый направлением деятельности компании.

Содержание

Оглавление
Понятие консалтинга 3
Развитие консультационных услуг и консалтинга в России 4
Список использованной литературы 10

Работа содержит 1 файл

Реферат по консалтингу.docx

— 28.17 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 
Байкальский государственный университет экономики и права 
Кафедра экономики труда и управления персоналом

 

 

 

 

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСАЛТИНГА В РОССИИ

Реферат по дисциплине  «Кадровый консалтинг»

                

 

 

 

                                           

 

 

 

       Исполнитель:  Куцырь Е. В

Группа  ЭСТ-07-2

Руководитель:  Кузьменко А. М.

 

 

Иркутск, 2011

Оглавление

Понятие консалтинга 3

Развитие консультационных услуг и консалтинга в России 4

Список использованной литературы 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие консалтинга

Круг проблем, решаемых консалтингом, весьма широк, кроме того, специализация  компаний, предоставляющих консалтинговые услуги, может быть различной: от узкой, ограничивающейся каким-либо одним  направлением консалтинговых услуг (например, аудит), до самой широкой, охватывающей полный спектр услуг в этой области. Соответственно этому, каждый специалист (или каждая фирма), работающая в данной области, вкладывает в понятие консалтинга собственный смысл и придает ему собственный оттенок, определяемый направлением деятельности компании.

Консалтинг - это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании  перспектив развития и использования  научно-технических и организационно-экономических  инноваций с учетом предметной области  и проблем клиента.

Консалтинг решает вопросы управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности организаций, стратегического  планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта, движения цен и т.д. Иными словами, консалтинг - это любая помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной проблемы.

Основная цель консалтинга заключается  в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности компании в целом и увеличении индивидуальной производительности труда  каждого работника.

В каких случаях клиенты обращаются за помощью в консалтинговую компанию?

Согласно распространенному мнению, к услугам внешних консультантов  обращаются в основном и в первую очередь те организации, которые  оказались в критическом положении. Однако помощь в критических ситуациях - отнюдь не основная функция консалтинга. В каких же случаях и кто  обращается за помощью в консалтинговую компанию?

Во-первых, в тех случаях, когда  предприятие, имеющее статус надежного, намечает перестройку всей системы, связанную либо с расширением, либо с изменением формы собственности, либо к коренным изменением спектра  деятельности предприятия и переориентацией  ее на более перспективные и/или  выгодные направления бизнеса.

Во-вторых, в случаях, когда предприятие, имеющее статус надежного, с целью  утверждения своих позиций на рынке и создания необходимого имиджа в глазах потенциальных партнеров, обращается к услугам консультанта (например, аудитора), проводит ревизию  своей деятельности (например, аудиторскую  проверку) и затем делает ее результаты достоянием гласности.

И, наконец, в-третьих, в тех случаях, когда предприятие находится  в критическом положении (или  даже на грани краха) и своими силами из этого положения выбраться  не в состоянии ввиду отсутствия опыта и внутренних ресурсов для  адекватной и своевременной реакции  на создавшуюся ситуацию. Услуги консультанта (консалтинговой фирмы) в этом случае носят характер кризис-консалтинга.

Развитие консультационных услуг  и консалтинга в России

Источник формирования организационного консультирования в России пошел  из социологии организаций. В 1976 г. при  Советской социологической ассоциации была создана - секция по социологии организаций наряду с другими такими же секциями.

Также центром формирования организационного консультирования в Советском Союзе  была Эстония. Эстонцы, хорошо взаимодействовавшие  с родственной им Финляндией, во многом позаимствовали у финнов опыт организационного консультирования.

Первыми себя стали называть консультантами по управлению именно эстонцы (Яак Лейманн, Мадис Хабакук, Рауль Юксвярав). Остальные называли себя социологами или специалистами по научной организации труда, или экономистами, или даже, было время, специалистами по административному праву. Первое официальное произношение этого выражения «консультант по управлению» состоялось 19 августа 1982 г. в подвале газеты «Правда», где публиковались самые важные, основополагающие статьи. В 1991 г. секция по социологии организаций выделилась из Советской социологической ассоциации в самостоятельную Ассоциацию консультантов по управлению и организационному развитию (АКУОР). В 1992 г. возникла первая школа консультантов по управлению в структуре Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, которая стала на регулярной основе два раза в год выпускать два с небольшим десятка специалистов с дипломом государственной академии. Из всех этих источников постепенно сформировалось такое направление, которое стало вбирать в себя все новые и новые направления, например, организационное консультирование. В эту область стали входить экономисты и юристы. По некоторым оценкам сейчас в России примерно 10 тысяч человек тех, кто себя называет консультантами по управлению.

Организационное консультирование - это творческая профессия, где можно изобретать все новые и новые методы, получать все новые знания.

В этом смысле она сильно отличается от аудита, например, или от консультирования по техническим, финансовым, правовым вопросам. Изначально многие компании позиционировали себя на рынке, только как аудиторские компании, но, выстраивая определенные отношения со своими клиентами, обнаруживали значительное расширение спектра их потребностей: многие предприятия стали обращаться не только за аудиторской помощью, но и за решением различных бизнес вопросов. Поэтому в аудиторских компаниях стали создаваться подразделения по организационному консультированию. Но все равно большее предпочтение компании отдают аудиторским услугам - это более стабильный рынок. То есть на нем есть определенное число участников, число клиентов. Консультирование - напротив, быстро растущий рынок. Сегодня, по некоторым оценкам, по темпам роста только рынок интернет-технологий, телекоммуникаций опережает консультирование. Проанализируем спрос на консультирование только по двум шкалам: доступности и желаемости консультационных услуг. Доступность была максимальной, у фирм были деньги, они были готовы платить. Желаемость присутствовала в меньшей степени, т.е. не было четкого понимания того, зачем это нужно. И это объяснялось, прежде всего, самой природой рынка. Были огромные прибыли, огромная рентабельность. Теперь ситуация изменилась - в настоящее время выживают только наиболее эффективные компании. И для того, чтобы попасть в число наиболее эффективных компаний, только своих сил не всегда достаточно. Нужно привлекать профессионалов-управленцев, т.к., в конечном счете, это более выгодно и экономически более целесообразно. Излишняя самонадеянность в этих вопросах и вера в собственную непогрешимость подчас обходится клиенту намного дороже.

В России к консультантам компании обращаются уже тогда, когда ситуация становится безвыходной, а, например, в Америке - наоборот, в начале возникновения проблем: гораздо проще и намного эффективней сделать что-то еще до начала проблемы, что ее предотвратит еще до того, как она возникнет, чем бороться с возникшей болезнью. В России же упор делается на развитие «скорой помощи», на развитие хирургии в консультировании.

Как и любое понятие, относящееся к сфере бизнеса, рынок консалтинговых услуг в  России имеет свою специфику. В странах с развитой рыночной экономикой консультационные услуги являются одним из важнейших элементов, поддерживающих на высоком уровне функционирование ее инфраструктуры.

Рынок консалтинговых услуг  в России относительно молод. Данное выражение можно встретить в  большинстве специализированной литературы, с такого определения начинается, наверное, подавляющее большинство  статей и обзоров СМИ. Причем это  утверждение можно встретить  в изданиях разных лет. Оспаривать его  не имеет никакого смысла. Если сравнивать возраст рынка консалтинговых услуг  России с возрастом западного  рынка консультационных услуг, можно  сказать, что наш находится где-то в пределах отрочества, но уже обладает сформировавшимися взглядами, своими игроками и конкурентной борьбой.

Речь в данном случае идет о классическом понимании консалтинга  и консалтинговых услуг. Во времена  централизованно планируемой экономики  консультационные услуги, конечно, существовали. С "классическими" их роднит, наверное, только наличие заказчика и исполнителя.

Предпосылки для возникновения  консалтинга - наличие рыночной экономики, частного бизнеса и независимых  экспертов. Именно поэтому отправной  точкой развития рынка консалтинговых услуг в России принято считать  начало 90-х годов, как и многое другое, так или иначе связанное  с частным бизнесом. Цивилизованный облик рынок консалтинговых услуг приобрел несколько позже.

Тем не менее, предпосылки  были созданы, стал появляться частный  бизнес, совершенно разнообразного уровня и направлений. Самыми популярными  видами консалтинговых услуг того времени  можно назвать налоговый и юридический. Небольшие фирмы, в штате которых могло насчитываться два-три человека, предоставляли консультации в области налогообложения и его оптимизации, регистрацией фирм в зонах с особым льготным налоговым режимом, вексельных схем и пр. Клиентов эти фирмы находили непосредственно рядом с налоговыми инспекциями, где, к слову, еще десять лет назад разворачивалась бойкая торговля всевозможной литературой, сделанной "на коленке", о том, как легально и не очень уменьшить налоговые отчисления.

Основным источником кадров для рынка консалтинговых услуг  в ту пору стали научно-исследовательские  институты и высшие учебные заведения. Переход на фактическое самообеспечение подтолкнул специалистов покинуть свое место работы и заняться предоставлением частных услуг, которые в большинстве случаев проходили в форме тренингов и семинаров. При этом независимые консультанты, в силу повышения отдачи от своих услуг и в случаях больших и трудоемких проектов, старались поддерживать связь друг с другом. Эти союзы часто выливались в создание совместного бизнеса, который имел явные преимущества перед индивидуальными консультантами в силу более широкого спектра оказываемых услуг.

Несмотря на появление  частного бизнеса, который, безусловно, хотел развиваться, и консультантов, способных помочь осуществить это  развитие с наименьшими потерями, качественно-высокого спроса на данный вид услуг все же не было. Из основных причин, по которым бизнес не желал  обращаться к консультантам, можно  обозначить две.

К первой можно отнести  отсутствие или недостаток самих  консультантов в таких сферах как маркетинг, финансы, менеджмент.

Вторая причина, самая  распространенная - искреннее непонимание  смысла консультационных услуг. Зачем  платить кому-то за то, что знаешь или можешь узнать самостоятельно. Этому факту есть довольно простое  объяснение. На западе собственник  старается вести свой бизнес согласно выработанной стратегии, отклонение от которой нежелательно. В России ведение  бизнеса в ту пору можно сравнить с дрейфом в открытом море. Цель ясна - рост, но что нужно делать для  этого, кроме как работать еще  больше, понимали далеко не все. Иными  словами, бизнесмен предпочитал  действовать исключительно своим  умом, опираясь на внутреннее чутье  и интуицию. Справедливости ради можно  отметить, что такая стратегия, в  отсутствие жесткой конкурентной среды, могла и периодически приводила  к положительному результату.

Общее у двух приведенных  в пример причин - отсутствие элементарной культуры ведения бизнеса, принципами которой успешно пользовались в странах с развитой рыночной экономикой.

Однако бизнес в России продолжал эволюционировать, а в месте с ним качественно изменялся и рынок консалтинговых услуг. Он становился более понятным, прозрачным и более профессиональным. Ужесточение конкурентной среды, приход на российский рынок крупных западных игроков и экспансия отечественных компаний на зарубежные рынки подняли российскую экономику и частный бизнес на новый уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Везлоцева Е. Консалтинг на поиск своего места на рынке / Е. Везломцева // Управление персоналом. - № 10. – 2002. – С. 48-49.
  2. Маринко Г. И. Управленческий консалтинг / Г. И. Маринко // М.: ИНФРА-М, 2005. – 380 с.
  3. Никонова Т. В. Управленческий аудит: персонал / под ред. Ю. Г. Одегова. – М.: Экзамен, 2002. – 224 с.
  4. Одегов Ю. Г. Аудит и контроллинг персонала / Ю. Г. Одегов, Т. В. Никонова //  М.:Альфа-Пресс, 2006. – 554 с.
  5. Сидорчук Р. Р. Основы управленческого консультирования. Маркетинговый подход / Р. Р. Сидорчук // М.: Спутник+, 2009. – 219 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История развития консалтинга в России