История развития Аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:41, реферат

Описание работы

Человечество всегда проявляло большой интерес к основам управления экономическими процессами, а также к роли контроля в управлении. Историки утверждают, что человечество знакомо с определенными видами отчетности уже не менее 6000 лет. Учет и отчетность (равно как и контроль ее содержания) вначале прямо были связаны с потребностями содержания двора, а также больших, постоянно действующих армий, с развитием производства и коммерции, удержанием в покорности многонационального населения обширных территорий первых цивилизаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…………....…3
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА………………………………...………….4
1.1 Возникновение аудита………………………………………………………..4
1.2 История финансового аудита в России………………………………………7
2 РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТА В РОССИИ ……………………….…………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……….…………14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………...................16

Работа содержит 1 файл

реф.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

      Второй этап развития аудита в нашей стране неразрывно связан с процессом экономических  преобразований, развитием предпринимательской  деятельности, начавшейся бурно и  активно во всех отраслях экономики. Активизировался и процесс создания аудиторских организаций, благодаря вступлению в силу таких законодательных актов, которые оказали существенное влияние на развитие предпринимательской деятельности: Закон «О собственности в СССР» (№ 1305-1 от 06.03.90), Закон «О предприятиях в СССР» от 4.06.1990 (№ 1529-1), а также Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90 № 445-1, определявший правовые, экономические и социальные основы создания предприятий на территории РСФСР.

      Постепенно  шел процесс формирования рынка  аудиторских услуг. Это процесс происходил в основном за счет сложившегося имиджа (ведь в начале 90-х годов клиентами аудиторских фирм были в основном совместные предприятия и другие предприятия, особенно банки, которым было необходимо предоставить аудиторское заключение западным партнерам, кредиторам, инвесторам), а также за счет отсутствия нормативной базы и методологической основы у «чисто российских» аудиторских фирм. В то же время появляются и общественные организации, объединяющие бухгалтеров-аудиторов, в частности, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов СССР, которая в дальнейшем была преобразована в Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов.

      Третий  этап развития аудита в России,  начался тогда, когда государство, аудиторская общественность, заинтересованные пользователи услуг аудита наконец поняли, что столь важная и общественно-значимая деятельность должна регламентироваться как на государственном уровне, так и на уровне морально-этическом.

      Первый  вклад в дело регламентации аудита внес Центробанк - 6 февраля 1991 г. утверждено «Положение об аудиторской деятельности в банках». Согласно этому положению:

      -Аудит  в банковской системе РСФСР  представляет собой независимый,  нейтральный контроль за деятельностью  коммерческих банков и других кредитных учреждений.

      -Банковский  аудит осуществляется на договорной  платной основе специализированными  аудиторскими предприятиями, организациями  или физическими лицами-аудиторами, имеющими лицензию Центрального  банка РСФСР на аудиторскую  деятельность в банковской системе.

      В соответствии со статьей 45 Закона «О банках и банковской деятельности в РСФСР» деятельность коммерческих банков подлежит ежегодной проверке аудиторскими организациями.

      Для осуществления своих функций  аудиторские предприятия (организации) и аудиторы проводят ежегодные проверки деятельности коммерческих банков, а также выдают официальные аудиторские заключения по их результатам, прилагаемые к годовой отчетности коммерческих банков. Без аудиторских заключений годовые отчеты коммерческих банков не принимаются.

      Стоимость аудиторских услуг определяется договором, заключаемым аудиторскими предприятиями (организациями) и аудиторами с коммерческими банками. Договор  может заключаться как на проведение разовой проверки, так и на аудиторское обслуживание в течение определенного периода.

      Для методического руководства, координации  и контроля за банковской деятельностью  в Центральном банке РСФСР  и его территориальных главных  управлениях создаются советы по банковской аудиторской деятельности.

      Таким образом, можно сказать, что Центробанк раньше Минфина начал заниматься методологией и организацией аудита. До сих пор (по всей вероятности, в  силу именно такого начала) вопросами  регулирования аудиторской деятельности в области банковского аудита ведает Центробанк и даже начал работу по стандартизации банковского аудита. Экспертный комитет при ЦБ РФ по банковскому аудиту 8 сентября (протокол № 4) одобрил правило (стандарт) № 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита «Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год».

      Наконец наступил момент начала государственного участия в регулировании аудита в России. 22 декабря 1993 г. был подписан Указ Президента РФ № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», с которого начинается формирование нормативной базы аудита. Этим указом были утверждены «Временные правила аудиторской деятельности в РФ», введена аттестация аудиторов и лицензирование. Кроме того, п. 4 Указа касается образования Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

      Во  времена СССР проверка бухгалтерской  отчетности предприятий и организаций  именовалась словом «ревизия». Для  проверки бухгалтерского учета одного предприятия привлекались бухгалтеры других предприятий (принцип «равный проверяет равного»). Проверка велась сплошным образом с целью выявления злоупотреблений и хищений. Таким образом, ревизия принципиально отличались от аудита финансовой отчетности в его классическом понимании.

      Рынок аудита в основном сложился к середине 1990-х годов. На нем представлены три  основные группы игроков:

      1) международные аудиторско-консалтинговые  группы («Большая четверка»),

      2) крупные российские аудиторско-консалтинговые компании, многие из которых входят в международные сети и оказывают услуги под их маркой,

      3) средние и мелкие аудиторские  компании. Первые две группы, будучи  немногочисленными, аккумулируют  львиную долю рынка в денежном  измерении, оказывая высокомаржинальные услуги наиболее крупным и платежеспособным компаниям. Третья группа, будучи самой большой по составу участников (доля по количеству > 90 %), получает лишь незначительную долю выручки. Компании этой группы работают в среднем и низком ценовом сегменте, порой отчаянно демпингуют. 

 

      2. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТА В РОССИИ

      До 2002 деятельность аудиторов регулировалась принятыми Президентом в 1993 году Временными правилами аудиторской  деятельности и рядом актов Правительства  РФ и Совета по аудиторской деятельности при Президенте РФ. С конца 1994 была введена обязательная аттестация аудиторов, а начиная с 1995 — лицензирование аудиторских организаций и частных аудиторов.

      В 2001 был принят и с 2002 года вступил  в силу Федеральный Закон РФ «Об  аудиторской деятельности», который оказал определённое воздействие на рынок финансового аудита и его движение в сторону более цивилизованных стандартов работы. В частности, закон установил специальную правоспособность для аудиторских организаций (аудиторские фирмы имеют право заниматься только аудитом и сопутствующими услугами). Была введена минимальная численность штата аудиторских фирм. Был закрыт доступ индивидуальных аудиторов на рынок обязательного аудита.

      Начиная с 2003 по инициативе Минфина, представителей аудиторской профессии, иных заинтересованных лиц велась подготовка новой редакции закона «Об аудиторской деятельности», которая изрядно затянулась из-за столкновения противоположных мнений относительно ряда моментов (главным образом, из-за отмены лицензирования и требований к СРО). Наконец, в декабре 2008 был принят и с 1 января 2009 (отдельные статьи — с 1 января 2010) вступил в силу новый федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, в соответствии с которым лицензирование аудиторов заменено обязательным членством в аудиторских СРО. Членами СРО должны быть также физические лица-аудиторы. Минимальное число членов — 700 аудиторов или 500 аудиторских организаций. Индивидуальным аудиторам частично возвращен доступ к проведению обязательного аудита. Страхование ответственности заменено механизмом компенсационных фондов СРО.

      Количественные  характеристики рынка аудита.

      В настоящее время Минфином РФ зарегистрированы в реестре 6 аудиторских СРО (данные на конец 2009).

      Число аттестованных аудиторов составляет 38.8 тыс. чел. Из них только 0.7 тыс. чел оказывают аудиторские услуги непосредственно, остальные являются сотрудниками аудиторских фирм, количество которых в свою очередь составляет 6.2 тыс. шт. (все данные на начало 2009).

      По  состоянию на 25.02.2010 количество аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, внесенных в контрольный экземпляр реестра Минфина, составило соответственно 4.2 тыс. фирм и 21.1 тыс. чел. (данные официального сайта Минфина)

      Законом «Об аудиторской деятельности»  и рядом других федеральных законов установлены случаи, в которых компании обязаны провести независимый аудит своей бухгалтерской или иной отчетности. Это относится к компаниям определенных секторов: кредитные организации, инвестиционные компании и фонды и т. д.; к количественным характеристикам компаний: согласно Закону 400-ФЗ от 28.12.2010 выручка свыше 400 млн руб, активы свыше 60 млн руб; к статусу компаний — ОАО; к предприятиям-банкротам. Действующие критерии обязательного аудита введены с 1 января 2011 года. В остальных случаях проводимый аудит, согласно сложившейся практике, именуется «инициативным» «добровольным», «по индивидуальному заданию»). 

 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Термин  «аудит» вернулся в Россию (тогда  в СССР) в конце 1980-х гг. в связи  с деятельностью вновь возникших  совместных предприятий. Первыми аудиторами стали бывшие ревизоры и бухгалтеры, поэтому аудиторские проверки в начале 1990-х сильно напоминали ревизии советского образца. Лишь постепенно стандарты и элементы классического финансового аудита приживались на российской почве. Тем не менее, и по сей день представление об аудите до конца не сложилось как у представителей профессии, так и у пользователей аудита; элементы ревизии все еще присутствуют в работе.

      Специфику восприятия аудита в России, помимо советского прошлого (см.выше) и небольшого возраста профессии, определяет также тот факт, что отделение собственников бизнеса от оперативного управления бизнесом произошло главным образом в крупных публичных компаниях. Во многих остальных предприятиях собственники продолжают руководить, поэтому отсутствует конфликт «наёмный менеджер — акционер», традиционно являющийся «двигателем» независимого аудита финансовой отчетности.

      В результате собственникам-менеджерам аудит финансовой отчетности не требуется. В лучшем (для аудиторов) случае им требуются смежные услуги, в частности, налоговый аудит (который, тем не менее, зачастую заказывается и проводится в рамках договора об аудите отчетности). Учитывая такие потребности клиентов, аудиторы (главным образом, из третьей группы) соответствующим образом строят проверки, даже если те именуются аудитом: основная часть времени тратится на анализ налоговых обязательств и рисков клиентов, а незначительная — для обеспечения формальных признаков аудита финансовой отчетности. Понимая такую специфику аудита, многие российские банки при рассмотрении кредитных заявок клиентов требуют представить им не аудированную финансовую отчетность, а управленческую отчетность по своим стандартам. Таким образом, спрос на аудит финансовой отчетности со стороны банков, который, казалось бы, должен стимулировать рынок, в явном виде не выражен.

      В итоге по сей день наиболее заинтересованной в проведении аудита стороной являются сами аудиторы. Это во многом объясняет  такие явления, как «всеядность» аудиторов, ценовой демпинг, характерные для третьей группы аудиторов. Это также отчасти объясняет тот путь (сверху вниз), которым финансовый аудит до настоящего времени прокладывал себе дорогу: государство (не без участия лоббистов от профессии) установило и несколько раз пересматривало случаи, когда аудиторская проверка является обязательной для компаний, создав, таким образом, нерыночный спрос на услуги профессии.

 

       БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

  1. Об аудиторской  деятельности: Федеральный закон  от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ (с изм. 2006 г.) // СПС Гарант
  2. Федеральный закон об аудиторской деятельности №119 -ФЗ от 07.08.2001г.// СПС Гарант
  3. Глушков И.Е. «Практический аудит на современном предприятии», - М.: Новосибирск: КНОРУС ЭКОР, 2007
  4. Данилевский Ю.А. Разработка общероссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности // Бухгалтерский учет. -2007. - № 6.
  5. Данилевский Ю.А. Становление аудита в России // Бухгалтерский учет. - 2005. - № 2
  6. Крикунов А. Российский аудит: ключевые вопросы дальнейшего развития // Финансовая газета. - 2006. - № 4.
  7. Подольский В.И., Поляк Г.Б., Савин А.А. и др.; под ред. проф. Подольского В.И. Аудит: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  8. Смирнов С.А., Косорукова И.В. Аудит: учебно-практическое пособие. - М.: МЭСИ, 2005
  9. Терехов А.А. Аудит: перспективы развития / А. А. Терехов. - М.: Финансы и статистика, 2001. -558 с.
  10. Шеремет А.Д. Аудит: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2003. -408 с.307-ФЗ
  11. Швакин С. В. Инициативный аудит ООО. Изменение судебной практики // Корпоративные споры. — 2008. — № 3(15). C. 78-81.

Информация о работе История развития Аудита