История банкротства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:13, реферат

Описание работы

Первые из дошедших до нас нормы, регулировавшие на Руси несостоятельность должника, относятся ко времени Русской Правды (XI век), в которой содержатся правила о персональной ответственности должника, продаже в долговое рабство виновного должника и реструктуризации задолженности в случае невиновного банкротства. Кроме сказанного, Русская Правда закладывает основы института очередности удовлетворения требований.

Работа содержит 1 файл

История банкротства в России.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

     История банкротства в  России.

     Первые  из дошедших до нас нормы, регулировавшие на Руси несостоятельность должника, относятся ко времени Русской Правды (XI век), в которой содержатся правила о персональной ответственности должника, продаже в долговое рабство виновного должника и реструктуризации задолженности в случае невиновного банкротства. Кроме сказанного, Русская Правда закладывает основы института очередности удовлетворения требований.

     Псковская судная грамота, появившаяся в 1467 году, освещает вопросы раздела имущества должника между кредиторами. Нормы о несостоятельности содержатся в Судебниках 1497 и 1550 года, Соборном уложении 1649 года.

     Возрождение интереса к регулированию отношений, связанных с несостоятельностью, происходит в России в XVIII веке. Так, в вексельном уставе 1729 года впервые было сформулировано понятие несостоятельности: «Когда приниматель векселя по слуху в народе банкротом учинился (то есть в неисправу и в убожество впал) и затем от биржи или публичного места, где торговые люди сходятся, отлучается, дозволяется потребовать от него обеспечения в платеже (порук), а если откажет — то протестовать». Таким образом, закон дает четкие признаки банкротства: нарушение сроков внесения платежей, отсутствие имущества и попытка должника скрыться от кредиторов.

     Увеличивающееся количество банкротств и разнообразие конкретных ситуаций создали условия  для создания единого документа, который был принят 15 декабря 1740 года под названием «Банкротский устав». 19 декабря 1800 года был принят «Устав о банкротах», фактически разделенный на две части: о купеческой несостоятельности и о вступления дворян в обязательства, а также несостоятельности этих лиц. Таким образом, впервые в российской практике законодатель ввел раздельное регулирование двух видов банкротства:

  • связанное с ведением предпринимательской деятельности (исторически называемое, «торговой несостоятельностью»);
  • не связанное с ведением предпринимательской деятельности.

     Банкротом по Уставу признавался тот, «кто не может сполна заплатить своих  долгов». Примечательно, что в Уставе нашел однозначное закрепление принцип, что «банкрота не должно разуметь бесчестным человеком, ибо честность и бесчестие не в звании банкрота состоят, но единственно в поступках, которые привели человека в банкротство», что ознаменовало собой четкое обособление уголовного преследования от собственно гражданско-правовых мер взыскания долга.

     В Уставе имелись понятия, применяемые  в настоящее время  в  современном законодательстве о банкротстве (публикации, очередность платежей, собрание кредиторов и многое другое). Таким образом, Устав о торговой несостоятельности 1832 года сохранял свое действие до изменения государственного строя вследствие социалистической революции 1917 года

     После отмены в России частной собственности актуальность регламентации процедуры банкротства исчезла. Однако уже в период НЭПа законодатель возрождает институт. Так, судам, при рассмотрении дел о несостоятельности, приходилось использовать нормы из Устава 1832 года. Во избежание подобных недоразумений в ряд статей Гражданского кодекса 1922 года было введено понятие несостоятельности. После свертывания НЭПа,  реализации социалистических идей привели   к утрате указанными нормами практического значения. За время существования Советского Союза новых норм о банкротстве не принималось.

     С начала 1990-х в Советском Союзе начинается переход к рыночной экономике, что создало все необходимые социально-экономические предпосылки для возобновления регулирования процедуры признания организаций банкротами. В условиях отсутствия какого бы то ни было регулирования банкротства 14.06.1992 года Президентом принимается указ № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур», который должен был действовать до принятия закона о банкротстве, который в самых общих чертах описывал новые правила банкротства.

     В связи с тем, что регулирование  банкротства оказалось, очевидно недостаточным, уже 19.11.1992 принимается полноценный  закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Как видно из названия этого закона, сфера его применения ограничивалась только банкротством юридических лиц. Принятый закон имел всего 51 статью и описывал все процедуры в самых общих чертах, чего оказалось недостаточно для динамично изменяющейся экономики страны. Закон быстро перестал соответствовать современным представлениям об имущественном обороте и требованиям, предъявляемым к его участникам. Очевидная необходимость в новом законе привела к принятию 8 января 1998 года Федерального закона № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который значительно отличался  действовавшего ранее. В основу закона была заложена идеология, основанная на отказе от принципа неоплатности долга при определении критерия банкротства в пользу принципа неплатежеспособности.

     Дальнейшее  развитие нормативного регулирования  банкротства в России нашло отражение в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, действующем (наравне с иными законами и подзаконными актами) в настоящее время.

     Закон распространяется на все юридические лица, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением казённых предприятий, учреждений, кредитных организаций (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»), субъектов естественных монополий (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий»), политических партий и религиозных организаций.

     Возможность банкротства граждан (физических лиц) предусмотрена действующим законодательством, но до настоящего времени соответствующая процедура законодательно не утверждена, в связи с чем, реально не применяется.

     Для возбуждения дела о банкротстве  необходимо чтобы должник — юридическое лицо либо гражданин-предприниматель, обладал признаками банкрота. Для гражданина такими признаками является неудовлетворение указанных требований в течение трёх месяцев со дня, когда он должен был их удовлетворить, при этом сумма его обязательств должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества. Для юридических лиц таким признаком является только неудовлетворение своих обязательств в течение трёх месяцев. При этом сумма обязательств должна быть более 100 000 рублей.

     Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано кредитором, уполномоченным органом или самим должником и учитываются только обязательства перед кредиторами.

     Процедуры банкротства, вводимые в отношении  должника: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

     Для контроля за проведением процедуры  банкротства создается собрание и комитет кредиторов, назначается арбитражный управляющий. Составляется реестр кредиторов должника.

     Процедура банкротства завершается либо ликвидацией должника с частичным удовлетворением требований кредиторов или без удовлетворения (конкурсное производство), либо удовлетворением  требований кредиторов (через процедуры внешнего управления, финансового оздоровления, путем выяснения достаточности средств должника для расплаты кредиторов, удовлетворением обязательств должника акционерами (учредителями) или третьими лицами).

     Банкротство некоторых юридических лиц имеет  свои специфические особенности (в  частности банков, градообразующих, стратегических, сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

     Уголовным кодексом РФ и Административным кодексом РФ предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство. В число законодательных актов, так или иначе затрагивающих вопросы банкротства необходимо включить также Гражданский кодекс Российской Федерации (ст.ст. 61 - 65), Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса"; Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"; Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" и др.

     Наряду с законодательными актами, правовое регулирование института банкротства строится на многочисленных подзаконных нормативных актах, а также информационных пПоследние изменения в законодательство о банкротстве вносились в течении года три раза.  Спустя, четыре месяца с момента принятия практически нового федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции от 30.12.2008 N 296-ФЗ,  28.04. 2009 г. Федеральным законом № 73-ФЗ  внесены снова существенные поправки, которые вступили в силу 5 июня 2009 г. и через три месяца  вновь внесены существенные поправки Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ.

     Фактически  это означает, что неоднократно  повторяемые прогнозы об увеличении неплатежеспособных предприятий начинают сбываться. Высший арбитражный суд готовится к росту числа судебных разбирательств, связанных с делами о банкротстве. Согласно прогнозу ВАС, число  таких дел может увеличится в результате финансового кризиса на 40 процентов. Соответственно,  в этом году банкротство ждет приметно 48 тысяч организаций.

     Принимая  очередные поправки в один из самых  изменяемых федеральных законов  государство готовится более  уверенно, как говорится во всеоружии  встретить волну неплатежеспособности.  Формально закон направлен на защиту интересов кредиторов при банкротстве организации, но основным кредитором в процедуре банкротства чаще всего является само государство в лице уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы.

     Главное новшество документа, это ранее  декларируемая, а теперь впрямую  прописанная - возможность привлечения директора и собственников компании-банкрота к дополнительной ответственности по ее долгам. Если у банкрота не хватит средств, чтобы рассчитаться со всеми кредиторами, появляется возможность взыскать оставшийся долг со стоящих за ним физических лиц, обратив взыскание на их личное имущество.

     Новая редакция закона о банкротстве вводит новое понятие «контролирующие  должника лица» и распространяет норму, об имущественной ответственности не только на руководителей, но также на участников ООО, акционеров, ликвидаторов и других лиц имевших право в течение двух лет до введения процедуры банкротства давать обязательные указания предприятию - должнику.

     Любой из «контролирующих должника лиц»  или все  они вместе могут быть привлечены к дополнительной ответственности, если их действия повлекли ухудшение финансового положения компании (увеличение долговой нагрузки или уменьшение ее активов). Заявление о привлечении физических лиц к ответственности будет подавать конкурсный управляющий после того, как в конкурсной массе предприятия закончатся денежные средства. Окончательное решение об этом принимает суд. Решение вступает в силу сразу.

Информация о работе История банкротства в России