Использование результатов работы внутренних аудиторов в ходе внешнего аудита в соответствии с международными и российскими стандартами

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение организации внутреннего аудита.
Для этого поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть назначение внутреннего аудита
2. Изучить структуру службы внутреннего аудита
3. Рассмотреть методологию внутреннего контроля

Содержание

Введение
I. Глава 1. Сущность внутреннего аудита
1.1. Необходимость возникновения аудита
1.2. Различия внешнего и внутреннего аудита
II. Глава 2. Организация службы внутреннего аудита
2.1. Структура и состав службы внутреннего аудита
2.2. Разработка методологии внутреннего аудита
III. Глава 3. Использование результатов работы внутренних аудиторов в ходе внешнего аудита в соответствии с международными и российскими стандартами аудита
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 41.87 Кб (Скачать)

Содержание  
Введение  
I. Глава 1. Сущность внутреннего аудита  
1.1. Необходимость возникновения аудита  
1.2. Различия внешнего и внутреннего аудита  
II. Глава 2. Организация службы внутреннего аудита  
2.1. Структура и состав службы внутреннего аудита  
2.2. Разработка методологии внутреннего аудита  
III. Глава 3. Использование результатов работы внутренних аудиторов в ходе внешнего аудита в соответствии с международными и российскими стандартами аудита  
Заключение  
Список использованной литературы 
 

Введение  
Внутренний аудит для российской практики понятие новое, в то же время за рубежом он активно применяется уже с конца XIX века на средних и крупных предприятиях промышленности, строительства, на предприятиях и в организациях транспорта и связи и других сфер деятельности, имеющих сложную управленческую структуру.  
Внутренний аудит - организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля.  
В настоящее время организаций со сложной внутренней структурой достаточно много. Это крупные и средние предприятия различных сфер деятельности, организации, имеющие большое количество структурных подразделений, сложные образования типа холдингов.  
Существующая система внешнего аудита направлена в первую очередь на подтверждение достоверности отчетности и не решает многих проблем, связанных с совершенствованием системы управления.  
Актуальность работы проявляется в том, что внутренний аудит дает информацию высшему звену управления всей организацией о ее финансово-хозяйственной деятельности, повышает эффективность системы внутреннего контроля, препятствующей возникновению нарушений, и подтверждает достоверность отчетов ее обособленных структурных подразделений.  
Целью курсовой работы является рассмотрение организации внутреннего аудита.  
Для этого поставлены следующие задачи:  
1.                 Раскрыть назначение внутреннего аудита  
2.                 Изучить структуру службы внутреннего аудита  
3.                 Рассмотреть методологию внутреннего контроля  
Предметом исследования является внутренний аудит.  
В данной работе использовались такие методы познания, как массовое наблюдение, метод группировки, монографический метод, экономико-математический, абстрактно-логический, табличный.  
Теоретической базой для данной курсовой работы являются труды российских учёных Барышникова Н.П., Макальской А.К., Мельника М.В.  
Курсовая работа изложена на 29 страницах машинописного текста, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включает одну таблицу.  

Глава 1. Сущность внутреннего  аудита  
1.1            Необходимость возникновения аудита  
Аудит (в разных переводах это слово означает «он слышит», «слушающий») имеет достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы.  
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверенными в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались специальные люди - аудиторы, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета сначала не было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым требованием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.[1]  
В России звание аудитора было введено Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами.  
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В то время резко ужесточились требования к качеству аудиторской проверки, она стала обязательной, увеличилась рыночная потребность в такого рода услугах. После окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.  
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:  
1) возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);  
2) зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;  
3) необходимость специальных знаний для проверки информации;  
4) отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.[2]  
Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги - это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.  
Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.  
В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.  
Собственники, и прежде всего коллективные собственники - акционеры, пайщики, - а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные и зачастую очень сложные операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.  
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.  
Правильные данные нужны непосредственным инвесторам или акционерам,  а также кредиторам для оценки надежности погашения займов и выплаты процентов. Поставщиков интересует информация о способности предприятия вовремя погасить кредиторскую задолженность; работников предприятия - стабильность и рентабельность его деятельности для оценки своих перспектив занятости, получения финансовых и других льгот и выплат. Правительство заинтересовано в информации, необходимой для разработки экономической политики, включая налоговые меры.  
Компании, в которых администрация и собственники представлены одними и теми же лицами (т.е. отсутствует традиционный для больших компаний конфликт интересов), проводят аудит потому, что это обеспечивает им целый ряд преимуществ:  
- возможность избежать споров между партнерами, особенно в ситуациях со сложным соглашением о распределении прибыли, благодаря тому, что счета подвергаются объективному анализу со стороны независимого аудитора;  
- упрощение процедуры привлечения нового партнера благодаря предоставляющейся возможности изучить выводы аудитора о финансовом состоянии компании;  
- упрощение процедуры получения финансовой помощи благодаря представлению заверенных аудитором документов о финансовом положении компании;  
- упрощение отношений с налоговыми органами, так как проверенные аудитором счета вызывают большее доверие;  
- возможность получить квалифицированную помощь в решении различных проблем: аудитора часто приглашают в качестве арбитра при разборе специфических спорных вопросов между партнерами.  

1.2. Различия внешнего  и внутреннего  аудита  
Внутренний аудит - неотъемлемая часть управленческого контроля организации; он может быть и независимым, т. е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.  
В Правилах (стандартах) аудиторской деятельности Российской Федерации дается следующее определение:  
Внутренний аудит - организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля.  
Внутренний аудит - один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.  
Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку призвано содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.  
Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.  
Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, т.е. его руководством и (или) собственниками, в зависимости от:  
-содержания и специфики деятельности экономического субъекта;  
-объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;  
-сложившейся системы управления экономического субъекта;  
-состояния внутреннего контроля.  
-Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.[3]  
В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.  
Как правило, к функциям внутреннего аудита относятся:  
1)  проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;  
2) проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;  
3)  проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;  
4) проверка деятельности различных звеньев управления;  
5) оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;  
6) проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;  
7) работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;  
8) оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;  
9) специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;  
10) разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.  
Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.  
Внешний аудит проводится независимым аудитором, не имеющим на проверяемой организации никаких интересов. Задачей внешнего аудита является подтверждение правильности учета отчетности, оценка соответствия внутреннего контроля (аудита) политике, цели деятельности предприятия и пр.  
Внешний аудит может быть добровольным (по желанию предприятий-клиентов) и обязательным (в соответствии с законодательными актами). Обязательный аудит может быть организован также по решению суда или следственных органов. Основные отличия внутреннего аудита от внешнего приведены в таблице  
 
Таблица 1  
Различия внутреннего и внешнего аудита 

Критерии  различия  Внешний аудит  Внутренний  аудит 
1 2 3
Цель Выражение мнения о достоверности финансовой отчётности, оказание услуг, помощи, сотрудничество с клиентами Внутренний  контроль на предприятии, позволяющий  следить за правильностью ведения  учёта и представляемой руководству  учётной информации 
Объекты Аудит выявляет всё, что искажает финансовая отчётность, ухудшает финансовое положение клиента, а также нарушает действующее  законодательство
Субъекты Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства Сотрудники, подчинённые  руководству организации и находящиеся  в штате организации
Характер  деятельности Предпринимательская деятельность Исполнительная  деятельность, выполнение распоряжений руководства организации
Правовое  регулирование В основном гражданское  право, хозяйственные договоры Гражданское право, хозяйственные договоры, административное право
Управленческие  связи Горизонтальные  связи, добровольность, равноправие  во взаимоотношениях с клиентом, отчёт  перед ним Иерархические связи, подчинение непосредственно  руководству предприятия, отчёт  перед руководством организации
1 2 3
Практические  задачи Улучшение финансового  положения организации, привлечение  пассивов (инвесторов, кредитов), помощь в консультировании клиента Улучшение финансового  положения, определение достоверности  учётной информации, помощь в консультировании
Результат Аудиторское заключение и рекомендации для клиента, конфиденциальность информации Отчёт и рекомендации для бухгалтерии по оптимизации  системы учёта, устранению недостатков, организационные выводы, взыскания  с виновных, конфиденциальность информации по отношению к внешним организациям
Оплата  услуг Платит клиент по договору возмездного оказания услуг Оплата в  виде заработной платы по трудовому  договору, заключённому с проверяемой  организацией
Статус Внешний аудитор- независимый эксперт Внутренний  аудитор-сотрудник организации

Таким образом, можно сделать выводы, что потребность  в услугах аудитора возникла в  связи со следующими обстоятельствами:  
1) возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);  
2) зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;  
3) необходимость специальных знаний для проверки информации; 

4) отсутствие  у пользователей информации доступа  к ней для оценки ее качества.  
Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.  
 
Глава 2. Организация службы внутреннего аудита  
2.1. Структура и состав службы внутреннего аудита  
Структура службы внутреннего аудита во многом зависит от специфики организации, её величины и конкретных целей её администрации и включает в себя совокупность подразделений, укомплектованных персоналом соответствующей квалификации и полномочий, осуществляющих информационное взаимодействие в виде прямых и обратных связей, имеющих соответствующее материально-техническое и информационное обеспечение и подчиняющихся соответствующему исполнительному органу.  
Для изложения организационных аспектов управления экономическим субъектом по созданию подразделений внутреннего аудита может быть использовано понятие «служба». Под службой следует понимать организационно-штатную единицу, включающую в себя работника, группу, бюро, отдел, управление, департамент или другой элемент организационной структуры управления (структурное подразделение) и специализирующуюся на выполнении комплекса однородных функций управления.  
Основным объектом деятельности службы внутреннего аудита является финансово-хозяйственная деятельность организации. Целесообразно сохранить в отдельных случаях прежний порядок, сформировавшийся при функционировании контрольно-ревизионной службы, и при необходимости привлекать опытного специалиста, как представителя службы внутреннего аудита[4].  
Однако служба внутреннего аудита решает более широкий спектр задач, чем контрольно-ревизионная служба. Поэтому в её составе должны быть не только специалисты по проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций, но и другие специалисты (по налогообложению, правовым вопросам, финансовому анализу и т.д.) осуществляющих информационное взаимодействие в виде прямых и обратных связей, имеющих соответствующее материально-техническое и информационное обеспечение и подчиняющихся соответствующему исполнительному органу.  
Несомненно, сотрудники службы внутреннего контроля должны иметь образование, соответствующее характеру их деятельности. Целесообразно в составе службы внутреннего аудита предусмотреть наличие аудитора, имеющего соответственный квалификационный аттестат, поскольку он должен владеть специфическими приемами проверки, которые базируются на оценке существенности и аудиторского риска.  
Рассмотрим примерный состав службы внутреннего аудита и свойственные её членам функциональные обязанности:  
1.                 Руководитель службы (аттестованный аудитор)- это наиболее квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и навыками, способный дать высшему руководству самый компетентный совет в области экономики и финансов. Главный аудитор в идеале должен иметь познания и практические навыки в области бухгалтерии, налогового права, экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции, маркетинга, общего управления, менеджмента персонала, иметь собственно аудиторские знания и навыки. Кроме того, он должен знать задачи, поставленные высшим руководством перед организацией, возможности и потребности коллектива, внешние связи своей организации. Ему необходимы достаточные знания в области компьютерной техники и технологии. Рассмотрим  функции руководителя:  
- составляет план-графика проверок;  
- определяет состав группы для проверки филиала и документальное оформление результатов аудиторских процедур;  
- может взять на себя проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности;  
- проводит консультации по отдельным вопросам;  
- контролирует выполнение приказов и распоряжений руководителя головной организации по финансово-хозяйственным вопросам;  
- составляет общий отчет о проделанной службой внутреннего аудита работе;  
- может разрабатывать методический материал по повышению профессионального уровня работников бухгалтерии и управления, проводить семинары по доведению последних требований налогового законодательства и т.п. (в данный момент он может принять участие в разработке регистров для ведения на предприятии налогового учета).  
2.                 Специалист по расчетам с головной организацией:  
- проводит анализ финансовых потоков между филиалами и головной организацией;  
- консультирует по финансовым вопросам;  
- участвует в составлении общего плана и программы внутреннего аудита;  
- участвует в текущем контроле за финансовой деятельностью филиалов;  
- составляет отчет по результатам внутреннего аудита.  
3.                 Специалист по камеральным и документальным проверкам отчетности филиалов:  
- составляет план-график проверок;  
- комплектует выездную группу;  
- организует и осуществляет текущий контроль работы с филиалом;  
- составляет общий план и программу внутреннего аудита;  
- доводит до сведения руководителя службы основные результаты аудита, которые могут повлиять на содержание и выводы отчета о внутреннем аудите;  
- участвует в подготовке и непосредственно осуществляет и документально оформляет результаты аудиторских процедур;  
- составляет отчет по результатам внутреннего аудита;  
- организует и контролирует работу участников выездных аудиторов;  
- проводит консультации, проверку выполнения приказов и распоряжений руководителя головной организации по финансово-хозяйственным вопросам.  
4.                 Специалисты по налогообложению, по правовым вопросам, по финансовым вопросам.  
5.                 Специалист владеющий навыками контроля в соответствующих технико-технологических направлениях. (т.к. в организации могут быть специализированные контролирующие подразделения, такие как: отдел методов и средств контроля, отдел входного контроля, отдел технического контроля, работники обслуживающие функционирование компьютерных систем и т.д.)  
Специалисты по налогообложению, правовым вопросам и финансовому анализу могут не состоять в штате и привлекаться к работе на договорных началах наряду с экспертами.  
Применяя отдельные положения аудиторского правила (стандарта) «Использование работы эксперта» служба внутреннего аудита при необходимости должна иметь возможность привлекать к работе экспертов - не состоящих в штате специалистов, имеющих достаточные знания и (или) опыт в определенной области (по определенному вопросу), отличной от бухгалтерского учета и аудита, и дающий заключение по вопросу, относящемуся к этой области.  
Сведения о службе внутреннего аудита, о порядке её образования и полномочиях должны быть зафиксированы соответствующим распоряжением по головной организации. Обязанности сотрудников службы и уровень их квалификации должны быть зафиксированы в должностных инструкциях.  

Информация о работе Использование результатов работы внутренних аудиторов в ходе внешнего аудита в соответствии с международными и российскими стандартами