Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета. Виды инвентаризации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:41, контрольная работа

Описание работы

Важным этапом подготовки к успешному составлению годового бухгалтерского отчета за год является своевременное и качественное проведение инвентаризации основных средств, товарно - материальных ценностей, другого имущества, денежных средств и прочих финансовых активов и финансовых обязательств организации.

Работа содержит 1 файл

Бухгалтерский учет.docx

— 18.76 Кб (Скачать)

20.  Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета. Виды инвентаризации.

1.1. Инвентаризация как  способ первичного наблюдения.

Важным этапом подготовки к успешному составлению годового бухгалтерского отчета за год является своевременное и качественное проведение инвентаризации основных средств, товарно - материальных ценностей, другого имущества, денежных средств и прочих финансовых активов и финансовых обязательств организации.

В тех организациях где, эта  работа проведена на должном уровне, реальность показателей баланса  на 1 января следующего года, как правило, не вызывает ни каких сомнений. Наоборот, проведению инвентаризации не уделяется  должного внимания (или она не проводится вообще), показатели баланса по отдельным  его статьям бывают нереальны.

Что же такое инвентаризация, в какие сроки она должна проводиться, какие имущественные ценности подлежат инвентаризации? Ответы на эти вопросы  содержатся в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ (с изменениями от 23.07.1998 г., 28.03.2002 г.) и Методических указаниях  по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 №49)..

Сам термин инвентаризация трактуется по - разному. Пересмотрев множество литературы, мною было найдено несколько понятий инвентаризации.

Инвентаризация - это периодическая  проверка в натуре и состояния  описей наличия и состояния материальных ресурсов, денежных средств и расчетов [12, с. 16].

Инвентаризация - это документы, оформленные в соответствии с  предъявленными к ним требованиями, обеспечивают систематический контроль за состоянием и изменением хозяйственных средств (активов) и источников их формирования [11, с. 27].

Инвентаризация - установление на определенную дату фактических средств  в натуральном и денежном выражении  и источников их образования путем  непосредственного пересчета (снятия остатков) инвентаризуемого объекта  в натуре и сличения фактических  остатков с данными бухгалтерского учета [7, с. 4].

Инвентаризация - прием, который  позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта и получить ориентировочную  информацию о состоянии и стоимости  такого имущества. Инвентаризации подлежит имущество клиента и его финансовые обязательства. В ходе аудиторской  проверки аудиторы могут наблюдать  за процессом проведения инвентаризации. Такое наблюдение может помочь аудиторской  организации правильно оценить  надежность системы бухгалтерского учета и действенность системы  внутреннего контроля [10, с. 5].

Инвентаризация имущества  и финансовых обязательств - это  проверка и документальное подтверждение  фактического наличия имущества  и финансовых обязательств, выявленные отклонения от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в  данные бухгалтерского учета [8].

С помощью инвентаризации проверяется правильность данных текущего учета материальных и денежных средств, выявляются ошибки допущенные в учете, принимаются на учет не учтенные хозяйственные объекты, контролируется сохранность хозяйственных средств, которые числятся у материально ответственных лиц. Практика показывает, что в отдельных организациях инвентаризацией охватываются не все имущественные ценности.

Задачи инвентаризации:

1. установление фактического  наличия хозяйственных ресурсов;

2. контроль за сохранностью основных средств, материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления их фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

3. выявление сверхнормативных  и неиспользуемых материальных  ценностей с целью их реализации, а также материальных ценностей,  полностью или частично потерявшие  свои качества;

4. проверка состояния  складского хозяйства, условий  хранения материальных ценностей  и эксплуатации машин, оборудования, зданий и других основных средств;

5. проверка реальности  дебиторской и кредиторской задолженностей, незавершенного производства, расходов  будущих периодов, резервов предстоящих  расходов и других статей баланса.

Инвентаризация проводится в обязательном порядке:

При смене собственника или  реорганизации предприятия (учреждения);

При ликвидации предприятия (учреждения);

Перед составлением годовой  отчетности;

При смене руководителя предприятия (учреждения) или другого материально  ответственного лица;

При смене материально  ответственных лиц (на день приема - передачи дел);

При установлении фактов хищения, ограбления или злоупотребления, а  также порчи ценностей;

После пожара или стихийных  бедствий;

По решению контролирующих, судебных и других уполномоченных на то органов.

К сожалению, эти требования часто не выполняются, в результате чего после увольнения материально - ответственных лиц нередко вскрываются  значительные суммы недостач материальных и денежных средств, иски на взыскание которых впоследствии к виновным не предъявляются, и списываются эти суммы в конце года в большинстве случаев на финансовые результаты, что делать категорически запрещено.

Выборочные инвентаризации и контрольные проверки в течение  года дисциплинируют работников предприятия, позволяют своевременно вскрыть  нарушения, злоупотребления и факты  хищения, содействуют сохранности  имущества предприятия. Там, где  материально ответственные лица чувствуют жесткий контроль за своей работой со стороны работников бухгалтерской службы, вероятность злоупотребления и фактов хищения имущества сводится к минимуму.

В деле обеспечения сохранности  материальных ценностей и денежных средств важное значение имеют подбор, расстановка и воспитание работников, занимающих должности, связанных с материальной ответственностью.

В целях усиления ответственности  лиц за сохранность вверенных  им материальных ценностей и денежных средств администрация предприятия  заключает письменные договоры о  полной ответственности с работниками, достигшими 18-летнего возраста, занимающими  должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с  хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в  процессе производства переданных им ценностей.

Назначение, увольнение, перевод  и перемещение работников, с которыми заключается или заключены письменные договоры о полной материальной ответственности, производятся по согласованию с главным  бухгалтером (лицом, его заменяющим) [3, с. 42].

 

Сп лит.

Луговой А.В. Организация инвентаризации.// Бухгалтерский учет.-№1-1999.

Мезенцева Т.М. Основы бухгалтерского учета: Учеб. Пособие.- Мн.: ООО “Аудикс”, 2001.


Информация о работе Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета. Виды инвентаризации