Инвентаризация и ее значение в мобилизации внутренних резервов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы изучить методику проведения инвентаризации имущества и оценить влияние полученных результатов на статьи баланса.
Задачи исследования:
1. изучить современную нормативную базу проведения инвентаризации имущества коммерческой организации;
2. охарактеризовать виды и значение инвентаризаций для подтверждения отчетной политики;
3. обосновать нормативность разработки технико-организационной составляющей учетной политики.

Содержание

Введение 4
Раздел 1 Общие положения об инвентаризации 6
1.1 Понятие и цели инвентаризации 6
1.2 Классификация инвентаризаций 8
1.3 Нормативные документы 15
Раздел 2 Организация и порядок проведения инвентаризации 17
2.1 организация проведения инвентаризации 17
2.2Порядок проведения и оформления инвентаризации
Раздел 3 Выявления и отражения результат в инвентаризации
3.1Отражение результатов в учете
3.2 Типичные нарушения правил проведения инвентаризации
Заключение
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

кр.бух учет.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Дебет 23 «Вспомогательные производства»

Дебет 25 «Общепроизводственные расходы»

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»

Дебет 29 «Обслуживающие производства»

Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

4.                  Списание недостачи за счет виновного лица:

            Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

            разница между суммой, подлежащей взысканию с виновного лица, и суммой недостачи на счете 43-2: Дебет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»;

            погашение задолженности:

Дебет 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»;

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы, субсчет 1 «Прочие доходы».

            отнесение суммы налога на добавленную стоимость на виновное лицо:

Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

            возмещение виновным лицом суммы недостачи:

Дебет 50 «Касса», субсчет 1 «Касса организации»

Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

5.                  Списание недостачи на финансовые результаты:

              Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

              Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

6.                  Списание недостачи на финансовые результаты, виновники которых по решению суда не установлены:

            на сумму недостачи:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит 10 «Материалы»

Кредит 41 «Товары» и др.

            на сумму налога на добавленную стоимость по недостающим ценностям:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам».

            списание недостачи:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризации обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.

Имущественное и/или финан­совое положение организации мож­но представить в виде человеческо­го тела, однако в жизни человече­ское тело мы видим почти всегда в одежде, или в упаковке. Эта упа­ковка и представляет собой первич­ную документацию. И подобно тому, как хорошее платье только подчеркивает красоту фигуры или, наоборот, хорошо скрывает ее недо­статки, первичная документация и данные всех регистров бухгалтер­ского учета существуют только для того, чтобы представить хозяйст­венный потенциал организации в достойном виде.

 

3.2 Типичные нарушения правил проведения инвентаризации

 

Несмотря на то, что порядок проведения инвентаризации достаточно подробно регламентирован действующим законодательством, организации очень часто допускают различные нарушения при проведении инвентаризации.

Исходя из опыта аудиторских проверок, приводим типичные ошибки, допускаемые при проведении инвентаризации:

1) состав инвентаризационной комиссии не утвержден руководителем - нет основания для проведения инвентаризации;

2) документально подтверждено отсутствие хотя бы одного из членов комиссии во время проведения инвентаризации - результаты инвентаризации недействительны;

3) в приказе не указаны сроки инвентаризации - нет основания для начала проведения инвентаризации;

4) во время перерывов в работе комиссии не был закрыт доступ посторонним к помещению, где хранились инвентаризационные описи, - внесение исправлений, искажающих результаты инвентаризации;

5) при невозможности остановки хозяйственной деятельности приходно-расходные документы не завизированы председателем инвентаризационной комиссии - имеется возможность оформить ранее не выписанные приходно-расходные документы;

6) у материально ответственных лиц не были взяты расписки о том, что все приходные и расходные документы были сданы в бухгалтерию, - при выявлении нарушений могут быть предъявлены приходно-расходные документы, оформленные в период проведения инвентаризации;

7) проводится сопоставление данных бухгалтерского учета с фактическим наличием, а не наоборот (идеально составление инвентаризационных описей вручную по факту) - имеется возможность искажения фактических данных в соответствии с данными бухгалтерского учета;

8) инвентаризационная опись составлена в одном экземпляре - результаты инвентаризации недействительны;

9) итоги должны быть выверены на каждой странице (число - прописью, количество номеров и сумма материальных ценностей, а также общий итог - в натуральных показателях, даже если подсчет велся в денежном измерении) - имеется возможность несанкционированных исправлений;

10) на каждой странице нет записи «Цены, итоги проверил» и подписи материально ответственного лица - инвентаризационная опись не является документом, на основании которого можно предъявлять претензии к материально ответственным лицам;

11) ошибки и исправления не подписаны и не заверены членами комиссии - исправления считаются недействительными;

12) инвентаризационная опись после утверждения результатов содержит незаполненные строки, хотя в них должны быть поставлены прочерки, - имеется возможность внесения дополнительных данных;

13) на последней странице инвентаризационной описи нет подписи материально ответственного лица об отсутствии у него претензий к членам комиссии и подтверждения, а также о том, что он принимает указанное в описи имущество на ответственное хранение, - отсутствие оснований для предъявления претензий к материально ответственному лицу при выявлении недостач;

14) записи отражения на счетах излишков или недостач должны быть произведены или датой окончания инвентаризации, или 31 декабря отчетного года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сегодня инвентаризация на российских предприятиях проводится с целью сопоставления данных фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета. Объектами проведения инвентаризации определены все имущество экономического субъекта независимо от его местонахождения (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, денежные средства) и все виды финансовых обязательств ( дебиторская и кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы ). Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственным лицам.

Как правило, инвентаризация материальных ценностей, денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности проводится внезапно, а основных средств, незавершенного производства, капитального строительства, расчетов и других статей баланса - по состоянию на 1-е число месяца.

Подходы к инвентаризации в нашей стране и за рубежом различны. В России главный бухгалтер, хотя на него и не могут быть возложены обязанности, связанные с материальной ответственностью за денежные и материальные ценности, должен тщательно контролировать и активно участвовать в проведении инвентаризаций, в подготовке мероприятий по предупреждению недостач и хищений. Проверка наличия ценностей производится не только по стоимости, но и по количеству (количество должно соответствовать пообъектно, не допускается замена одних номенклатурных номеров другими ). В западном учете инвентаризация не относится к функции бухгалтерии, ее проводит прочий технический персонал, бухгалтер сверяет бухгалтерии;

Причинами различий в подходах к инвентаризации в России можно считать следующие:

             обеспечение сохранности материальных ценностей возложено не только на материально ответственных лиц, но и на работников бухгалтерии;

             нередко встречающиеся случаи хищения, злоупотребления, пропажи и имущества.

Если признавать инвентариза­цию как основополагающий прием бухгалтерского учета, то следует признать, что цель бухгалтерского баланса состоит в отражении иму­щественного положения организа­ции. Однако если, не без основания, считать инвентаризационную опись всего-навсего первичным докумен­том, который, как и любой такой документ, содержит ошибки, то основной задачей процесса состав­ления баланса следует признать ис­числение финансовых результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.95 г., №49.

2. Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризации", утв. Постановлением Госкомстата РФ от 27.03.2000 г., №26,

3. Положение "О порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке", утв. Приказом МФ РФ, МНС РФ от 10.03.99 г., №20н /ГБ-3-04 /39

4. Положение по бухгалтерскому учету. Изд-е 4-е доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2009

5. Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г

6.Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет[Текст]: Учебное пособие.Серия «Экономика и управление».-М.:ИКЦ «МарТ»., Ростов н./Д: Изд. центр «МарТ»,2003

7.Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н., Козлова Е.П. и др. Бухгалтерский учет.-М.: Финансы и статистика,2001

8. Бабаев Ю.А.. Бухгалтерский учет[Текст]: Учебник.Под ред. Ю.А. Бабаева. - М.:ТК Велби, Издательство «Проспект», 2005

9. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета[Текст]. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити - Дана, 2001

10. Бабаев Ю.А. «Бухгалтерский учет » Учебник для вузов[Текст]: - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002

11. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н./И.Н.Богатая [и др.] «Основы бухгалтерского учета: экзаменационные ответы» Серия "Сдадим экзамен"[Текст]. – Ростов н./Д: "Феникс", 2001

12. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет[Текст]. Серия «Учебные пособия». – Ростов н./Д: Феникс, 2002

13.Бочкарева И.И. Бухгалтерский учет под ред. Соколова Я.В. – 2-е издание, перераб. и доп. –М.: ТК Вэлби, изд-во Проспект,2005

14. Булатов М.А. «Теория бухгалтерского учета[Текст]: Учебное пособие. – 2-е издание, перераб. и доп. /М. А. Булатов. – М.: Экзамен, 2003

15. Гетьман В.Г. Финансовый учет[Текст]: Учебник.-М.,2002

16. Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета[Текст]: Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2002

17.Киримов В.Е. Бухгалтерский финансовый учет[Текст]: Учебник.- М.: «Дашков и К», 2005

18. Коваль Л.С. Теория бухгалтерского учета[Текст]: - М.: Издательство НПО «Модек», 2002

19. Соколов Я. В., Быков В. А., Инвентаризация как метод бухгалтерского учета[Текст]// Бухгалтерский учет №4, 2005

 

3

 



Информация о работе Инвентаризация и ее значение в мобилизации внутренних резервов предприятия