Инвентаризация и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:50, реферат

Описание работы

СодержаниеВсе явления, происходящие в нашем обществе, находятся в тесной связи и взаимозависимости. Это в полной мере относится и к объектам бухгалтерского учета, которые находятся в постоянном движении. Возможность получить показатели, взаимно связанно отражающие величину хозяйственных средств и их движения в процессе деятельности предприятия, и обеспечивает метод бухгалтерского учета.

Содержание

Введение
Инвентаризация и ее виды
Порядок организации инвентаризации
Порядок проведения инвентаризации
Отражение результатов инвентаризации в учете
Основные бухгалтерские проводки по результатам инвентаризации
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

инвентаризация.docx

— 32.92 Кб (Скачать)

     Материально ответственные лица дают расписки о  том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные  документы на имущество сданы  в бухгалтерию или переданы инвентаризационной комиссии и все ценности, поступившие  на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны. Аналогичные  расписки дают и лица, имеющие подотчетные  суммы или доверенности на получение  имущества.

     Сведения  о фактическом наличии имущества  и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

     Инвентаризационная  комиссия обеспечивает полноту и  точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

     Руководитель  предприятия должен создать условия, обеспечивающие полную и точную поверку  фактического наличия имущества  в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания  и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и весовыми приборами, мерной тарой).

     По  материалам и товарам, хранящимся в  неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может  определяться на основании документов при обязательной поверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение  веса (или объема) наволочных материалов допускается производить на основании  обмеров и технических расчетов. При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов  ведут раздельно один из членов инвентаризационной      комиссии и материально-ответственное  лицо.

     В конце рабочего дня (или по окончании  перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акт обмеров, технические расчеты  и ведомость отвесов прилагают  к описи.

     Инвентаризационные  описи могут быть заполнены как  с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Наименование инвентаризуемых ценностей и  объектов, их количество указывают  по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число  порядковых номеров материальных ценностей  и общий итог количества в натуральных  показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

       Исправление ошибок производится  во всех экземплярах описей  путем зачеркивания не правильных  записей и проставления над  зачеркнутыми правильных записей.  Исправления должны быть оговорены  и подписаны всеми членами  инвентаризационной комиссии и  материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять  незаполненные строки, на последних  страницах незаполненные строки  прочеркиваются. На последней странице  описи должна быть сделана  отметка о проверке цен, таксировки  и подсчета итогов за подписями  лиц, производящих эту проверку.

     Описи подписывают члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные  лица. В конце описи материально  ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией  имущества в их присутствии, об отсутствии членам комиссии каких-либо и принятии перечисленного в описи имущества  на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества  в случае смены материально ответственных  лиц принявший имущество расписывается  в описи в получении, а сдавший - в сдаче имущества. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для  переработки, составляются отдельные  описи.

     Если  инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерыва в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны хранится в ящике (шкафу, сейфе) в  закрытом помещении, где проводится инвентаризация. В тех случаях, когда  материально ответственные обнаружат  после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить  об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения проводит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

     По  окончании инвентаризации могут  проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и  материально ответственных лиц  обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где поводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризации оформляются  актом и регистрируются в  книге  учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.

     В межинвентаризационный периода  предприятиях (учреждениях) с большой  номенклатурой ценностей могут  производиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

     Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляется инвентаризационными  комиссиями по распоряжению руководителя предприятий (учреждений).  При обнаруженной недостаче руководитель обязан назначить  административное расследование, которое  проводится, как правило, в течение 10 дней.

     Отражение результатов инвентаризации в учете

     Во  всех случаях, расхождения, выявленные в результате инвентаризации (излишки или недостачи), оформляются составлением сличительных ведомостей и оцениваются по фактической себестоимости.

     Суммы излишков и недостач ТМЦ в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском  учете. Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

     На  ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

     Имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию и зачислению на финансовые результаты у организации или  увеличение финансирования (фондов) у  бюджетной организации с последующим  установлением причин возникновения  излишка и виновных лиц. Выявленные при инвентаризации имущества излишки  приходуются, и соответствующая  сумма зачисляется на финансовые результаты организации и отражается как увеличение прибыли. При этом они оцениваются по современной  стоимости воспроизводства, а сумма  износа определяется по фактическому состоянию объектов.

     Комиссия  вносит недостающие сведения в инвентаризационные описи. Данные инвентаризации сравнивают с инвентаризационными карточками путем сопоставления. При обнаружении  неотраженных в учете капитальных  работ, увеличивающих стоимость  основных средств, или же частичной  ликвидации, уменьшающей первоначальную стоимость, комиссия составляет соответствующий  акт и определяет сумму увеличения или уменьшения первоначальной стоимости  объекта. Излишки приходуются как  ранее не учтенные основные средства, бывшие в эксплуатации, безвозмездно поступившие (по рыночной цене), с определением степени изношенности.

     Недостача и порча имущества в пределах установленных законодательством  норм естественной убыли списываются  на издержки производства или обращения  по распоряжению руководителя организации. При отсутствии норм убыль рассматривается как сверхнормативная недостача. При недостаче сверх норм естественной убыли убыток взыскивается с виновных лиц.

     В тех случаях, когда виновники не установлены, а также если суд отказал в иске, то потери списываются на издержки производства (обращения) у организации или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации. Расхождения между данными инвентаризации и бухгалтерского учета оформляются бухгалтерией путем составления кроме сличительной ведомости - ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.            

     Основные  бухгалтерские проводки по результатам инвентаризации

     Выявленные  при инвентаризации расхождения  фактического наличия имущества  с данными бухгалтерского учета  регулируют в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в следующем  порядке (по новому Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н):

     Содержание  операции      Дт      Кт
     основные  средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся  в излишке      07, 08, 10, 11, 15, 20, 21, 23 и др      91
     недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого  имущества, независимо от причин возникновения      94      01, 03, 07, 08, 10, 11, 16 и др.      
     Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли      08, 20, 23, 25, 26, 29, 44      94
     Недостачи материальных ценностей, денежных средств  и другого имущества, порчу сверх  норм естественной убыли, а также  превышение стоимости недостающих  ценностей над оказавшимися в  излишке, возникающее при пересортице, относят на виновных лиц      73      94
     Сумма недостачи удержана с сумм начисленной  оплаты труда работников организации      70      94
     Вскрытые  инвентаризацией недостачи в  кассе предъявляются взиманию с  кассира      73      50
     Сумма недостачи отнесена на прочие расходы  – при отсутствии конкретных виновников, а также недостач товарно-материальных ценностей, во взыскании которых  отказано судом вследствие необоснованности исков      91      94
 
 
 
 

     Заключение

     Инвентаризация  преследует ряд задач и целей. Существуют случаи, когда инвентаризация должна проводится в обязательном порядке. Как мы видим роль инвентаризации очень велика - с ее помощью проверяется правильность данных текущего учета материальных и денежных средств, выявляются ошибки, допущенные в учете, принимаются на учет не учтенные хозяйственные объекты, контролируется сохранность хозяйственных средств, которые числятся у материально ответственных лиц.

     Инвентаризация  имеет большое значение для правильного  определения затрат на производство продукции, выполненных работ и  оказанных услуг, для сокращения потерь товарно-материальных ценностей, предупреждения хищений имущества  и т. п. Инвентаризация содействует  укреплению предприятия, предупреждает  возможные имущественные потери.

     Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет  неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется не только сохранность  материальных ценностей, но и проверяются  полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.

     Только  благодаря этому методу бухгалтерского учета можно установить соответствие между количеством и качеством  имущества указанного в бухгалтерском  балансе и имущества в действительности находящимся на предприятии.  
 
 
 

     Литература 

  1. Федеральный закон о бухгалтерском учете  №129-ФЗ от 21 ноября 1996 года
  2. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств
  3. Луговой В.А. Инвентаризация, документация, отчетность – М., 2006
  4. Инвентаризация/ Сост. Ланикина О.Н. – М., 2005
  5. Захарьин В.Р. 2200 бухгалтерских проводок по новому Плану счетов - М., 2001
  6. Тяжких Д.С. Самоучитель по бухгалтерскому учету – С.-П., 2007
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  8. http://www.minfin.ru/ru
  9. http://www.consultant.ru/online
  10. http://slovari.yandex.ru

Информация о работе Инвентаризация и ее виды