Инвентаризация денежных средств, ценных бумаг, денежных документов и балансов строгой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Задачи учета денежных средств заключаются в обеспечении сохранности денежных средств и контроля за использованием их по целевому назначению в соответствии с лимитами, сметами; полном и своевременном документировании всех операций по движению денежных средств; соблюдении расчетной и финансовой дисциплины; своевременном и достоверном ведении аналитического учета; полном и своевременном проведении инвентаризации денежных средств; проведении платежей через банк путем безналичных расчетов

Содержание

Введение……………………………………………………………….
Глава 1. Характеристика денежных средств
1.1. Расчеты при помощи векселей………………………….
1.2. Учет наличности в кассе…………………………………..
1.3. Учет наличности на расчетном счете…………………….
1.4. Учет наличности на валютном счете……………………….
Глава 2. Учет денежных средств на специальных счетах в банках.
2.1. Учет денежных переводов в пути………………………….
Глава 3. Инвентаризация денежных средств, ценных бумаг, денежных документов и балансов строгой отчетности.
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

курсовая)).docx

— 56.58 Кб (Скачать)

701 «Доход о реализации готовой  продукции (работ, услуг)». 704 «Доход  от услуг по перевозке грузов  и пассажиров транспортными организациями»  и др. - на сумму выручки, полученной  в кассу:301 «Счета к получению» - на суммы полученные в кассу  от покупателей и заказчиков.Сдача выручки в кассу предприятия отражается по дебету счета 451 или 452 и кредиту счета 451 или 452, субсчет «Наличность в операционной кассе».По операционной кассе ведется отдельная кассовая книга, может быть открыта отдельная машинограмма или другой учетный регистр.

1.3. Учет наличности на расчетном счете.

Расчетные счета открываются предприятиям, являющимся юридическими лицами и имеющим  самостоятельный баланс и др.Порядок открытия расчетного счета регламентирован инструкцией, в соответствии с которой каждому предприятию может быть открыт только один расчетный счет в одном из банков по его выбору.На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основании приказа предприятия - владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта).В особых случаях банк принудительно списывает денежные средства с расчетного счета по документам других организаций. Например, по приказам финансовых органов перечисляются суммы просроченных налогов и сборов, по исполнительным листам, приказам Госарбитража - суммы удовлетворенных исков и т.п. Банк, кроме того, может списывать денежные средства с расчетного счета предприятия без его приказа, по собственной инициативе (например, проценты за пользование ссудами, суммы по просроченным ссудам, за выполненные им услуги).При расчетах между предприятиями, банками и государством применяется календарная система расчетов, то есть все платежи с расчетного счета, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, производятся в порядке календарной отчетности (в порядке их поступления в банк).Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основании документов специальной формы, утвержденной им же. Из них наиболее распространенными являются: объявление на взнос наличными, чек (денежный), платежное поручение, расчетный чек, платежное требование-поручение.Предприятие периодически (ежедневно или в другие установленные банком сроки) получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием.Выписка из расчетного счета является вторым экземпляром лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания - по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются предприятием.Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом ”погашено”. Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет 63 ”Расчеты по претензиям”, а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается.На полях проверенной выписки против сумм операций и в документах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 ”Расчетный счет”, а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается: подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета (коды), а по расходам на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственным и общехозяйственным издержкам обращения, расчетам с бюджетом и другим, кроме того, проставляются и коды статей. Это необходимо потому, что аналитический учет по многим счетам организуется в разрезе статей. Группировка сумм по статьям осуществляется в листах-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов и заполняются по данным документов к соответствующим журналам-ордерам.Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия предприятия ведет на счете 51 ”Расчетный счет”. Это активный счет, по дебету которого записывается остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу.

Для отражения оборотов по кредиту счету 51 служит журнал-ордер № 2. Обороты  по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме  того, контролируются ведомостью № 2. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки  из расчетного счета.Суммы с одинаковыми корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер и в ведомость итогами.Обязательное условие для заполнения регистров - использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых строк журнала-ордера № 2 и ведомости № 2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в журнале ордере № 2, так и в ведомости № 2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51. Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет счетным работникам анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей.Для осуществления безналичных расчетов и хранения временно свободных денежных средств субъекты открывают текущие и другие (валютные) расчетные счета в зависимости от вида и характера их деятельности. Расчетному счету банк присваивает номер (ИИК), который сообщается представителю субъекта.Операции по снятию денежных средств с расчетного счета банк производит по письменному распоряжению владельца счета (платежное поручение, денежный чек, письменных согласий при оплате документов поставщиков и подрядчиков), а также по документам, взыскиваемым денежные средства в бесспорном порядке (по решению арбитража, суда, налоговых органов).В сроки (ежедневно, через день, еженедельно и т.д.) согласованные между субъектом и банком, субъект забирает выписку со своего расчетного счета с приложением подтверждающим каждую операцию по данной выписки. В конце года банк и клиент производят сверку наличности на расчетном счете.Учет по расчетным счетам ведется на бухгалтерских счетах Раздела IV подраздела 44, если расчетный счет в национальной валюте, и подраздела 43 если расчетный счет валютный.Данные по выписке банка заносятся в журнал-ордер №2 по кредиту и ведомость №2 по дебету счетов. В конце месяца итоговые данные переносятся в Главную книгу.В соответствии с действующим законодательством все субъекты обязаны хранить денежные средства на расчетном счете в обслуживающем их учреждении банка. Расчетный счет открывается на основании следующих документов:заявление на открытом счете;карточка с образцами подписей и оттиска печати;справка органа налоговой службы, подтверждающая факт постановки субъекта на налоговый учет;копия свидетельства о государственной регистрации;копия устава;копия учредительного договора (при числе учредителей более одного).Операции по расчетному счету регулируется действующим законодательством и производится, как правило, на основании письменных приказов владельца счета в пределах свободного остатка денежных средств. С согласия (акцепта) владельца счета осуществляется списание денежных средств по платежным требованиям-поручениям поставщиков и подрядчиков. Без согласия владельца счета списание средств производится при взыскании недоимок по платежам в бюджет, штрафов и в других случаях, для которых установлен бесспорный порядок списания средств по распоряжениям взыскателей.Все платежи со счетов субъектов, включая платежи в бюджет и выплату заработной платы, осуществляются в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов (наступления сроков платежей). Очередность платежей по обязательствам субъектов, объявленных банками неплатежеспособными, определяется руководителем учреждения банка.Требования к содержанию расчетных документов определяет Национальный банк Республики Казахстан.Субъект может оспаривать правильность списания средств путем обращения к взыскателю, а в соответствующих случаях - путем предъявления иска. Претензии по расчетам направляются предприятием в обслуживающее учреждение банка.Учет операций по расчетному счету ведется на счете 441 «Наличность на расчетном счете». По счетам субъектов банк открывает лицевые счета (в двух экземплярах под копировальную бумагу). Первый является выпиской из лицевого счета и выдается хозяйствующему субъекту, второй - лицевым счетом. Выписка заверяется подписью исполнителя и оттиском печати банка «Для выписок». Каждое исправление в выписках должно быть заверено подписями исполнителя и главного бухгалтера или его заместителя и скреплено оттиском печати банка. На документах, прилагаемых к выпискам, должны быть проставлены штамп, которым оформляются выписки, с включением кода операционного работника, подписавшего выписку и календарный штемпель с указанием даты записи данных документов по лицевому счету. Выписки выдаются в сроки, установленные по согласованию с субъектом, лицам, имеющим право первой или второй подписи или другим работниками по доверенности субъекта.

1.4. Учет наличности на валютном счете.

Операции  с иностранной валютой могут  осуществлять любые предприятия. С  этой целью необходимо открыть в  банке, имеющем разрешение (лицензию) от Национального банка Республики Казахстан и на совершение операций в иностранной валюте, текущий  валютный счет. Банки, получившие лицензию, называются уполномоченными банками.Работая по договорам-контрактам, заключенным российскими предприятиями - участниками внешнеэкономической деятельности, оплата которых производится в иностранной валюте, предприятия обязаны 50% выручки продавать на валютном рынке, через уполномоченные банки, в течение 14 дней со дня ее зачисления. Эта особенность требует первоначального отражения всей суммы поступившей выручки в иностранной валюте на так называемый транзитный счет. Банк сообщает клиенту о зачисленных суммах с целью своевременного получения от него документа о продаже и зачислении инвалютных средств на текущий счет. Если распоряжение от предприятия о продаже инвалюты не получено, то банк может проводить ее самостоятельно.К поручению на обязательную продажу валюты прилагается платежное поручение для возмещения рублевого эквивалента проданной валюты и ее зачисления на расчетный счет предприятия. Таким образом, вся выручка в иностранной валюте делится на две части: 50% в виде инвалюты зачисляется на текущий валютный счет, остальные 50% в тенговом эквиваленте (по курсу, установленному НБ РК) - на расчетный счет.При ведении операций, приносящих иностранную валюту, предприятия имеют право зачислять на валютный счет выручку, получаемую в соответствии с внешнеэкономической деятельностью, покупать и продавать валюту. При поступлении выручки в иностранной валюте в соответствии с законом предприятие обязано 50% выручки продавать на валютном рынке через уполномоченные банки. Остальные 50% поступают на валютный счет.Основными первичными документами для ведения валютных операций являются:1. поручение на обязательную продажу валюты;2. платежное поручение на ведение безналичных расчетов.Для получения валюты наличными также применяется чековая книжка. Кстати, в основном выплата в наличной валюте - на командировки, т.к. в РК расчеты в иностранной валюте запрещены.Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции связанные с движением капитала. К текущим валютным операциям относятся переводы в РК и из РК иностранной валюты для осуществления расчётов по экспорту и импорту товаров, работ, услуг. (Для получения разрешения определения стоимости в условных единицах предприятие обязано представить следующие документы:1. Устав предприятия.2. Свидетельство о регистрации.3. Учредительный договор заверенный нотариально.4. Заявка для получения разрешения стоимости товара.5. Справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженности перед бюджетом.6. Справка из банка о наличии валютного счёта с указанием его номера.7. Согласие банка на инкассирование наличной иностранной валюты.8. Ксерокопия валютной лицензии банка.Все перечисленные выше документы нужно представить в НБ РК.К текущим валютным операциям относятся:1. Получения предоставления финансовых кредитов на срок не более 180 дней.2. Переводы в РК и из неё процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, кредитам и прочим операциям.3. Переводы не торгового характера в РК и из неё включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов и др. аналогичные операции.К валютным операциям связанных с движением капитала относятся:1. Прямые инвестиции, т.е. вложения в Уставной фонд предприятия.2. Портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг.3. Предоставление и получение финансовых кредитов.4. Предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ, услуг.Валютные операции могут совершать резиденты и нерезиденты. Резиденты - это физические лица, имеющие постоянное местожительство в РК и юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РК и с местонахождением в РК. Нерезиденты - физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РК и юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства и местонахождением за пределами РК. Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений.Физические лица - резиденты РК - могут приобретать за иностранную валюту жилые дома, квартиры, находящиеся за пределами РК, а также иные права на указанные имущества путём перевода средств на валютные счета этих лиц в уполномоченные банки.

Глава2. Учет денежных средств на специальных счетах в банках.

Учет  операций на специальных счетах в  банках предприятия ведут на счетах подраздела 42 «Денежные средства на специальных счетах в банках», в  который входят следующие счета.Счет 421 «Денежные средства в аккредитивах». На этом счете учитывают движение денежных средств, находящихся в аккредитивах. Аккредитив - это безусловное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им отгрузочных и других документов, предусмотренных в аккредитиве. Могут открываться следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); отзывные или безотзывные.При открытии аккредитива дебетуют счет 421 «Денежные средства в аккредитивах» и кредитую счета: 441 «Наличность на расчетном счете» - если аккредитив выставлен с расчетного счета; 601 «Кредиты банков» - если аккредитив выставлен за счет краткосрочного или долгосрочного кредитов. Оплату счетов поставщиков отражают по кредиту счета 421 и дебету счета 671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; возврат полностью или частично неиспользованного аккредитива показывают по дебету счетов 441,431,432,601 и кредиту счета 421. оплата комиссионных расходов банку отражается по дебету счета 821 «Общие и административные расходы» и кредиту счета 441 «Наличность на расчетном счете».На счете 422 «Денежные средства в чековых книжках» учитываются расчеты чеками из чековых книжек. Чек - это письменное поручение клиента (чекодателя) банку, составленное на специальном бланке, о перечислении суммы денежных средств с его счета на счет получателя средств (чекодержателя).Чеки применяются при расчетах за полученные товарно-материальные ценности, оказанные услуги и в других случаях, предусмотренных «положением о расчетах чеками в Республике Казахстан».

Чеки  подразделяются на следующие виды: чеки из расчетно-чековой книжки; чеки из чековой книжки вкладчика (эти  расчеты не рассматриваются, так  как расчеты по ним ведутся  физическими лицами).Все чеки, эмитируемые банками Республики Казахстан, подлежат приему и оплате банками и их клиентами внутри региона (области), по месту нахождения банка-эмитента. Чеки выписываются только в тенге. Чековая книжка состоит из 25 листов, каждый их которых состоит из двух частей: самого чека и его корешка.На суммы денежных средств, перечисленных на открытие (пополнение) чековой книжки, дебетуют счет 422 «Денежные средства в чековых книжках» и кредитуют следующие счета:441 Наличность на расчетном счете» - на суммы, оплаченные с расчетного счета;601 «Кредиты банков» - на суммы, оплаченные за счет средств, полученных в кредит.Чеки из книжек предоставляются чекодержателями в банк для их оплаты при реестре чеков (ф. № 0401007). Выдача под отчет экспедиторам и другим лицам чековых книжек отражается по дебету счета 334 «прочая дебиторская задолженность», аналитический счет «Подотчетные лица по выданным им чековым книжкам» и кредиту счета 687 «прочая кредиторская задолженность и начисления», аналитический счет «Расчеты с подотчетными лицами по чековым книжкам». На сумму оплаченных чеков делаются записи по дебету счета 687 и кредиту счета 422. Согласно отчету экспедитора или другого лица на сумму предъявленных к оплате чеков производятся записи по кредиту счета 687 в дебет счетов:201 «Сырье и материалы», 202 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали», 203 «Топливо», 204 «Тара и тарные материалы», 205 «Запасные части», 206 «Прочие материалы», 208 «Строительные материалы», 222 «Товары приобретенные» - на суммы материалов и транспортно-заготовительных расходов, оплаченные чеками;811 «Расходы по реализации товаров (работ, услуг)» - на сумму расходов по реализации, оплаченных чеками;301 «Счета к получению» - на сумму железнодорожного тарифа, водного фрахта, оплаченного чеками, отнесенного за счет покупателей продукции;671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на суммы оплаты счетов поставщиков и подрядчиков.Остатки по счетам 334 и 687 должны быть одинаковыми. Разница между остатками по счетам 334, 687 и остатками по счету 422 покажет сумму по использованным, но неоплаченным банком чекам.На счете 423 «Наличность на специальных счетах в банках» учитываются средства, требующие обособленного хранения: средства, полученные в порядке правительственных субсидий, и из местного бюджета, средства предприятия, профсоюзных и других организаций на содержание детских дошкольных учреждений, культурно-просветительных учреждений, лагерей отдыха, средства родителей на содержание их детей детских учреждениях, средства на финансирование капитальных вложений, аккумулируемые и расходуемые по просьбе предприятия с отдельного счета и др.При поступлении средств на специальные счета в банках дебетуют счет 423 и кредитуют следующие счета:441 «Наличность на расчетном счете» - при перечислении средств с расчетного счета;726 «Субсидии исполнительных органов власти» - при поступлении средств их республиканского и местного бюджета.Расход денежных средств со специальных счетов в банках отражается по кредиту счета 423 и дебету счетов:451 «Наличность в кассе в национальной валюте» - на суммы оплаты труда и другие расходы, полученные в кассу;441 «Наличность на расчетном счете» - на суммы, перечисленные на расчетный счет в возмещение расходов по основной деятельности;671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 631 «Текущий подоходный налог к выплате», 651 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», 652 «Расчеты по фонду занятости», 653 «Расчеты по социальному страхованию и пенсионному обеспечению», 681 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др. - на суммы соответствующих платежей со специальных счетов в банках.В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия посылают работников в служебные командировки, приобретают в магазинах канцелярские принадлежности, оплачивают почтовые переводы и другие расходы. Эти расходы не всегда можно оплатить путем безналичных расчетов через учреждения банков. Поэтому для оплаты вышеперечисленных и других расходов работниками выдают в подотчет наличные деньги. Деньги выдаются согласно расчету, утвержденному руководителем предприятия. авансы выдаются не ранее наступления действительной надобности в расходах и только тем сотрудникам, на которых распоряжением руководителя возложено осуществление расходов из подотчетных сумм, причитающихся командируемым лицам на оплату проезда к месту командировки и обратно, суточных расходов и расходов по найму помещений на срок командировки.Прочая дебиторская задолженность (счет 334). На данном счете учитывают следующие виды дебиторской задолженности: по претензиям, с квартиросъемщиками, с родителями за содержание их детей в детских дошкольных учреждениях, с прочими дебиторами.Учет расчетов по претензиям. Под претензиям понимают письменное требование кредитора к должнику о добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением его имущественных прав и интересов. Установлен порядок, при котором до предъявления иска кредитор должен предварительно обратиться с претензией непосредственно к должнику.Расчеты с квартиросъемщиками. На данном субсчете учитываются расчеты по квартирной плате и за коммунальные услуги (снабжение теплом, водой, электроэнергии, газом, канализация и т.д.).Расчеты с родителями за содержание их детей в детских дошкольных учреждениях. Детские учреждения содержатся за счет средств, выделяемых из местного бюджета, средств предприятий, субсидий и других источников. Родители возмещают установленную часть средств, необходимых для содержания детских учреждений.Расчет с прочими дебиторами. На данном субсчете учитывают расчеты с остальными дебиторами (юридическими и физическими лицами) по операциям, не предусмотренным для учета на других счетах: с разными организациями по операциям некоммерческого характера (учебными заведениями, научно-исследовательскими заведениями и т.п.); расчеты за производственный ремонт силами предприятия частных домов и надворных построек; с арендаторами нежилых помещений и др.Учет внутрихозяйственных расчетов. Внутрихозяйственные расчеты - это расчеты предприятия со своими филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями предприятия (капитальное строительство, подсобное сельское хозяйство, лесозаготовки), выделенными на отдельные несамостоятельные балансы. В практике учета расчеты, возникающие между предприятиями и выделенными на отбельные (несамостоятельные) балансы. В практике учета на отдельные балансы подразделениями, называют внутри балансовыми счетами.

2.1. Учет денежных переводов в пути.

Учет  денежных переводов в пути ведется  на счете 441 «Денежные переводы в  пути», которые могут осуществляться в тенге и иностранной валюте. На этом счете находят отражение  денежные средства, внесенные в кассы  банков, отделений связи для зачисления на расчетный счет или иной счет предприятия, но не зачисленные по назначению до конца отчетного месяца.Основанием для принятия на учет сумм по счету 11 при сдаче выручки являются квитанции банка. Отделения связи, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассатору банка и т.п.Пример: в пятницу 29 июля инкассатор принял в кассе предприятия выручку в сумме 142900 тенге, которая была зачислена на расчетный счет только в понедельник 1 августа. Сданная выручка будет проведена по кредиту счета 451 «НаличностьНа счете 441 «Денежные переводы в пути» учитывают суммы, перечисленные материнским предприятием его дочерним предприятиям, и наоборот, заимообразно на условиях возврата или средства централизованных источников, но не зачисленные в отчетном месяце на расчетный или другой счет. На счете 411 могут быть также учтены суммы полученные от материнского предприятия извещением и другим документам, принятым банком к оплате, но не зачисленные на расчетный счет. Благодаря применению счета 411 достигается тождество записей по счетам внутрихозяйственных расчетов на предприятии.Учет операций по счету 411 ведется в ведомости или в машинограмме по каждому расчетно-платежному документу. Бухгалтерия обязана осуществлять строгий контроль за своевременным зачислением переводов в пути и других средств на расчетный и другие счета в банках.

Глава 3. Инвентаризация денежных средств, ценных бумаг, денежных документов и балансов строгой отчетности.Инвентаризация расчетов с банками по кредитам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами и другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.Инвентаризационной комиссии путем документальной проверки рекомендуется установить:

1) тождественность расчетов с учреждениями  банков, органами казначейства, финансовыми,  налоговыми органами, со структурными  подразделениями субъектов, выделенными  на отдельные балансы;2) правильность  и обоснованность сумм дебиторской,  кредиторской и депонентской  задолженности, включая суммы  дебиторской и кредиторской задолженности,  по которым истекли сроки исковой  давности.Проверке может быть подвергнут счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в части сумм товаров в пути и расчетов с поставщиками по неотфактурованным поставкам.По задолженности работникам организации могут быть выявлены суммы своевременно невыплаченной заработной платы, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (дата выдачи, целевое назначение).При инвентаризации расходов будущих периодов комиссия по документам устанавливает и включает в описи сумму, подлежащую отражению на счете. На счете расходов будущих периодов могут быть оставлены расходы, которые подлежат отнесению на расходы организации в течение документально обоснованного срока в соответствии с разработанными организацией расчетами и принятой учетной политикой.Инвентаризационные описи могут быть заполнены как средствами вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.Никаких помарок и подчисток не рекомендуется производить.В инвентаризационных описях не рекомендуется оставлять незаполненные строки. В последних листах описей незаполненные строки прочеркиваются.В тех случаях, когда материально ответственное лицо обнаружит после инвентаризации ошибки в инвентаризационных описях, оно может (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом инвентаризационной комиссии. Заявления материально ответственного лица о том, что недостача или излишки были вызваны ошибкой в наименовании, пропуском, просчетом и т.д. принимаются до открытия склада, кладовой, секции, где проводилась инвентаризация. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом.При необходимости проводятся контрольные проверки инвентаризации, в которых принимают участие и члены инвентаризационных комиссий, и материально ответственное лицо, по окончании инвентаризации обязательно до открытия склада (кладовой, секции и т. п.), где производилась инвентаризация.За внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках с целью сокрытия недостач или излишков комиссия несет ответственность в установленном законодательством порядке.В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей (актов).Сличительные ведомости составляются по активам, при инвентаризации которых выявлены отклонения от учетных данных.При инвентаризации проверяется фактическая наличность денежных знаков и других ценностей, находящихся в кассе. Проверке подвергаются также бланки строгой отчетности. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги (акции, облигации, чеки, векселя, коносаменты и другие документы, выпускаемые в соответствии с законодательством в качестве ценных бумаг) и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.). расписки в остаток наличности кассы не включаются; заявления кассира о наличии в кассе денежных средств и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию, не принимаются.В акте инвентаризации наличие денежных средств сверяется с данными учета на день инвентаризации и определяется результат. При обнаружении недостачи или излишков в акте указывается сумма и обстоятельства их возникновения.Инвентаризация ценных бумаг и денежных документов, хранящихся в кассе предприятия, производится путем их полистного пересчета. Проверка производится по отдельным видам документов с указанием в акте названия, номера, серии и номинальной цены .Проверка фактического наличия бланков акций и облигаций предприятий и других бланков строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: привилегированные и простые), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по местам хранения иди материально-ответственным лицам.Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся на этом счете сумм: при сдаче выручки с данными квитанции учреждения банка, отделения связи, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.; по суммам, переведенным материнскому обществу или, наоборот, полученным от него - с данными полученных от них извещений (авизо) с указанием даты, номера поручения, суммы и наименования учреждения банка или отделения связи, принявшего перевод.Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном, валютном и специальном счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии предприятия, с данными по выпискам банков.Суммы излишков денежных средств и ценных бумаг подлежат оприходованию:Дебет счетов 411 «Денежные переводы в пути», 422 «Денежные средства в чековых книжках», 451 «Наличность в кассе в национальной валюте», 452 «Наличность в кассе в иностранной валюте», Кредит счета 727 «Прочие доходы от неосновной деятельности».

Информация о работе Инвентаризация денежных средств, ценных бумаг, денежных документов и балансов строгой отчетности