Интеграционная система в управленческом учете

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Эффективная работа современного предприятия невозможна без хорошо налаженной системы управленческого учета и отчетности на всех уровнях управления.
Основным критерием действенности системы управления является эффективное использование финансовых, материальных и людских ресурсов. Управленческий учет обеспечивает для этого необходимый механизм, позволяя комплексно рассмотреть вопросы планирования, оперативного контроля и учета отдельных видов деятельности.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------------------------------3
1. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ --------------------------------------------------------------------------------------4
1.1 Варианты организации управленческого учета на предприятиях -----------------------4
1.2 Нормативная база системы управленческого учета на предприятии ------------------6
1.3 Нормативно-справочная информация в системе управленческого учета ------------8
2.СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА -------------------------------------------------------------------10
2.1. Современная концепция интегрированной системы финансового и управленческого учета--------------------------------------------------------------------------------------------------------10
2.2. Особенности интеграции бухгалтерского и управленческого учета в единой учетной системе -----------------------------------------------------------------------------------------------------15
3.УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ -------------------------------------------------------------------------------------------18
3.1 Интеграция на уровне методологии и техники учета ----------------------------------------18
3.2 Интеграция на уровне автоматизации-----------------------------------------------------------20
3.3 Учет затрат по экономическим элементам ----------------------------------------------------22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ -----------------------------------------------------------------------------------------34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ---------------------------------------------------------------------------36

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа3.docx

— 60.64 Кб (Скачать)

Часть информации, аккумулируемая в области управленческого учета, носит креативный характер, дополняется расчетами и оценками и выступает в качестве системы контроля.

Система контроля представлена двумя подблоками - методы контроля и системы учета.

1. Методы контроля:

- система зеркальных счетов;

- система передаточных  счетов;

- система аналитических  счетов.

Система управленческого  учета должна содержать подробную  информацию, которая носит характер коммерческой тайны в большей  части относительно затрат фирмы, и  только обобщенная информация должна передаваться в систему финансового  учета.

15

 Этой информации должно  быть достаточно для составления  финансовой отчетности.

 То есть из системы  управленческого учета может  передаваться только сальдо определенных  счетов.

Использование счетов-экранов  свойственно континентальной системе  учета, а параллельное ведение учета  свойственно англо-американской системе. Использование транзитных и зеркальных счетов характеризует формальный дуализм [2, с. 114].

Большинство российских фирм, ведущих управленческий учет используют для ведения управленческого учета 30-е счета, связь систем при этом осуществляется через передаточные счета. Вся аналитика включена в кодировку счетов, поэтому код состоит из 4 - 10 знаков.

Одной из разновидностей интегрированной  системы учета является система  контроллинга, широко применяемая в Германии .

Система аналитического учета  базируется на использовании счетов финансового учета для ведения  управленческого учета. При этом углубляется и расширяется система  аналитического учета. перативный учет на многих предприятиях сегодня поглощен управленческим учетом, используется для оперативного получения информации, которая необходима для текущего управления предприятием и его подразделениями, а также для контроля за процессами и фактами хозяйственной жизни на отдельных участках производственной и финансовой деятельности [4, с. 37].

2. Системы учета - учет  затрат по функциям (ABC-метод).

Предприятиям, выпускающим  продукцию широкого ассортимента из одного исходного сырья, необходима информация о затратах на каждой стадии (функции) переработки. Эту задачу позволяет  решить система учета по функциям (ABC-метод). Ее сущность - аккумулирование  затрат по функциям.

Функциональный учет затрат и результатов деятельности предприятия  предназначен для определения стоимости  и других характеристик изделий, работ, услуг в целом и в  разрезе их потребителей на основе систематизации расходов по функциям и ресурсам, задействованным в  производстве и сбыте продукции, снабжении, маркетинге, техническом  обеспечении, обслуживании покупателей.

В целом ABC-метод следует  рассматривать как инструментальное средство, позволяющее достаточно точно  произвести оценку стоимости операций, процессов и результатов действий в разрезе видов продукции  и услуг, а также групп поставщиков  и каналов продаж.

Метод ABC находит распространение  на предприятиях США, Германии, Франции.

Система Jist-in-time. Данная система получила широкое распространение в Японии, США, Германии.

16

В основе всех модификаций  данной системы лежит принцип  ликвидации избыточной информации для  управления. Во-первых, в связи с  минимизацией расходов на хранение и  внутризаводскую транспортировку  для менеджеров становятся нерелевантными учетные данные по всем стадиям движения материального потока. Во-вторых, прямое отнесение затрат на оплату труда  основных производственных рабочих  также становится нерелевантным, поэтому  данные затраты учитываются в  составе общепроизводственных расходов.

Метод Target costing. Этот метод активно используется в Японии, США.

Сама идея, положенная в  основу концепции таргет-костинга, заключается в несложном преобразовании традиционной формулы ценообразования:

Себестоимость + Прибыль = Цена, которая в концепции таргет-костинга представлена как:

Цена - Прибыль = Себестоимость.

Это простое решение позволило  получить прекрасный инструмент контроля и экономии затрат еще на стадии проектирования.

Будущее современного стратегического  менеджмента невозможно без системы  целевого управления затратами. Практика работы ведущих компаний мира должна убедить отечественных менеджеров в необходимости использования  таргет-костинга на предприятиях. Система организации управленческого учета должна способствовать как управлению затратами в целом, так и использованию метода таргет-костинга в частности.

Использование в качестве основы предложенных в статье концептуальных основ формирования интегрированной  системы финансового и управленческого  учета позволит фирмам получать оперативно очень важную для управления информацию. А это особенно важно в условиях острой конкурентной борьбы.

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

3.УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ  В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ  СТАНДАРТОВ

3.1 Особенности интеграции  бухгалтерского и управленческого  учета в единой учетной системе

В настоящее время в  российских компаниях насчитывается  большое количество видов учета: бухгалтерский, управленческий, финансовый, налоговый, оперативный, производственный, учет по стандартам МСФО и/или GAAP. При  этом управленческий учет также может  параллельно осуществляться по нескольким стандартам. Например, компания, входящая в крупный холдинг, для материнской  компании составляет одни управленческие отчеты, а для своих внутренних целей - другие, и, к сожалению, эти  два вида управленческой отчетности настолько различны, что простой  трансформации одних управленческих данных в другие не получается - необходимо вести два вида управленческого  учета. Исходя из этого можно представить, какой штат и какая загруженность персонала по параллельному ведению различных видов учетов и составлению различной отчетности должны быть в компании, если не стремиться к интеграции всех видов учета в единой интегрированной учетной системе, поскольку, по сути, все эти учеты по-разному отражают одну и ту же первичную информацию.

Следовательно, было бы логично  стремиться к тому, чтобы первичная  информация о хозяйственных операциях  отражалась одним специалистом один раз и в одной информационной системе так, как необходимо для  всех систем учета, ведущихся в компании, и попадала бы в соответствующие  формы отчетности.

Интеграция систем учета  имеет следующие преимущества:

исключение двойного (тройного и т.д.) ввода данных по хозяйственным  операциям для нужд различных  систем учета;

высокий уровень достоверности  управленческой информации, достигаемый  благодаря однократному вводу данных и за счет минимизации вероятности  ошибки при многократной обработке  одной и той же информации в  различных системах учета;

сопоставимость и соответствие данных различных систем учета, базирующихся на использовании единого информационного  пространства;

отсутствие потребности  в содержании дополнительных служб  для параллельного ведения различных  видов учета;

оптимизация документооборота в компании.

В настоящее время вопрос об интеграции в единой системе бухгалтерского и налогового учета можно решить с помощью многих программных  продуктов. Этот аспект в данной статье рассматриваться не будет. Проанализируем особенности интеграции бухгалтерского и управленческого учета в  единой учетной системе.

18

Процесс интеграции можно  подразделить на два важных уровня:

интеграция на уровне методологии  и техники учета;

интеграция на уровне автоматизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

3.2 Интеграция на уровне  методологии и техники учета

Как правило, на момент постановки управленческого учета в компании уже существует работающая система  бухгалтерского учета с разработанной  методологией и техникой учета, которые  базируются на различных законодательных  актах и закреплены в бухгалтерской  учетной политике, должностных инструкциях  и различных регламентных документах компании.

В целях управленческого  учета в компании также разрабатывается  управленческая учетная политика, которая  включает методический и организационно-технический  разделы.

В методическом разделе:

выбираются методы оценки активов в целях составления  управленческого баланса;

определяется методика учета  затрат и калькулирования себестоимости продукции, а также методика подготовки информации для групп управленческих решений;

разрабатывается перечень регистров  и аналитик управленческого учета - управленческий план счетов;

создаются форматы управленческой отчетности;

разрабатывается перечень хозяйственных  операций, возможных в компании.

В организационно-техническом  разделе:

определяются организационные  структуры служб, занимающихся управленческим учетом;

прописывается финансовая структура  компании для осуществления бюджетного управления (на основе центров финансовой ответственности);

создаются стандарты документооборота;

разрабатываются техника  учета и новые требования к  обработке первичной информации для получения необходимой управленческой информации с заданной оперативностью, периодичностью и в нужных аналитических  разрезах.

Управленческая учетная  политика может разрабатываться  на основе РСБУ (российские стандарты  бухгалтерского учета), МСФО/GAAP или  любого иного пользовательского  стандарта. При этом, определяя методологические аспекты управленческого учета, нужно понять, насколько они будут совпадать с методикой бухгалтерского учета в компании, будут ли в этих системах совпадать методы оценки имущества компании, методы деления активов на оборотные и внеоборотные, методы списания стоимости основных фондов, методы учета доходов, классификация затрат и методы учета затрат и списания их на финансовый результат.

20

Таким образом, уже на уровне методологии устанавливается, какую  информацию можно напрямую использовать из системы бухгалтерского учета - интеграция систем бухгалтерского и управленческого  учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

3.3 Интеграция на уровне  автоматизации

После разработанной методологии  системы учета и проектирования "на бумаге" наступает следующий  этап - внедрение автоматизированной системы бухгалтерского и управленческого  учета. Сегодня бухгалтерский учет в компаниях, как правило, уже  автоматизирован, поэтому при выборе программного продукта для автоматизации  управленческого учета компании часто отталкиваются от уже имеющегося программного обеспечения.

Существует несколько  вариантов интеграции управленческого  и бухгалтерского учета в зависимости  от способа отражения хозяйственных  операций в интегрированной системе  учета:

одновременное отражение  хозяйственных операций в различных  контурах учета от введенного в систему  документа;

трансформация по определенным правилам данных, вводимых в основной контур и в другие контуры учета.

В случае, когда для компании первичен управленческий контур, возможны следующие варианты интеграции с  бухгалтерским учетом .

интегрированная система  с управленческим и бухгалтерским контурами (первичен управленческий);

интегрированная система  с дополнительным копированием и  выносом бухгалтерского контура.

Кроме того, возможен средний  вариант, когда часть первичной  информации вносится в управленческий контур и из него попадает в бухгалтерский, а другая часть заносится сначала  в бухгалтерский контур, а потом  трансформируется в управленческие данные.

На практике наиболее распространен  вариант, при котором поставщиком  всей первичной информации является бухгалтерский контур. Здесь возможны следующие варианты интеграции:

выгрузка/загрузка данных через  промежуточные файлы;

интегрированная система  с дополнительным копированием и  выносом бухгалтерского контура;

интегрированная система  с управленческим и бухгалтерским  контуром (первичен бухгалтерский).

При трансформации данных из бухгалтерского учета в управленческий возникает ряд задач, которые  необходимо решить:

разработка правил трансформации  бухгалтерских данных в управленческие - "карты переноса";

22

установка соответствия бухгалтерских  и управленческих статей доходов/расходов и выплат/поступлений;

при необходимости ввод дополнительных аналитических признаков на счета  бухгалтерского плана счетов и дополнительных реквизитов в экранные формы ввода  бухгалтерских документов;

настройка системы.

В процессе разработки отдельных "карт переноса" анализируется  весь перечень хозяйственных операций, возникающих в компании, и способы  их отражения в бухгалтерском  контуре: корреспонденции счетов, документы, которыми они оформляются. Далее  прописываются соответствия бухгалтерских  корреспонденций корреспонденциям по счетам управленческого плана  счетов.

Помимо соответствия корреспонденции  счетов следует определить соответствие аналитик (субконто) и способы их заполнения в управленческом контуре на основе данных, имеющихся в бухгалтерском, а также разработать соответствия статей доходов/расходов, поступлений/выплат и при необходимости расширить перечень статей справочников в бухгалтерском контуре под требования управленческого учета..

 Так, например, чтобы  в управленческом контуре определилась  статья БДДС (Бюджет движения  денежных средств), нужно составить  соответствие двух справочников (бухгалтерского "Статьи движения  денежных средств" и управленческого  "Статьи БДДС)". При выполнении  этой работы можно обнаружить, что бухгалтерский справочник  содержит небольшое количество  статей поступлений и выплат, а управленческий - более детальные  статьи (см. таблицу). В этом случае необходимо будет дополнить, а возможно, и перегруппировать справочник бухгалтерского контура, а затем прописать соответствие, что, например, той или иной статье бухгалтерского контура соответствует та или иная статья управленческого контура.

Информация о работе Интеграционная система в управленческом учете