Автор: l************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 10:45, реферат
Актуальность данной темы заключается в том, что институт банкротства – один из важнейших элементов рыночной экономики, который призван стимулировать результативную деятельность хозяйствующих субъектов, способствовать ликвидации неэффективных организаций. В целом, действия института банкротства нацелены на обеспечение реструктуризации проблемных организаций в широком смысле, переводя их из категории неконкурентоспособных в категорию конкурентоспособных.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………..3 стр.
1. История развития банкротства в России………………………….5 стр.
2. Понятие несостоятельности (банкротства)……………………….14 стр.
3. Причины несостоятельности предприятий……………………….15 стр.
4. Процедуры банкротства предприятий……………………………...19 стр.
4.1. Наблюдение……………………………………………………19 стр.
4.2. Финансовое оздоровление……………………………………21 стр.
4.3. Внешнее управление………………………………………….23 стр.
4.4. Конкурсное производство……………………………………25 стр.
4.5. Мировое соглашение…………………………………………28 стр.
4.3. Внешнее управление
Другая реабилитационная процедура — внешнее управление — не претерпела принципиальных изменений, но отметим, прежде всего, расширение круга способов восстановления платежеспособности должника. Наряду с известными мерами по восстановлению платежеспособности должника в плане внешнего управления могут быть предусмотрены следующие новые способы: увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц путем размещения дополнительных обыкновенных акций должника; замещение активов должника; исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом (третьими лицами). Увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций может быть включено собранием кредиторов в план внешнего управления исключительно по ходатайству соответствующего органа управления должника — акционерного общества. При этом обеспечивается защита прав и законных интересов акционеров должника, которым предоставлено преимущественное право на приобретение дополнительных обыкновенных акций должника, размещаемых по закрытой подписке. Указанное преимущественное право на приобретение дополнительных акций может быть реализовано акционерами должника в течение 45 дней с момента начала размещения указанных акций. Замещение активов должника осуществляется путем создания на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ. В качестве вклада должника вновь создаваемого акционерного общества в его уставный капитал вносится все имущество, входящее в состав предприятия (имущественного комплекса), принадлежащего должнику. Таким образом, действительно происходит «замещение активов» должника (предприятия) акциями вновь созданного акционерного общества. Указанные акции включаются в имущество должника и могут быть проданы на открытых торгах в целях накопления денежных средств для погашения требований всех кредиторов. Важно подчеркнуть, что и этот способ восстановления платежеспособности должника может попасть в план внешнего управления не иначе как на основании решения соответствующего органа управления должника (общего собрания акционеров или совета директоров). В целях прекращения производства по делу о банкротстве собственник имущества должника — унитарного предприятия учредители (участники) должника либо третье лицо (третьи лица) могут в любое время до окончания внешнего управления удовлетворить все требования, включенные в реестр требований кредиторов либо предоставить должнику денежные средства, достаточные для погашения всех требований кредиторов. При этом кредиторы не могут отказать в принятии такого удовлетворения их требований, а должнику вменяется в обязанность использовать полученные средства на погашение требований кредиторов. Следует отметить также предусмотренную Законом о банкротстве возможность перехода к внешнему управлению из процедуры конкурсного производства. Это возможно, когда в отношении должника ранее не вводились реабилитационные процедуры — финансовое оздоровление или внешнее управление, а в ходе конкурсного производства появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена. Определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению может быть вынесено арбитражным судом на основании ходатайства собрания кредиторов. Решение об обращении в арбитражный суд с таким ходатайством принимается большинством голосов от общего числа голосов кредиторов, требования которых включены в реестр требований и остались непогашенными на дату соответствующего собрания кредиторов.
4.4. Конкурсное производство
Первое, что следует отметить при анализе положений Закона о банкротстве, регулирующих конкурсное производство, — сокращение числа очередей удовлетворения требований кредиторов с пяти до трех (что само по себе противоречит ст. 64 и 65 Гражданского кодекса РФ). По сравнению с ГК РФ и Законом о банкротстве 1998 года (п. 2 ст. 106) утрачивают свое значение третья (требования по обязательствам, исполнение которых обеспечено залогом) и четвертая (требования по обязательным платежам) очереди (п. 4 ст. 134 Закона). Однако новая судьба у этих очередей различна. Законодатель не стал церемониться с требованиями государства по недоимкам и иным обязательным платежам, поместив их в одну большую очередь с обычными коммерческими требованиями. Хотя такой подход, когда налоговые платежи, предназначенные для удовлетворения интересов всего общества, опускаются до уровня частных требований, не может не вызывать вопросов. Иное дело требования по гражданско-правовым (то есть частным) обязательствам, исполнение которых обеспечено залогом. Такие требования также помещаются в третью очередь, а стало быть, их субъекты — залогодержатели получают все права конкурсных кредиторов, в том числе и право голосовать на собраниях кредиторов. Однако в случае продажи предмета залога требования залогодержателя подлежат удовлетворению в первую очередь за счет выручки от продажи эаложенного имущества преимущественно перед всеми иными кредиторами. Исключение составляют лишь требования кредиторов первой и второй очереди, возникшие до включения договора залога. Надо понимать так, что кредиторов первой и второй очереди (а это граждане с требованиями к должнику в связи с причинением вреда их жизни и здоровью, а также работники должника с требованиями о взыскании задолженности по заработной плате и выплате выходных пособий) мы теперь будем делить на «белых» и «черных» в зависимости от того, когда им был причинен вред или не выплачены заработанные деньги — до заключения договора залога или после. К примеру, если машина должника сбила гражданина на улице после того, когда должником был заключен договор залога с кредитором, то при реализации в процессе конкурсного производства предмета залога (а это может быть и весь имущественный комплекс должника) из вырученной суммы указанный гражданин не получит ни копейки. Вот если бы он попал «под колеса» до заключения договора залога, с ним был бы произведен расчет. Очевидно, что особое положение кредитора по обеспеченному залогом обязательству должно сопровождаться усилением гарантий удовлетворений требований кредиторов первых двух очередей, например, путем создания резервного фонда (за счет отчислений работодателей) для выплаты задолженности по заработной плате работникам, увольняемым в связи с банкротством организаций должников. Что касается кредиторов первой очереди, то, к сожалению, новый Закон о банкротстве (как и его предшественник) не содержит механизма реализации положения о том, что с согласия гражданина — обладателя требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, указанное требование в сумме капитализированных платежей переходит к РФ вместе с обязанностью производить в отношении указанного гражданина выплаты повременных платежей. Существенный характер носят изменения порядка определения судьбы имущества должника, не включаемого в конкурсную массу, в частности: дошкольных и иных образовательных учреждений, лечебных учреждений, спортивных сооружений, объектов коммунальной инфраструктуры. Указанные социально значимые объекты теперь подлежат продаже (ранее они передавались в муниципальную собственность) путем проведения торгов в форме конкурса, обязательным условием которого является обязанность покупателя содержать данные объекты и обеспечивать их использование по целевому назначению. По результатам проведения конкурса между органом местного самоуправления и победителем конкурса заключается соглашение об исполнении условий конкурса (в дополнение к договору купли-продажи), в случае нарушения которого указанное соглашение и договор купли-продажи могут быть расторгнуты арбитражным судом на основании заявления органа местного самоуправления. B этом случае объекты подлежат передаче в муниципальную собственность, а уплаченные по договору купли-продажи покупателем денежные средства возмещаются последнему за счет местного бюджета. Заслуживает быть отмеченным также новое положение Закона о банкротстве, допускающее замещение активов должника (создание на база имущества должника открытого акционерного общества) в ходе конкурсного производства, которое может иметь место на основании решения собрания кредиторов при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.
4.5. Мировое соглашение
Как
и прежде, мировое соглашение между
должником и конкурсными
Заключение
В
данной курсовой работе был рассмотрен
институт банкротства (несостоятельности),
определено понятие банкротства, выяснено
значение института банкротства, раскрыты
признаки банкротства проблемы, перспективы
и охарактеризованы основные причины
возникновения банкротства предприятий. Легальное
понятие банкротства содержится в ст.2
Закона «О несостоятельности (банкротстве)»,
где несостоятельность (банкротство) определяется,
как признанная арбитражным судом неспособность
должника в полном объеме удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам
и (или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей. Признание должника
несостоятельным (банкротом) является
на настоящий момент единственным законным
способом прекращения (погашения) всех
долгов организации, которая не может
удовлетворить требования кредиторов
(неплатежеспособность предприятия). Процедура
банкротства является абсолютно легальной,
т.е. законной процедурой, которая направлена
на цивилизованное решение вопросов выхода
из бизнеса структуры, оказавшейся неспособной
эффективно осуществлять предпринимательскую
деятельность, в том числе отвечать по
своим долгам. Особое место в делах о несостоятельности
занимают вопросы банкротства банков
и иных кредитных учреждений, поскольку
состав кредиторов указанных учреждений,
как правило, носит массовый характер
(вкладчики – физические лица и юридические
лица; банки – по предоставляемым ранее
банку-банкроту кредитам и займам; налоговые
органы – по вопросам уплаты налогов и
иных обязательных платежей; сотрудники
банка – по вопросам выплаты заработной
платы и компенсации вреда и т.д., и т.п.),
поэтому вопросы несостоятельности банков
обладают известной сложностью. Для возбуждения
дела о несостоятельности (банкротстве)
кредитор должен иметь на руках вступившее
в законную силу и неисполненное в рамках
исполнительного производства решение
суда, устанавливающее право кредитора
к должнику. Под исполнительным производством
понимается принудительное взыскание
долга с должника через службу судебных
приставов.
Список литературы:
Нормативно-правовые акты:
Учебная литература: