Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:29, реферат
Инфраструктура рынка недвижимости представляет собой вспомогательные, технологические, организационные, экономические и другие процессы, влияющие на создание и потребление полезных свойств объектов недвижимости, их распределение в
рыночной среде. Носитель инфраструктурных функций – инфраструктурная база, т. е.
совокупность профессиональных и институциональных участников рынка недвижимости.
Инфраструктура рынка недвижимости представляет собой вспомогательные, технологические, организационные, экономические и другие процессы, влияющие на создание и потребление полезных свойств объектов недвижимости, их распределение в
рыночной среде. Носитель инфраструктурных функций – инфраструктурная база, т. е.
совокупность профессиональных и институциональных участников рынка недвижимости.
Уровни инфраструктуры различны:
народнохозяйственный – макроуровень (на уровне национального рынка недвижимости);
региональный (рынок недвижимости отдельного региона);
локальный (отдельный сектор рынка недвижимости);
объектный (отдельный объект недвижимости).
В процессе формирования инфраструктуры рынка недвижимости выделились
четыре подхода:
инженерно-технологический (с точки зрения профессиональных деятелей);
трансакционный (психолого-поведенческий);
рыночный и макрорыночный (рассматриваются с точки зрения специалистов по
теории рыночной экономики);
социальный (с точки зрения общественных деятелей).
С точки зрения инженерно-технологического подхода инфраструктура рынка
недвижимости – это набор механизмов профессиональной деятельности, обеспечивающих
распределение достоверной информации об объектах недвижимости между различными
категориями потребителей. Основные задачи:
1. Разработка и внедрение стандартов описания объектов недвижимости
системными аналитиками с участием профессионалов-практиков.
2. Создание исследователями рынка недвижимости с участием специалистов в
области информационных технологий единого информационного пространства рынка
недвижимости и обеспечение его информационной открытости.
3. Формирование и законодательное закрепление эталонных требований к объектам
недвижимости и профессиональной деятельности на рынке недвижимости; разработка
инструктивных и регистрационных документов, регламентирующих сделки на рынке
недвижимости (осуществляют государственные органы, регулирующие рынок
недвижимости, при инициативном участии и контроле саморегулируемых общественных
объединений, профессионалов и специализированных исследовательских организаций).
4. Формирование банков данных эталонных технологий деятельности на рынке
недвижимости и механизмов их тиражирования среди профессиональных участников
рынка недвижимости (выполняют общественные профессиональные объединения,
коммерческие и некоммерческие исследовательские организации).
С точки зрения трансакционного подхода инфраструктура рынка недвижимости –
это набор механизмов, обеспечивающих наименее затратный доступ участников рынка
недвижимости к необходимым ресурсам.
Применительно к рынку недвижимости, трансакционные издержки – это все издержки, связанные с созданием, обменом и защитой правомочий, которые несут покупатели и продавцы.
Основные задачи:
1. Формирование и внедрение профессиональных норм и стандартов взаимоотношений участников рынка недвижимости, сводящих к минимуму затраты на проведение операций (трансакций) на этапах поиска информации (ведения переговоров, принятия решений, правового закрепления сделок участников, координации усилий участников, контроля и восстановления нарушенных прав, применения санкций к нарушителям). Эти задачи решают руководители агентств, менеджеры, психологи, специализированные подразделения общественных объединений, подразделения и организации систем профессионального обучения.
2. Создание института инфраструктуры рынка недвижимости для координации
действий участников рынка недвижимости, исследования и анализа, контроля и
регулирования на рынке недвижимости.
3. Формализованное описание профессиональных норм и стандартов
взаимоотношений участников рынка недвижимости и тиражирование их в
профессиональной среде.
Методологический подход рассматривает инфраструктуру рынка недвижимости как
набор механизмов, поддерживающих в качестве экономической системы базовые
рыночные принципы функционирования процессов создания и потребления полезных
свойств объектов недвижимости и обеспечивающих эффективные решения отведенного ей круга задач. Основными задачами при этом являются:
1. Создание системы мониторинга и исследования процессов функционирования
рынка недвижимости, выявление путей, способов и средств реформирования и развития
рынка (осуществляют исследовательские подразделения саморегулируемых общественных объединений при участии профессионалов-практиков, а также коммерческие исследовательские организации рынка недвижимости).
2. Создание специализированных государственных саморегулируемых общественных и коммерческих институтов управления развитием рынка недвижимости: органа координации усилий государственных учреждений и ведомств, цели которых направлены на развитие рынка недвижимости; специализированных структурных подразделений органов государственной власти и местного самоуправления, ориентированных на реформирование, регулирование и контроль рынка недвижимости, защиту собственника на рынке недвижимости от противоправных действий; саморегулируемых общественных организаций, профессиональных и потребительских союзов рынка недвижимости; образовательных учреждений и информационных центров рынка недвижимости;
некоммерческих и коммерческих организаций – исследователей и инициаторов
реформирования отдельных сегментов рынка недвижимости.
Ограниченность этого подхода состоит в том, что макромоделирование, свойственное методологическому подходу, не позволяет в должной мере отследить глубокие закономерности осуществления конкретных процессов создания, управления и оборота объектов недвижимости.
С точки зрения социального подхода инфраструктура рынка недвижимости – это набор механизмов для эффективного решения социальных задач по созданию и потреблению полезных свойств объектов недвижимости. Основные задачи:
развитие законодательной и нормативной базы рынка недвижимости;
создание системы общественного контроля за соблюдением правовых и этических
норм всеми участниками рынка недвижимости, защитой их прав и интересов.
Ограниченность социального подхода заключается в том, что нацеленность на интересы населения может привести к экономической несостоятельности выработанных рекомендаций и нанести вред самому населению. Так, система дотирования эксплуатации
жилья для всех категорий проживающих приводит к катастрофическому состоянию инженерной инфраструктуры городов и жилых объектов недвижимости. Декларирование
жилищных льгот очередникам без формирования источников финансирования создает
социальную напряженность.
Только комплексный подход к формированию инфраструктуры рынка недвижимости может синхронизировать процессы его функционирования и обеспечить их наивысшую эффективность. В основе комплексного подхода лежит рассмотрение инженерной, трансакционной, рыночной и социальной составляющих инфраструктуры рынка недвижимости как элементов единой, целостной системы институтов рынка недвижимости.