Инфляция и социально-экономические последствия в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Слово «инфляция» как экономический термин стало применяться со второй половины XIX века. Как явление инфляция впервые проявилась в докапиталистическую эпоху, когда в качестве денег использовались монеты. Инфляция в монетной форме определялась тем, что в то время: вместо серебряных монет чеканили медные монеты с сохранением номинала; серебряные монеты последующего выпуска чеканили с меньшим содержанием серебра с сохранением номинала.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Микроэкономика.docx

— 181.36 Кб (Скачать)

    В качестве ключевого момента в  деле стабилизации денежного обращения  выступает установление контроля над  изменением денежной массы со стороны  центрального банка. Центральный банк, воздействуя на денежную массу (базу), имеет возможность влиять на ее размеры. Непосредственный контроль центрального банка возможен лишь за эмиссией банкнот, которая осуществляется под государственные ценные бумаги. В то же время их выпуск под частные, коммерческие векселя, иностранную валюту, а так же депозитно-чековая эмиссия коммерческих банков могут находиться лишь под косвенным воздействием [17, с.227].

    Для разработки антиинфляционной политики исходным пунктом является совершенствование  теории инфляции как многофакторного  социально-экономического процесса, корни  которого лежат в механизме воспроизводства. Это означает, что должна быть разработана  долгосрочная антиинфляционная стратегия  и определены меры, сдерживающие факторы  инфляции. К этим самым общим мерам можно отнести:

  • оздоровление экономики (устранение структурных перекосов, гипертрофии отраслей группы "А" и военно-промышленного комплекса, ликвидация убыточности предприятий);
  • наведение порядка в капиталовложениях (инвестициях) с использованием, в частности, мирового опыта проектного финансирования (основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле негосударственного сектора);
  • нормализацию торговли, так как самовольное накручивание цен при отсутствии конкуренции, продажа товаров по спекулятивным ценам, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной массой;
  • активное вовлечение в рыночный оборот нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.), использование золота для получения валютных кредитов под залог золота, для валютной интервенции или покупки импортных товаров с последующей их продажей в республике по повышенным ценам;
  • конверсия военного производства;
  • развитие рынка услуг, поскольку одними товарами обеспечить разбухшую денежную массу невозможно [18, с.216-217].

   Если  говорить об экономике нашей страны, то следует принять во внимание следующее:

     1. Предприятия республики (по крайней  мере, их значительная доля) функционируют  в условиях мягких бюджетных  ограничений. Размер просроченной кредиторской задолженности превышает сумму остатков средств субъектов хозяйствования в 3 — 3,5 раза. Более того, даже просроченная свыше трех месяцев задолженность — больше суммы средств предприятий на банковских счетах в 2,2 раза. О какой системе жестких бюджетных ограничений нужно говорить при таких соотношениях? То есть в существующих реалиях экономика не в состоянии эффективно обслуживать совокупное количество обязательств, эквивалентное спросу, предъявляемому ею на денежные активы. При проведении относительно жесткой монетарной политики недостаток денег компенсируется за счет квазиденежных суррогатов и бартера. Инфляция загоняется вглубь, и это является проблемой общеэкономического характера. Многие страны с переходной экономикой решали ее фактически путем деиндустриализации, пойдя на политику «шоковой терапии», предполагающей волну массовых банкротств и ликвидацию целых отраслей промышленности. При таких условиях роль, содержание и задачи денежной политики действительно приобретают многие черты, характерные для западных экономик. Однако вопрос о применимости и целесообразности методов «шоковой терапии» в условиях Республики Беларусь является неоднозначным  и выходит за рамки монетарной политики. При этом следует учитывать, что денежно-кредитная политика — всего лишь составная часть всей социально-экономической политики государства и не может реализовываться вне ее контекста [19, с.8-9].

     2. Экономика Беларуси тесно связана  с внешним миром, сумма экспорта  и импорта товаров и услуг  превышает ВВП, а размер депозитов предприятий в иностранной валюте _ (срочные и до востребования) превышает рублевые в 2,5 — 3 раза. При этом совокупные пассивы предприятий в иностранной валюте примерно в 2 раза выше по сравнению с их валютными активами. В связи с тем, что предприятия в экономике республики могут достаточно долго действовать,  имея  «просрочку»,  первоначальные  инфляционные импульсы исходят со стороны издержек, которые перекладываются на цены. Последние превышают тот приемлемый для потребителя уровень, по которым   продукция   может   быть реализована.   В   этих   условиях инфлятогенный    потенциал    выражается    в    дальнейшем    увеличении неплатежей.  Впоследствии, вынужденное смягчение денежно-кредитной политики     становится     лишь     элементом     механизма     завершения перекладывания завышенных издержек на цену и конечных потребителей. В результате при «внешнем» сходстве динамики цен и денежных агрегатов в западных экономиках и белорусской, которая в любом случае близка к прямо пропорциональной, внутренние связи и зависимости скорее являются противоположными,     а     не     аналогичными.     Если     в     условиях «спросоограниченной экономики» важнейшим фактором, определяющим сумму   номинального   предложения,   действительно   является   уровень денежного спроса, у нас объемы производства и цены во многих секторах не чувствительны к уровню текущего спроса, но очень «чувствительны» к издержкам.   Инфляционный   потенциал   реализуется   в   параллельном увеличении цен и неплатежей, а также запасов нереализованной продукции, размеры которых совершенно аномальны, если исходить из критериев рыночной экономики. Увеличение доли «просрочки» в кредиторской и дебиторской задолженности неминуемо приводит к снижению качества банковских активов и уровня ликвидности банков. Для поддержания последней Национальный банк Республики Беларусь вынужден применять адекватные меры. Отсюда давление на валютный курс, и в случае если темп девальвации превышает индекс цен, возникает дополнительный инфляционный импульс. Однако если Национальный банк предпринимает меры, направленные на удержание относительно невысоких темпов девальвации, опять же может возникнуть напряжение с ликвидностью, что потребует соответствующих действий. Кроме того, поддержание высоких процентных ставок в условиях относительно стабильного валютного курса — весьма опасная практика, которая не может продолжаться долго. В конечном счете полностью избежать денежной эмиссии практически невозможно. Причем то, по каким каналам она будет осуществлена (через рефинансирование банков, кредитование Правительства и другим) , не имеет принципиального значения [20, с.16-17].

     Разумеется, все это не значит, что можно  безнаказанно проводить «щедрую» эмиссионную политику, не спровоцировав ускорение темпа роста цен. И в этом случае, если темп роста цен будет возрастать до 4 — 5% в месяц и выше, инфляция постепенно приобретет классический монетарный характер. Однако правда и в том, что проведение жесткой денежной политики является необходимым, но недостаточным условием подавления инфляции до уровня ниже 15 — 20% в год. Фундаментальные причины трансформационной инфляции могут быть устранены только за счет системной политики, выходящей за рамки монетарной [21, с.23]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.ИНФЛЯЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 

     В Республике Беларусь, как и в других странах с переходной экономикой, резко усилились инфляционные тенденции.

     Предпосылки роста инфляции в Беларуси к началу 90-х гг. ХХ в. были заложены в диспропорциональной  структуре экономики. Унаследованная от советской экономики ресурсо- и транспортоемкая структура  производственного сектора, ориентированная  на дешевые энергетические ресурсы, высокая степень монополизации и милитаризации экономики, преобладание роста тяжелой промышленности над выпуском потребительских товаров, неэффективность сельского хозяйства и неразвитость сферы услуг, технологическая и инфраструктурная негибкость в условиях либерализации цен и открытия экономики в 90-е гг. стали основными инфляционными факторами. Следует отметить и нерациональную инвестиционную политику с характерным для нее долгостроем и распылением средств по многим объектам. Возник дисбаланс между спросом и предложением. Начали расти цены, но не только как при классической инфляции. Потребительская корзина в начале 90-х гг. на 80 % состояла из дефицитных товаров.

     В начале экономических реформ инфляция существовала в экономике республики в скрытом виде и имела следующие  сущностные характеристики, аналогичные  с переходными постсоветскими странами: общее превышение спроса над предложением (в потенциале — инфляция спроса), искаженные ценовые пропорции, отражающие деформированность структуры экономики: заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной на мировом рынке продукции, высокие инфляционные ожидания населения.

     Процесс нарастания инфляционной спирали представлен  в таблице 1

     Таблица 1

     Индекс  потребительских цен за год (соответствующий  период предыдущего года = 100  %), % 

    Год 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
    ИПЦ 104,7 194 1071 1290 2321 809 153 164 173 394
 
    Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
    ИПЦ 269 146 135 125 114 108 106
 

     [7.c.71-77].

     В Беларуси ИПЦ рассчитывается по фиксированному набору из 314 потребительских товаров, групп товаров и платных услуг. Фиксированный набор потребительских товаров и услуг остается в течение определенного периода неизменным (применительно к условиям Беларуси – в течение года).

     Расчет  ИПЦ осуществляется Министерством  статистики и анализа по специальной  компьютерной программе.

     Нарастание  инфляционных процессов снизило  число платежеспосо6ных предприятий, возросли объемы взаимных платежей, количество убыточных организаций, снизилась инвестиционная активность в экономике [7,с.71-77].

     Исследование  феномена инфляции в белорусской  экономике постсоветского периода в числе основных ее причин структурно-воспроизводственного порядка позволяет выделить следующие:

     1) кризис в сфере производства, носивший характер дефицита и  обусловленный технологической отсталостью и хроническими неплатежами;

     2) монопольный характер белорусской  экономики, препятствующий ее  быстрой, и эффективной структурной  перестройке, а также либерализация  цен в условиях монополизма  производителя;

     3) режим малого взаимодействия  с мировым рынком, при котором  рыночное поведение внутренних производителей не подкреплялось необходимой степенью открытости экономики, и отечественный экспорт был ориентирован в основном на российский рынок из-за низкой экспортоспособности товаров на мировом рынке, несоответствия среднего качества и высокой цены предлагаемых товаров;

     4) “импортируемая’, прежде всего  из России, инфляция. Значительную  роль в инфляционных процессах  в республике играет именно  раскручивание спирали “цены  на сырье (особенно на энергоресурсы)  — общий уровень цен”.

     С начала кардинальных экономических  преобразований и перехода инфляции из скрытой формы в открытую в ее развитии отчетливо прослеживаются 4 периода имеющие качественные характеристики:

     1) 1991—1994 гг. — снижение всех макроэкономических  показателей (1992—1994 гг. — гиперинфляция  с выраженным инфляционным скачком  цен);

     2) 1995—1996 гг. — период высокой инфляции, но уже с наметившейся тенденцией  снижения ее темпов (приостановление  обвального спада производства, снижение уровня дефицита госбюджета, а к концу периода — проявление положительной динамики ВВП, в 1996 г. прирост ВВП составил 2,8 %);

     3)1997—  1999 гг. — новый виток раскручивания  инфляции и ее всплеск в  1999 г. (1997—1998 гг. — относительно высокие темпы прироста ВВП 11,4% и 8,4 %);

     4) 2000—2005гг.— период снижения темпов инфляции и их относительная стабилизация с замедлением темпов социально-экономического развития страны в начале периода (прирост ВВП в 1999 г. составил 3,4 %, в 2000 г. — 5,8%, в 2001 г. — 4,7 %, в 2002г.-5%, в 2003г.-7%, в 2004г.-11,4%, в 2005г.-9,4%, ). Разбивка на периоды обусловлена существенными различиями темпов инфляции на протяжении 1990—2005 гг. и спецификой этого процесса, протекающего с чередованием различных ее видов,

     1. С начала реформ и до середины 1993г. основным видом повышения  цен в республике была инфляция  спроса, факторами которой выступали  ценовые диспропорции отражающие деформированность структуры экономики. Из-за обвального роста цен предложение превысило спрос. В ответ на ограничение спроса предприятия не сдерживали рост зарплаты, а переставали платить по обязательствам, стало не хватать денежной массы для обслуживания существующего спроса, что привело к отсрочке платежей, и, следовательно, росту задолженности. В экономике республики возник кризис неплатежей, другим важным фактором возникновения инфляции были огромные бесконтрольные государственные затраты. Государство поддерживало убыточные предприятия, наращивало госаппарат, шло на не всегда обоснованные социальные расходы, финансировались затраты, которые должны были быть переложены на самих экономических агентов. Увеличение монетарной базы сопровождалось одновременным повышением минимальной заработной платы, что сказывалось на росте издержек. Увеличение денежной массы в результате кредитных вливаний не успевало за ростом предложения товаров и услуг, и платежеспособный спрос не удовлетворялся. Резкому разрыву денежной и товарной массы способствовал также эффект ожидания инфляции [7,с.72].

Информация о работе Инфляция и социально-экономические последствия в РБ