Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 00:52, курсовая работа
Описание работы
Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт, а также выявить направления и методы реализации антиинфляционного регулирования. Для достижения данной цели в работе ставились следующие задачи: изучить сущность, факторы и причины возникновения инфляции; выделить основные виды инфляции; изучить способы измерения инфляции; выявить экономические и социальные последствия инфляции;
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЙ, ПРИЧИН, ВИДОВ И ПОСЛЕДСТВИЙ ИНФЛЯЦИИ 5 1.1 Понятие инфляции и ее виды. 5 1.2. Причины проявления инфляции и ее измерение. 9 1.3. Социальные и экономические последствия инфляции. 13 2.ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РБ. 17 2.1. Анализ инфляционных процессов в экономике РБ. 17 2.2. Антиинфляционная политика, проводимая в РБ. 20 2.3. Планирование инфляционных процессов в Республике Беларусь на перспективу 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 30 ПРИЛОЖЕНИЕ 32
Первый период
– 1991 – 1994гг. Это был самый трудный
период, связанный с углублением
экономического кризиса из-за разрыва
хозяйственных связей с республиками
бывшего СССР, разрушением единой
рублёвой зоны, переходом на национальную
денежную систему, построением институтов
белорусской государственности. Эти
процессы вместе с нарастанием экспансионистской
денежной политики обусловили гиперинфляцию
в 1993-1994гг., когда цены вырастали
в год более чем в 20 раз (см.
Приложение 2, табл. 1). Реальные процентные
ставки на кредитно-депозитном рынке
по рублевым инструментам были отрицательными.
Уровень монетизации ВВП сократился
с 71% в 1990г. до 7% в 1994г., а обменный курс
за этот же период девальвировал больше
чем в 64 тыс. раз. В 1994г. среднемесячная
заработная плата (в перерасчёте
на доллары) составляла 20-25 долларов США.
Второй период
– ноябрь 1994-1996гг. В результате осуществления
комплекса антиинфляционных мер
монетарной политики была достигнута
определённая финансовая стабилизация
на макроэкономическом уровне. Темп прироста
индекса потребительских цен
снизился в 1995г. до 244%, а в 1996г. – до
39,3% (в 1994г. – 1959%). Изменение ситуации
было связано с переходом к
жесткой денежно-кредитной политике,
которая выразилась в ограничении
темпов роста денежной массы путём
сокращения объёмов прямого централизованного
кредитования коммерческих банков, увеличении
доли аукционного размещения кредитных
ресурсов по рыночным ставкам в политике
положительных реальных процентных
ставок. Основным принципом новой депозитной
политики стало регулирование месячных
ставок в зависимости от уровня инфляции.
Уровень монетизации ВВП по рублевой денежной
массе в 1996г. вырос на 9%. Однако в конце
периода произошёл отход от завоёванных
позиций, усилились элементы административного
регулирования хозяйственной жизни с
использованием денежной экспансии с
целью поддержания реального сектора
экономики. Это ухудшило ситуацию в 1997
– 1999гг.
Третий период
– 1997-1999гг. Высокая инфляция в республике
в 1998 – 1999гг. имела ярко выраженный
монетарный характер и была обусловлена
главным образом экспансионистской
денежно-кредитной политикой, в том
числе эмиссионным кредитованием
государственных программ в области
жилищного строительства и АПК,
административным поддержанием официального
обменного курса белорусского рубля.
Несмотря на
высокие темпы экономического роста,
инфляция в 1999г. выросла до максимального
в данном периоде уровня – 350% за
год, а уровень монетизации ВВП
по рублевой денежной массе снизился
до 6%.
Четвёртый период
– 2000-2005гг. В 2000г. произошёл переход
к более взвешенной, умеренно жёсткой
денежно-кредитной политике, что
дало свои положительные результаты.
Имело место снижение инфляции до
208% за год. По итогам 2001г. рост ИПЦ составил
146,0%, в 2002г. – 134,8%, в 2003г. – 135,4%. К середине
сентября 2000г. был осуществлён переход
на единый курс на всех сегментах валютного
рынка. С ликвидацией множественности
курсов наметилась тенденция легализации
валютных операций, однако уровень
монетизации ВВП по рублевой денежной
массе снизился в 2000г. до 5%. Среднемесячная
заработная плата (в долларовом эквиваленте)
в декабре 2000г. составила 76 долларов
США. В 2002г. реальная заработная плата
повысилась на 7,7%. В 2003 среднемесячная
заработная плата выросла до 140 долларов
США.
Таким образом,
в рамках четвертого периода процесс реформирования
экономики и общественных отношений еще
не был завершен. Несмотря на некоторое
улучшение макроэкономических показателей
и замедление инфляции в 2004-2005 гг., ситуация
в республике остается сложной, а уровень
инфляции достаточно высоким.
Рассмотрим
уровень инфляции и динамику цен
на современном этапе.
За
январь-сентябрь 2010 г. рост индекса
потребительских цен составил 106,8%
(при прогнозе на 2010 год 108-110%), и не превышает
расчетного показателя, предусмотренного
на этот период. При этом за аналогичный
период 2009 г. он составил 107,9%. Несмотря
на положительную тенденцию замедления
инфляции относительно 2009 г., следует отметить,
что рост потребительских цен в Беларуси
остается достаточно высоким по сравнению
с некоторыми сопредельными странами.
Так, в Латвии этот показатель составил
в рассматриваемый период времени 102%,
в Литве потребительские цены выросли
на 102,1%, в Польше – на 101,8%, а в Украине –
на 103,1%. По уровню инфляции в январе-июле
2010 года Беларусь заняла 5-ое место в Европе.
Впереди Беларуси (104,4%) по росту потребительских
цен с начала текущего года оказались
только Мальта (105,5%), Румыния (105,4%) , Россия
(104,8%) и Казахстан (104,6%).
Анализируя
помесячную динамику инфляции в Беларуси
за 2009-2010 гг. (январь-сентябрь), можно
отметить, что основной рост потребительских
цен в 2009 г. пришелся на первые месяцы
года. На рост инфляции в январе-феврале
2009 г. значительное влияние оказала
проведенная в начале года девальвация
белорусского рубля, а также рост
тарифов на отдельные услуги ЖКХ
(17,3%).
В
марте-сентябре 2009 г. темпы роста
ИПЦ ниже прошлогодних, хотя в июне-июле
потребительские цены несколько
выше показателей 2010 г. В рассматриваемый
период стабилизация роста цен на
минимальных значениях происходила
за счет снижения деловой активности
и платежеспособности населения, а
также за счет стабилизации издержек
производителей (см. Приложение 4).
При
росте потребительских цен в
республике в 2010 г. (январь-сентябрь) на
6,8% цены продовольственных товаров увеличились
на 7,8%, непродовольственных – на 7,3%, платных
услуг – на 4,7%. В предшествующем году тенденции
роста цен на продовольственные и непродовольственные
товары диаметрально противоположны прошлогодним.
В 2009 г. цены продовольственных товаров
увеличились на 5,9%, непродовольственных
– на 9,6%, на платные услуги – на 3,2%.
За
2010 г. (январь-сентябрь) в группе товаров
и услуг повысились цены на растительное
и сливочное масло (104,5% и 102,6%), крупы
(102,5%), сыры (104,4), молоко (101,7%).
Рост
цен производителей промышленной продукции
в 2009 г составил 11,3%, цены производителей
на инвестиционные товары выросли на 6,2;
промежуточные – на 14,3%, потребительские
– на 8,8%. Индекс цен производителей промышленной
продукции в сентябре 2010 г. составил 103,4%,
в том числе на инвестиционные товары
– 100,4%, промежуточные товары – 105,1%, потребительские
товары – 101,6%.
Таким
образом, за последние годы Беларусь
стала своего рода чемпионом по темпам
и размерам инфляции. До настоящего
времени сохраняется рост цен
и опасность возникновения новых
инфляционных всплесков. Ключевым фактором
в создании предпосылок для устойчивого
экономического роста и повышения
благосостояния населения является
стабилизация инфляционных процессов.
В этих условиях обществу требуется
научно обоснованная детальная программа
действий по осуществлению всего
комплекса мер по переходу к рыночной
экономике, прежде всего в области
финансовой стабилизации и укрепления
денежной системы.
Антиинфляционная
политика, проводимая в РБ.
Белорусская
экономика длительное время развивалась
на базе приоритетности отраслей производственного
назначения, имела большие объемы
незавершенного производства и характеризовалась
высоким уровнем монополизации
и скрытой безработицы, что создало
предпосылки для развертывания в
нашей стране мощных инфляционных процессов
в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая
финансовая политика государства в этот
период способствовала усилению инфляции.
С середины 1993 г. инфляция спроса уступила
в Беларуси место инфляции издержек, основными
факторами которой явился значительный
рост издержек, обусловленный повышением
цен на сырье, труд и др.
С
целью предотвращения инфляции или
смягчения ее последствий государство
проводит на разных стадиях инфляционного
процесса антиинфляционную политику.
В Беларуси действует,
утвержденный правительством, план антиинфляционных
мер на 2009 год, который направлен на стабилизацию
ценовой ситуации, предупреждение необоснованного
роста потребительских цен, обеспечение
выхода на прогнозный параметр инфляции.
Но он будет эффективен лишь в случае воздействия
на причины и механизм инфляции. С этой
точки зрения политику государства, осуществляющего
компенсационные выплаты, надбавки, административный
контроль за ценами, нельзя в полном смысле
назвать антиинфляционной, так как она
касается лишь последствий инфляции и
не может устранить ее причины.
Во
всем мире на практике разработан и
апробирован комплекс мер антиинфляционного
регулирования как на долгосрочную
перспективу (антиинфляционная стратегия),
так и на короткий отрезок времени
(антиинфляционная тактика). Для успешной
реализации долгосрочной стратегии
необходимо правительство, пользующееся
доверием большинства граждан и
твердо придерживающееся курса на подавление
инфляции. Большое значение для обуздания
инфляции имеет правильная долгосрочная
денежная политика, направленная на введение
жестких ограничений роста денежной
массы, независимо от состояния бюджета,
уровня безработицы и т.д. Как
правило, при решении этой задачи
используется арсенал инструментов,
находящихся в распоряжении Центрального
банка: изменение ставки межбанковского
кредита и нормы обязательных
резервов, проведение операций на рынке
ценных бумаг с государственными долговыми
обязательствами. Повышая ставку процента
и норму обязательных резервов, Центральный
банк задает всем звеньям банковской системы
неинфляционную линию поведения, а осуществляя
операции на открытом рынке, он непосредственно
влияет на состояние денежного обращения.
Долгосрочное
антиинфляционное регулирование, опираясь
на рациональную денежную политику Центрального
банка, должно подкрепляться мерами
по решению стратегической задачи —
уменьшения дефицита бюджета на основе
сокращения его расходной и увеличения
доходной части. Понятно, что эти
механизмы рассчитаны на долгосрочную
перспективу и должны дополняться
методами краткосрочной антиинфляционной
тактики. Максимальный эффект будет
получен, если, во-первых, увеличить
объем предложения без увеличения
совокупного спроса и, во-вторых, снизить
текущий спрос без уменьшения
предложения.
Для
наращивания объема предложения
применяется такой метод, как
льготное налогообложение предприятий,
повышающих уровень товарности национальной
экономики, особенно в тех ее секторах,
где формируются рыночные отношения,
например информационное производство,
охваченное товарными отношениями
только на 30%. Средствами антиинфляционной
тактики могут быть импорт потребительских
товаров и реализация части государственных
резервов, разумно организованная приватизация
государственной собственности.
Цель
краткосрочного регулирования текущего
спроса состоит в увеличении объема
сбережений и уменьшении уровня их
ликвидности. Это можно осуществить,
например, путем повышения процентов
по срочным вкладам, временного замораживания
вкладов до востребования, широкого
распространения акционерной формы
собственности. В любом случае меры
краткосрочного регулирования, предпринимаемые
правительством, должны сочетаться с
долгосрочной антиинфляционной стратегией,
направленной на установление равновесия
денежного и товарного рынков.
Какие
же существенные изменения произошли
в Беларуси за 2009 год.
Так
в среднем за 2009 год ставка по
новым срочным депозитам населения
составила 20,2 % годовых. За январь-февраль
2010 года рублевые вклады населения
в белорусских банках увеличились
более чем на 1,17 триллиона Br, и
на начало марта достигли почти 19,33
триллиона Br. А вот депозиты в
иностранной валюте за февраль уменьшились
на 28,8 миллиона долларов США. Это свидетельствует
о росте доверия населения
к национальной валюте и банковской
системе в целом, а также к
проводимой Национальным банком процентной
политике, которая направлена на поддержание
процентных ставок по срочным вкладам
населения в национальной валюте
на уровне, существенно превышающем
как инфляцию, так и доходность
сбережений в иностранной валюте.
Несмотря на непростую ситуацию на
международных рынках, Беларуси удалось
принять достаточные меры, чтобы
сбалансировать экспортно-импортные
операции. Объем экспорта в 2009 г.
составил более 60% к уровню 2008 г. Приложены
максимальные усилия, чтобы минимизировать
расходы на импорт в течение года. Выполнены
все показатели социальной сферы: в полном
объеме осуществлялись выплаты пенсий,
стипендий и социальных пособий, профинансированы
все государственные программы. Выполнен
бюджет прошлого года. А снижение индекса
потребительских цен в Беларуси в 2009 году
эксперты связывают не только с оздоровлением
национальной экономики после кризиса,
но и со слабым потребительским спросом.
На фоне проблем со снижением доходов
граждане ограничили различные покупки,
в том числе и за счет кредитных ресурсов.
В свою очередь снижение спроса на различные
товары и услуги не позволяло продавцам
поднимать цены. Кстати, снижение потребительской
активности – процесс достаточно инерциальный
и может продолжиться и в нынешнем году.
За период с 2008 по 2010 годы планировалось
акционировать 519 предприятий, но позже
правительство своими постановлениями
несколько раз корректировало первоначальные
планы, в основном – перенося сроки акционирования
на более поздний период. В Беларуси в
2009 г. форму собственности сменили 169 предприятий
республиканской собственности, на базе
которых создано 108 открытых акционерных
обществ. В целях формирования и развития
конкурентной среды на товарных рынках
республики Министерством экономики в
январе-декабре 2009 года продолжена работа
по предупреждению, ограничению и пресечению
монополистических проявлений хозяйствующих
субъектов, занимающих доминирующее положение
на товарных рынках и органов государственного
управления. С целью совершенствования
и усиления мер антимонопольного регулирования,
направленных на создание для субъектов
хозяйствования условий конкуренции на
товарных рынках, принят Указ Президента
Республики Беларусь от 13 октября 2009 г.
№ 499 «О некоторых мерах по совершенствованию
антимонопольного регулирования и развитию
конкуренции».
В
качестве меры, обеспечивающей эффективность
проведения государственной антимонопольной
политики, будет организован мониторинг
товарных рынков по выявлению и пресечению
недобросовестной конкуренции, который
будет осуществляться всеми органами
государственного управления, в том
числе облисполкомами и Минским
горисполкомом. Если сделать глобальный
вывод, то получается, что у Беларуси
есть хороший потенциал, как у
любой страны, в которой только
зарождается система рыночных отношений.
Планирование
инфляционных процессов в Республике
Беларусь на перспективу
Проектом
Основных направлений денежно-кредитной
политики Беларуси на 2011 год инфляция
прогнозируется на уровне 7-8%.
Предельно
низкая и полностью контролируемая
инфляция станет не мнимой, а действительной
реальностью в Беларуси лишь тогда,
когда республикой буду предприняты
решительные шаги для коренного
улучшения дел в бюджетной, внешнеторговой,
финансовой и производственной сферах.
Главным же средством является радикальное
изменение проводимой здесь прежде политики.
Рассмотрим каждое из этих направлений.
Важным
направлением антиинфляционной политики
является и внешнеторговая сфера.
Существенное
антиинфляционное воздействие может
вызвать соответствующее изменение
денежно-кредитной политики Национального
банка Беларуси. Речь идет о льготном
кредитовании. Ситуация с ним стала
в последние годы хронически неблагополучной,
постоянно провоцирующей инфляцию.
Значимым
направлением антиинфляционного воздействия
является скорейшее устранение дефицита
государственного бюджета Беларуси.
Таким
образом, среди многих методов по сокращению
уровня инфляции в будущем можно выделить
следующие:
Регулярно
устанавливать ориентиры («коридор») инфляции
и денежной массы с разбивкой по кварталам,
разработать систему действий, направленных
против отраслей и предприятий, нарушающих
установленные ориентиры. Необходимо
определить также критический уровень
инфляции, превышение которого автоматически
предполагает приостановку действий,
стимулирующих спрос и ужесточение антиинфляционной
политики.
Целесообразно
ввести прямые ограничительные меры, направленные
против роста цен в отраслях-монополистах.
Важно ограничить
дефицит бюджета уровнем 4-5%. Наращивание
государственных инвестиций должно происходить
параллельно с расширением доходной базы
бюджета.
Необходимо
поддерживать процентные ставки на уровне,
незначительно превышающем темп инфляции,
при этом стимулировать их дифференциацию
с целью замедления оборота денежной массы.
Следует отладить механизмы проводки
централизованных субсидий и кредитов
и субсидий через уполномоченные банки
для предотвращения перекачки средств
в спекулятивные операции на денежных
рынках.
Ужесточение
мер против роста просроченной дебиторско-кредиторской
задолженности (стимулирующего инфляционные
процессы) помогает нормализовать кругооборот
оборотного капитала в промышленности
и развития вексельного обращения.
Важно ограничение
доли доходов посредников в конечных ценах
потребительских товаров.
С тем чтобы
в последующем перейти к политике стабилизации
реального валютного курса, в первое время
целесообразно сохранить «валютный коридор».
Для борьбы
с сезонными всплесками инфляции следует
стимулировать фьючерсную торговлю сезонными
товарами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
результате проведенных в курсовой
работе исследований можно сделать
следующие выводы и предложения:
Инфляция
- это один из самых болезненных и опасных
процессов, негативно воздействующих
на финансы, денежную и экономическую
систему в целом.
В понимании
сути инфляции следует акцентировать
внимание на том, что рост цен происходит
постоянно в течение выбранного промежутка
времени, т.е. на скорости и направлении
изменения цен, и на том, что рост общего
уровня цен охватывает все рынки и характерен
для экономики в целом.
Сегодня глобальная
причина инфляции заключается в серьёзных
экономических диспропорциях и длительном
неравновесии рынков, проявляющемся в
хроническом превышении совокупного спроса
над предложением.
Высокие темпы
инфляции оказывают разрушительное воздействие
на производство: подавляют стимулы к
занятию производственной и инвестиционной
деятельностью, нарушают стабильность
денежной национальной единицы, дезорганизуют
финансовую систему государства.
за последние
годы Беларусь стала своего рода чемпионом
по темпам и размерам инфляции. До настоящего
времени сохраняется рост цен и опасность
возникновения новых инфляционных всплесков.
Ключевым фактором в создании предпосылок
для устойчивого экономического роста
и повышения благосостояния населения
является стабилизация инфляционных процессов.
В этих условиях обществу требуется научно
обоснованная детальная программа действий
по осуществлению всего комплекса мер
по переходу к рыночной экономике, прежде
всего в области финансовой стабилизации
и укрепления денежной системы.
Антиинфляционная
стратегия и тактика в Республике Беларусь
должны учитываться особенности современного
состояния экономики:
необходимость
структурной перестройки народного хозяйства;
запаздывание
с формированием рыночной экономики;
монопольный
характер экономики;
В связи с
этим для реализации антиинфляционной
стратегии в Республике Беларусь необходимо
осуществить следующие основные мероприятия:
следует регулярно
устанавливать ориентиры («коридор») инфляции
и денежной массы с разбивкой по кварталам,
разработать систему действий, направленных
против отраслей и предприятий, нарушающих
установленные ориентиры. Необходимо
определить также критический уровень
инфляции, превышение которого автоматически
предполагает приостановку действий,
стимулирующих спрос и ужесточение антиинфляционной
политики;
целесообразно
ввести прямые ограничительные меры, направленные
против роста цен в отраслях-монополистах;
важно ограничить
дефицит бюджета уровнем 4-5%. Наращивание
государственных инвестиций должно происходить
параллельно с расширением доходной базы
бюджета;
необходимо
поддерживать процентные ставки на уровне,
незначительно превышающем темп инфляции,
при этом стимулировать их дифференциацию
с целью замедления оборота денежной массы.
Следует отладить механизмы проводки
централизованных субсидий и кредитов
и субсидий через уполномоченные банки
для предотвращения перекачки средств
в спекулятивные операции на денежных
рынках;
ужесточение
мер против роста просроченной дебиторско-кредиторской
задолженности (стимулирующего инфляционные
процессы) помогает нормализовать кругооборот
оборотного капитала в промышленности
и развития вексельного обращения;
важно ограничение
доли доходов посредников в конечных ценах
потребительских товаров.
Антонова
Н.Б. Государственное регулирование экономики:
Учебник / Антонова Н.Б. – Мн.: Академия
управления при Президенте Республики
Беларусь, 2002. – 775с.
Козаченко
Л.Д. Инфляционные процессы в Беларуси:
ключевые проблемы и пути повышения эффективности
регулирования/ Л.Д. Козаченко// Вестник
БГЭУ – 2006. - №2.-с.71-77
Экономический
бюллетень НИЭИ М-ва экономики РБ - 2010 г.
- №2. – с. 4-88.
Тихонов
А. Эконометрический анализ инфляции:
необходимы структурные преобразования
// Финансы. Учет. Аудит. - 2001. - №8. - С. 10-11.
Поиск путей
преодоления инфляции в начале ХХ века
/ Г.В. Носова // Финансы. - 2005. - №7. – с. 65-67.
Роль инфлятогенных
факторов в нац. экономике / В.Л. Клюня //
Веснiк БДУ. Серыя 3. – 2007. - №1. – с.88-93.
Шимов В.Н.
Экономическое развитие Беларуси на рубеже
веков: проблемы, итоги, перспективы. Моногр.
/ В.Н. Шимов. 2-е изд. – Мн.-БГЭУ, 2003. – 229с.
www.mak-nbik.ru
www.minFm.gov.by
www.president.gov.by
www.economv.gov/mimstrv/economy.nsf
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение
1
Рисунок
2: Инфляция издержек
D – кривая спроса
S
– кривая предложения
Приложение
2
Таблица
1: Индексы потребительских цен (ИПЦ)
и цен производителей промышленной
продукции (ИЦПП), % [7, с. 562]
Год
ИПЦ к декабрю
предыдущего года
ИЦПП к декабрю
предыдущего года
1991
247, 5
378,3
1992
1659,1
3374,4
1993
2096,6
2415,5
1994
2059,9
1966,7
1995
344,0
221,8
1996
139,3
131,4
1997
163,1
189,3
1998
281,7
300,1
1999
351,2
345,1
2000
207,5
268,0
2001
146,1
139,1
2002
134,8
142,7
2003
125,4
128,7
Вывод: В 1993-1994гг наблюдалась
гиперинфляция, т. е. цены вырастали
в год более чем в 20 раз.
Темп прироста индекса потребительских
цен снизился в 1995г до 344%, а
в 1996г – до 139,3% (в 1994г –
2059%). В 1998– 1999гг в республике наблюдалась
высокая инфляция, где в 1999г инфляция выросла
до 351,2% за год. В 2000г наблюдается
снижение инфляции до 207,5% за год. По итогам
2001г рост ИПЦ составил 146,0%, в 2002г. – 134,8%,
в 2003г. – 125,4%.