Автор: Наташа Сигаева, 20 Ноября 2010 в 23:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - ознакомиться с хозяйственным механизмом управления коммерческой организацией (предприятием), изучить ее хозяйственную деятельность, т.е. рассмотреть совокупность организационных структур и конкретных форм и методов управления, а так же правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства.
Введение
Глава 1. Принципы рыночной экономики и финансовая среда, в которой работает коммерческая организация
1.1. Основные принципы рыночной экономики
1.2. Формы конкуренции и их различия
Глава 2. Цель и функции коммерческой организации
2.1.Хозяйственная деятельность организации, ее основные виды
2.2. Механизм управления организацией и его элементы
Глава 3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности на примере коммерческого предприятия ООО «Стройиндустрия-Сервис»
Оценка финансовой устойчивости предприятия
Оценка критериев эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Повышение эффективности в финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Цель данной курсовой работы - ознакомиться с хозяйственным механизмом управления коммерческой организацией (предприятием), изучить ее хозяйственную деятельность, т.е. рассмотреть совокупность организационных структур и конкретных форм и методов управления, а так же правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства.
Основные задачи при изучении хозяйственного механизма заключаются в исследовании его элементов, всех сторон хозяйственной деятельности, а именно производства, снабжения, реализации, финансов в их взаимодействии, работ всех функциональных служб и внутренних подразделений коммерческого предприятия. Так же следует уделить особое внимание целям и функциям данного предприятия, принципам рыночной экономики, формам предприятия и модели самого хозяйственного механизма.
Важная роль в реализации задач отводится
экономическому анализу деятельности
субъектов хозяйствования. С его помощью
вырабатывается стратегия и тактика развития
предприятия, обосновываются планы и управленческие
решения, осуществляется контроль за их
выполнением, выявляются резервы повышения
эффективности производства, оцениваются
результаты деятельности предприятия,
его отдельных подразделений и работников.
Таким образом, хозяйственный механизм
– это одна из функций управления, которая
обеспечивает научность принятия решений.
Все это подтверждает актуальность
выбранной мной темы курсовой работы.
Глава 1. Принципы рыночной экономики и финансовая среда, в которой работает коммерческая организация
За последние годы механизм развития народного
хозяйства России радикально изменился,
создается новая система регулирования
общественного производства, соответствующая
новым условиям хозяйствования. И хотя
формирование экономических отношений
рыночного типа не может быть просто скопировано
из систем экономического регулирования
развитых стран, а должно происходить
с учетом особенностей современного экономического
состояния России, основные принципы рыночной
экономики остаются едиными для всего
мирового рыночного хозяйства.
Применительно к России принципы рыночной экономики могут быть сформулированы следующим образом:
Во-первых, достаточная экономическая и юридическая самостоятельность хозяйственных систем, особенно коммерческих организаций, при многообразии форм собственности и организаций . Это означает, что коммерческие предприятия самостоятельно формируют свою производственную программу, выбирают поставщиков, потребителей, посредников и других партнеров по хозяйственной деятельности, определяют договорные цены в рамках государственной политике цен, распоряжаются своей продукцией, ресурсами и доходами и т.п. Полная экономическая самостоятельность ограничена только законодательством и установленной системой налогообложения. Личный интерес является по существу главным мотивом поведения предпринимателя; необходима самоокупаемость и рентабельность организации.
Во-вторых, свободная конкуренция и ликвидация монополизма. Критерием свободной конкуренции является единый для всех показатель эффективности авансированного капитала – средняя норма прибыли, точнее, средняя норма рентабельности как отношение прибыли к средней величине авансированного капитала.
В-третьих, свободное ценообразование, способное сбалансировать платежный спрос и предложение. К признакам свободного ценообразования относятся как затраты на продукцию у производителя, так и платежеспособный спрос на эту продукцию. Проявления монополизма противоречат принципу свободного ценообразования.
В-четвертых, здоровая финансово-денежная система в стране, основным признаком которой служит отсутствие чрезмерной инфляции. Годовая инфляция 2-5%, как правило, присуща развитым рыночным странам, но чрезмерная или даже галопирующая инфляция требует принятия специальных мер со стороны государства для оздоровления финансово-денежной системы.
В-пятых, отказ государства от административного вмешательства в хозяйственную деятельность организации. Государственное регулирование экономики осуществляется при помощи экономических методов, прежде всего через систему налогообложения. Властные методы государство использует для формирования рыночной экономики и реализации ее принципов.
Мировой опыт доказал жизненность и эффективность
рыночного механизма в обеспечении сбалансированности
экономики, в рациональном использовании
трудовых, материальных и финансовых ресурсов,
в создании гибких производств, восприимчивых
к запросам потребителей и достижениям
научно-технического прогресса. Такая
система стимулирует организации к решительным
действиям в овладении новыми методами
хозяйствования, перестройке деятельности.
Коммерческая организация становится
главным субъектом хозяйствования, независимым
товаропроизводителем, экономическое
пространство для которого практически
неограниченно, но всецело зависит от
умения работать безубыточно, адаптируясь
к условиям изменяющейся экономической
среды.
В новых условиях решения об объеме производства и цене, доходы и прибыль в значительной мере определяются конкурентной структурой рынка.
Можно выделить следующие формы конкуренции:
Чистая конкуренция может рассматриваться лишь как идеал. Она требует однородности продукта, независимости в процессе принятия решений, большого числа участников (коммерческих организаций), свободы вступления в отрасль и выхода из нее. В качестве наиболее типичного примера обычно приводят продажу зерна и ценных бумаг.
Чистая монополия означает, что единственным производителем товара является монополист. Конкуренции как таковой нет, поскольку вступление в данную отрасль затруднено. Отсутствие конкурентов ослабляет стимул монополиста к нововведениям. Большинство чисто монопольных отраслей – это естественные монополии, которые подлежат общественному (государственному) регулированию.
При неоднородности продукта имеет место монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта.
Монопсония – структура рынка с монопольным покупателем. Например, для военной промышленности единственным покупателем является правительство.
Монополия, практикующая дискриминацию, осуществляет продажу одного и того же товара разным покупателям по разным ценам.
Двусторонняя монополия возникает, когда сталкиваются интересы единственного покупателя и единственного производителя.
При дуополии производство сосредоточено в руках двух организаций.
Олигополия означает, что производство сосредоточено в руках небольшого числа крупных организаций.
Коммерческая организация – это основное звено народного хозяйства, поставляющее продукцию, как производственно-технического назначения, так и народного потребления, оказывающее услуги населению и обществу в целом. Поэтому коммерческое предприятие можно назвать организацией какого-либо дела с целью не только выпуска продукции или оказания услуг, но и получения прибыли, т.е. превышения доходов над расходами. К тому же прибыль в рыночной экономике – это главный мотивационный фактор, причем в рыночных условиях коммерческое предприятие отвечает за свои операции всем обособленным имуществом, которое оно имеет либо в собственности, либо в хозяйственном ведении, либо в оперативном управлении.
Средством характеристики экономики предприятия является ведение счетов. А основным ее требованием – бережливость. Это требование обусловлено противоречием между ростом потребностей человека и ограниченностью ресурсов. Выполнить такое требование можно, принимая альтернативные решения, которые призвана готовить бухгалтерия, особенно в части ведения управленческого учета.
В процессе хозяйственной деятельности коммерческое предприятие выполняет три основные функции:
Главной функцией из них в рыночных условиях является продажа продукции, отсюда вытекает важность маркетинговой деятельности. Основанный на маркетинговых исследованиях прогноз сбыта продукции определяет производственную программу предприятия, что в свою очередь определяет потребность этого предприятия в производственных, материальных (средства труда и предметы труда) и трудовых (наемная рабочая сила) ресурсах.
Процесс хозяйственной деятельности отражается в денежном процессе (кругообороте финансовых ресурсов), который фиксируется с помощью бухгалтерского учета. К основным этапам бухгалтерского учета, отражающим экономические циклы в коммерческой организации, относятся:
Внешнеэкономические условия деятельности коммерческой организации характеризуются тремя основными рынками:
Глава 2. Цель и функции коммерческой организации
Коммерческая организация является независимым товаропроизводителем. Она изготовляет и реализует продукцию (выполняет работы, оказывает услуги) в соответствии с самостоятельно разработанными и утвержденными планами с целью получения прибыли. Коммерческая организация обособлена как в технико-организационном, так и в экономическом отношении и несет полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности.
Организация – это сложная система, как по числу структурных подразделений, так и по количеству связей между ними. Целостность организации как системы обусловлена экономической и технической общностью производства. Организация может осуществлять сразу несколько видов деятельности, например:
Главные функции производственного предприятия состоят в организации снабженческо-заготовительной, производственной и финансово-сбытовой деятельности.
Снабженческо-заготовительная деятельность – это совокупность хозяйственных процессов и операций по обеспечению предприятия предметами труда, необходимыми для изготовления продукции: приобретение у поставщиков материалов, топлива и других предметов; собственные заготовки сырья и материалов; провоз, погрузка и выгрузка приобретенных и заготовленных предметов; организация хранения, подсортировки и контроля качества сырья и материалов.
Производственная деятельность – это совокупность процессов и операций по изготовлению продукции, созданию материальных и нематериальных благ. Производственный процесс – это прежде всего процесс движения и преобразования материальных потоков, опосредованный движением денежных средств, который можно представить как совокупность элементарных производственных и хозяйственных актов и операций. Производство вызывает многократное повторение расходов предметов труда на изготовление продукции, начисления заработной платы работникам предприятия за выполненную работу, амортизации средств труда в связи с их использованием при выработке изделий. В процессе производства изготовляется новый продукт, отличный от исходных продуктов не только назначением, но и возросшей стоимостью. Участие в производстве трех основных моментов – труда, предметов труда и средств труда – приводит к образованию у предприятия соответствующих затрат. Затраты на производство и объем выпуска продукции (работ, услуг) представляют собой важнейшие показатели, отражающие производственную деятельность предприятия.
Информация о работе Хозяйственный механизм коммерческой организации