Хозяйственный механизм коммерческой организации

Автор: Наташа Сигаева, 20 Ноября 2010 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - ознакомиться с хозяйственным механизмом управления коммерческой организацией (предприятием), изучить ее хозяйственную деятельность, т.е. рассмотреть совокупность организационных структур и конкретных форм и методов управления, а так же правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства.

Содержание

Введение
Глава 1. Принципы рыночной экономики и финансовая среда, в которой работает коммерческая организация
1.1. Основные принципы рыночной экономики
1.2. Формы конкуренции и их различия
Глава 2. Цель и функции коммерческой организации
2.1.Хозяйственная деятельность организации, ее основные виды
2.2. Механизм управления организацией и его элементы
Глава 3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности на примере коммерческого предприятия ООО «Стройиндустрия-Сервис»
Оценка финансовой устойчивости предприятия
Оценка критериев эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Повышение эффективности в финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Хозяйственный механизм коммерческой организации.docx

— 59.81 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Цель данной курсовой работы - ознакомиться с хозяйственным механизмом управления коммерческой организацией (предприятием), изучить ее хозяйственную деятельность, т.е. рассмотреть совокупность организационных структур и конкретных форм и методов управления, а так же правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства.

     Основные задачи при изучении хозяйственного механизма заключаются в исследовании его элементов, всех сторон хозяйственной деятельности, а именно  производства, снабжения, реализации, финансов в их взаимодействии, работ всех функциональных служб и внутренних подразделений коммерческого предприятия. Так же следует уделить особое внимание целям и функциям данного предприятия, принципам рыночной экономики, формам предприятия и модели самого хозяйственного механизма.

       Важная роль в реализации  задач отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его отдельных подразделений и работников. Таким образом, хозяйственный механизм – это одна из функций управления, которая обеспечивает научность принятия решений. Все это подтверждает актуальность выбранной мной темы курсовой работы. 
 
 
 
 

Глава 1. Принципы рыночной экономики и финансовая среда, в которой работает коммерческая организация

    

     За последние годы механизм развития народного хозяйства России радикально изменился, создается новая система регулирования общественного производства, соответствующая новым условиям хозяйствования. И хотя формирование экономических отношений рыночного типа не может быть просто скопировано из систем экономического регулирования развитых стран, а должно происходить с учетом особенностей современного экономического состояния России, основные принципы рыночной экономики остаются едиными для всего мирового рыночного хозяйства. 

    1. Основные  принципы рыночной экономики

     Применительно к России принципы рыночной экономики могут быть сформулированы следующим образом:

      Во-первых, достаточная экономическая и юридическая самостоятельность хозяйственных систем, особенно коммерческих организаций, при многообразии форм собственности и организаций . Это означает, что коммерческие предприятия самостоятельно формируют свою производственную программу, выбирают поставщиков, потребителей, посредников и других партнеров по хозяйственной деятельности, определяют договорные цены в рамках государственной политике цен, распоряжаются своей продукцией, ресурсами и доходами и т.п. Полная экономическая самостоятельность ограничена только законодательством и установленной системой налогообложения. Личный интерес является по существу главным мотивом поведения предпринимателя; необходима самоокупаемость и рентабельность организации.

    Во-вторых, свободная конкуренция и ликвидация монополизма. Критерием свободной конкуренции является единый для всех показатель эффективности авансированного капитала – средняя норма прибыли, точнее, средняя норма рентабельности как отношение прибыли к средней величине авансированного капитала.

    В-третьих, свободное ценообразование, способное сбалансировать платежный спрос и предложение. К признакам свободного ценообразования относятся как затраты на продукцию у производителя, так и платежеспособный спрос на эту продукцию. Проявления монополизма противоречат принципу свободного ценообразования.

    В-четвертых, здоровая финансово-денежная система в стране, основным признаком которой служит отсутствие чрезмерной инфляции. Годовая инфляция 2-5%, как правило, присуща развитым рыночным странам, но чрезмерная или даже галопирующая инфляция требует принятия специальных мер со стороны государства для оздоровления финансово-денежной системы.

    В-пятых, отказ государства от административного вмешательства в хозяйственную деятельность организации. Государственное регулирование экономики осуществляется при помощи экономических методов, прежде всего через систему налогообложения. Властные методы государство использует для формирования рыночной экономики и реализации ее принципов.

       Мировой опыт доказал жизненность и эффективность рыночного механизма в обеспечении сбалансированности экономики, в рациональном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов, в создании гибких производств, восприимчивых к запросам потребителей и достижениям научно-технического прогресса. Такая система стимулирует организации к решительным действиям в овладении новыми методами хозяйствования, перестройке деятельности. Коммерческая организация становится главным субъектом хозяйствования, независимым товаропроизводителем, экономическое пространство для которого практически неограниченно, но всецело зависит от умения работать безубыточно, адаптируясь к условиям изменяющейся экономической среды.  
 
 

    1. Формы конкуренции и их различия

     В новых условиях решения об объеме производства и цене, доходы и прибыль в значительной мере определяются конкурентной структурой рынка.

    Можно выделить следующие формы конкуренции:

  • Чистая конкуренция;
  • Чистая монополия;
  • Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта;
  • Монопсония;
  • Монополия, практикующая дискриминацию;
  • Двусторонняя монополия;
  • Дуополия;
  • Олигополия.

     Чистая конкуренция может рассматриваться лишь как идеал. Она требует однородности продукта, независимости в процессе принятия решений, большого числа участников (коммерческих организаций), свободы вступления в отрасль и выхода из нее. В качестве наиболее типичного примера обычно приводят продажу зерна и ценных бумаг.

    Чистая монополия означает, что единственным производителем товара является монополист. Конкуренции как таковой нет, поскольку вступление в данную отрасль затруднено. Отсутствие конкурентов ослабляет стимул монополиста к нововведениям. Большинство чисто монопольных отраслей – это естественные монополии, которые подлежат общественному (государственному) регулированию.

     При неоднородности продукта имеет место монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта.

    Монопсония – структура рынка с монопольным покупателем. Например, для военной промышленности единственным покупателем является правительство.

     Монополия, практикующая дискриминацию, осуществляет продажу одного и того же товара разным покупателям по разным ценам.

     Двусторонняя монополия возникает, когда сталкиваются интересы единственного покупателя и единственного производителя.

     При дуополии производство сосредоточено в руках двух организаций. 

     Олигополия означает, что производство сосредоточено в руках небольшого числа крупных организаций.

     Коммерческая организация – это основное звено народного хозяйства, поставляющее продукцию, как производственно-технического назначения, так и народного потребления, оказывающее услуги населению и обществу в целом. Поэтому коммерческое предприятие можно назвать организацией какого-либо дела с целью не только выпуска продукции или оказания услуг, но и получения прибыли, т.е. превышения доходов над расходами. К тому же прибыль в рыночной экономике – это главный мотивационный фактор, причем в рыночных условиях коммерческое предприятие отвечает за свои операции всем обособленным имуществом, которое оно имеет либо в собственности, либо в хозяйственном ведении, либо в оперативном управлении.

     Средством характеристики экономики предприятия является ведение счетов. А основным ее требованием – бережливость. Это требование обусловлено противоречием между ростом потребностей человека и ограниченностью ресурсов. Выполнить такое требование можно, принимая альтернативные решения, которые призвана готовить бухгалтерия, особенно в части ведения управленческого учета.

     В процессе хозяйственной деятельности коммерческое предприятие выполняет три основные функции:

  • Снабжение продукции;
  • Производство продукции;
  • Продажа (сбыт) продукции.

     Главной функцией из них в рыночных условиях является продажа продукции, отсюда вытекает важность маркетинговой деятельности. Основанный на маркетинговых исследованиях прогноз сбыта продукции определяет производственную программу предприятия, что в свою очередь определяет потребность этого предприятия в производственных, материальных (средства труда и предметы труда) и трудовых (наемная рабочая сила) ресурсах.

     Процесс хозяйственной деятельности отражается в денежном процессе (кругообороте финансовых ресурсов), который фиксируется с помощью бухгалтерского учета. К основным этапам бухгалтерского учета, отражающим экономические циклы в коммерческой организации, относятся:

  • Учет заготовления материальных ресурсов;
  • Учет производственных запасов на складах;
  • Учет производства;
  • Учет складских остатков готовой продукции;
  • Учет реализации (продажи) с вытекающими отсюда расчетными отношениями.

    Внешнеэкономические условия деятельности коммерческой организации характеризуются тремя основными рынками:

  • Финансовым рынком;
  • Рынком купли;
  • Рынком продаж.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Цель и функции коммерческой организации

    

     Коммерческая организация является независимым товаропроизводителем. Она изготовляет и реализует продукцию (выполняет работы, оказывает услуги) в соответствии с самостоятельно разработанными и утвержденными планами с целью получения прибыли. Коммерческая организация обособлена как в технико-организационном, так и в экономическом отношении и несет полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности.

     Организация – это сложная система, как по числу структурных подразделений, так и по количеству связей между ними. Целостность организации как системы обусловлена экономической и технической общностью производства. Организация может осуществлять сразу несколько видов деятельности, например:

  1. Промышленная;
  2. Промышленно-строительная;
  3. Аграрно-промышленная;
  4. Научно-производственная;
  5. Промышленно-торговая;
  6. Снабженческо-заготовительная;
  7. Производственная;
  8. Финансово-сбытовая и т.п.
 
    1. Хозяйственная деятельность организации, ее основные виды

     Главные функции производственного предприятия состоят в организации снабженческо-заготовительной, производственной и финансово-сбытовой деятельности.

     Снабженческо-заготовительная деятельность – это совокупность хозяйственных процессов и операций по обеспечению предприятия предметами труда, необходимыми для изготовления продукции: приобретение у поставщиков материалов, топлива и других предметов; собственные заготовки сырья и материалов; провоз, погрузка и выгрузка приобретенных и заготовленных предметов; организация хранения, подсортировки и контроля качества сырья и материалов.

     Производственная деятельность – это совокупность процессов и операций по изготовлению продукции, созданию материальных и нематериальных благ. Производственный процесс – это прежде всего процесс движения и преобразования материальных потоков, опосредованный движением денежных средств, который можно представить как совокупность элементарных производственных и хозяйственных актов и операций. Производство вызывает многократное повторение расходов предметов труда на изготовление продукции, начисления заработной платы работникам предприятия за выполненную работу, амортизации средств труда в связи с их использованием при выработке изделий. В процессе производства изготовляется новый продукт, отличный от исходных продуктов не только назначением, но и возросшей стоимостью. Участие в производстве трех основных моментов – труда, предметов труда и средств труда – приводит к образованию у предприятия соответствующих затрат. Затраты на производство и объем выпуска продукции (работ, услуг) представляют собой важнейшие показатели, отражающие производственную деятельность предприятия. 

Информация о работе Хозяйственный механизм коммерческой организации