Хозяйственные операции: понятие, виды, влияние на бухгалтерский баланс

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:47, курсовая работа

Описание работы

Объектом бухгалтерского дела является организация процесса его ведения, результатом которого будет обобщенная информация о фактах хозяйственной деятельности, сгруппированная по экономическому признаку на счетах бухгалтерского учета. К объектам бухгалтерского дела также можно отнести учетную информацию, бухгалтерскую отчетность, документацию, инвентаризационные данные об экономических действиях и событиях, циклы деятельности организации, различные показатели деловой активности. В специально литературе взаимосвязи между объектами бухгалтерского учета могут характеризоваться путем разложения общих понятий на частные.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Тема I. Хозяйственные операции
Понятие……………………………………………………………………….5 стр.
Виды хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс…9 стр.
Тема II. Учет дебиторской и кредиторской задолженности, расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами …………….11 стр.
Заключение……………………………………………………...…………..19 стр.
Список литературы…………………………………………………………21 стр.
Практическая часть……………………………

Работа содержит 1 файл

Министерство транспорта Российской Федерации - копия.docx

— 35.20 Кб (Скачать)

Министерство  транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО  «Дальневосточный государственный  университет путей сообщения»

 

 

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Тема I. Хозяйственные операции: понятие, виды, влияние на бухгалтерский баланс.

 

Тема  II. Учет дебиторской и кредиторской задолженности, расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

 

 

                                                     Выполнил: студент 331 группы Трофимчук  Ксения

                                                  

  Научный руководитель: Киреев С. А.

 

 

Дата сдачи  курсовой работы: _________________

Дата защиты: _________________

Оценка: _________________

 

Хабаровск

2011

Содержание.

Введение……………………………………………………………………...3 стр.

Тема I. Хозяйственные операции

Понятие……………………………………………………………………….5 стр.

Виды хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс…9 стр.

Тема  II. Учет дебиторской и кредиторской задолженности, расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами …………….11 стр.

Заключение……………………………………………………...…………..19 стр.

Список литературы…………………………………………………………21 стр.

Практическая  часть…………………………………………………………22 стр.

 

Введение.

Бухгалтерское дело является составной частью системы  бухгалтерского учета, обеспечивает возможность  практического сбора и представления  документально обоснованной информации в системе бухгалтерского учета.

Бухгалтерское дело представляет собой профессиональную деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях  – ведении учета, составлении  отчетности, формировании учетной политики организации, контроле, анализе данных, участии в профессиональных организациях и т. д.

Сущность  бухгалтерского дела составляет деятельность бухгалтерской службы по сбору, регистрации, обобщению информации обо всех хозяйственных  операциях на предприятии в специально разработанных и оформленных  бухгалтерских документах, а также  организация их движения, учета и  хранения.

Элементами  бухгалтерского дела являются многочисленные виды документов (финансовые, расчетно-денежные, первичные учетные, отчетно-статистические, организационно-распорядительные) –  «продукты» труда работников бухгалтерии, включающие в себя основные показатели, отражающие жизнеспособность предприятия  и перспективы его дальнейшего  существования.

Объектом бухгалтерского дела является  организация процесса его ведения, результатом которого будет обобщенная информация о фактах хозяйственной деятельности, сгруппированная по экономическому признаку на счетах бухгалтерского учета. К объектам бухгалтерского дела также можно отнести учетную информацию, бухгалтерскую отчетность, документацию, инвентаризационные данные об экономических действиях и событиях, циклы деятельности организации, различные показатели деловой активности. В специально литературе взаимосвязи между объектами бухгалтерского учета могут характеризоваться путем разложения общих понятий на частные. Так, финансовую отчетность можно представить в виде различных статей бухгалтерского баланса или какой-либо другой формы, содержание статей – в виде счетов бухгалтерского учета.

Основанием  отражения взаимосвязи счетов являются факты хозяйственной деятельности, которые в результате становятся основным объектом бухгалтерского дела. Основанием формирования учетной информации являются учетные сообщения как  описания фактов хозяйственной деятельности.

Признание факта хозяйственной деятельности качестве основного объекта бухгалтерского дела позволяет выделить документацию и финансовую отчетность как носителей  информации о деятельности организации.

 

 

Понятие хозяйственной операции.

Деятельность любого хозяйства  от создания до его ликвидации состоит  из постоянно совершающихся фактов хозяйственной жизни - хозяйственных операций, которые можно сгруппировать по определённым характеристикам, при создании предприятия, сумма внесенных взносов в виде уставного капитала (пассив), всегда равна сумме 
размещенных средств (актив), т.е. что они внесли (здания, оборудование, нематериальные активы, материалы, деньги, ценные бумаги и др.). Это отражается в начальном (вступительном) балансе.

Под хозяйственной операцией  понимается комплекс действий сотрудников предприятия, растянутых во времени, результатом которых является решение конкретно поставленной оперативной цели.

В ходе хозяйственной деятельности на предприятиях выполняется большое  количество разнообразных хозяйственных операций. Они отражают изменения в составе хозяйственных средств и источников. Материальность, т.е. сущность каждой хозяйственной операции состоит из перемещения имущества из одного состояния в другое и перемещения источников этого имущества из одного вида в другой. Все хозяйственные операции предприятия можно разделить на условные группы, имеющие место в четырех разных фазах производства:

  • операции процесса снабжения;
  • операции процесса производства;
  • операции процесса реализации;
  • операции процесса результативности.

В процессе снабжения происходит приобретение сырья и материалов, топлива, полуфабрикатов, необходимых для изготовления продукции. Бухгалтерский учет отражает поступление материальных ценностей на склад, возникновение задолженности перед поставщиками и последующие расчеты с ними за поставленные сырье и материалы.

В процессе производства (основном процессе) происходит создание материальных благ для личного и производственного потребления. Бухгалтерский учет процесса производства отражает, с одной стороны, затраты на изготовление продукции, на выполнение каких-либо работ, а с другой стороны, осуществляет контроль над целенаправленностью и целесообразностью этих затрат посредством исчисления себестоимости отдельных изделий или работ и сравнения фактической себестоимости с плановой или с фактом прошлых месяцев, лет.

В процессе реализации завершается кругооборот средств, и создаются предпосылки для возобновления нового кругооборота. Важность этого процесса заключается в том, что в нем продукция предприятия находит свое общественное признание. Если продукт нужен обществу для удовлетворения производственных или личных потребностей, то он будет реализован и за него предприятие получит денежное вознаграждение, которое будет использовано на уплату всех видов задолженности, воспроизводство, развитие и на социальные нужды работников предприятия. Именно на этой стадии признается факт существования предприятия и определяется общественно необходимое время, которое может быть оплачено обществом через цену. Если предприятие завысит материальные и трудовые ресурсы на единицу изделия сверх общественно установившихся средних норм, его продукция не будет находить спроса и предприятие обанкротится.

В процессе результативности выявляется итог деятельности предприятия после уплаты всех налогов, взносов и направления использования полученной прибыли (на инвестирование, на социальные нужды и на дивиденды).

Любое такое компактное перемещение имущества или преобразование источников финансирования составляет одну хозяйственную операцию, которая состоит из нескольких конкретных процедур (этапов), выполняемых не всегда в строгой очередности, но всегда заканчивающихся сохранением баланса. Суть выполненной хоз операции фиксируется в первичных документах (одном или нескольких). Запись каждой хоз операции в регистрах бухгалтерского учета совершается через запись (каждой процедуры (этапа) в виде бухгалтерской проводки. Отражение в первичных учетных документах одной (любой) процедуры (этапа), цель которой содействовать выполнению конкретной хозяйственной операции называется бухгалтерской проводкой. Следовательно, каждая хозяйственная операция выражается в виде комплекта взаимосвязанных проводок. Если каждой хоз операции, которых существует конечное число, присвоить типовой номер (код), то каждый комплект взаимосвязанных проводок будет числиться под этим номером, что очень удобно в постоянной работе бухгалтера. Приведем наглядный пример: Предприятие имеет деньги в кассе и ему нужно приобрести материал (т.е. обменять излишки неработающих денег на нужные для производства материалы). По РКО из кассы выдают в подотчет деньги: Д 71 = К 50. Это первый этап операции.

Подотчетное лицо уплатило часть денег в кассу другого  предприятия и взамен получена квитанция  от приходного ордера, а часть денег уплачена в кассу магазина и взамен получен кассовый чек. Это второй этап хоз операции полученные в своем предприятии средства уплачены поставщику (продавцу), но материал не получен. Это можно отразить проводкой: Д 60 = К 71, что многие бухгалтера и делают, пропуская все покупки через сч.60. После оплаты стоимости материалов, подотчетное лицо получает материал в натуре и сопроводительный документ - фактуру, накладную (а в магазине копию чека) с расшифровкой - что куплено.

 Доставленный на  предприятие материал может быть  сдан либо на склад, либо  сразу в производство. Кладовщик либо расписывается в фактуре у подотчетного лица и один экземпляр оставляет себе, а второй отдает доставщику, либо выписывает приходный складской ордер для себя, расписавшись в приеме у доставщика. Материал оприходован на склад: Д 10 = К 60 (71). Это последний этап –хоз. операция выполнена - деньги обменяли на материалы. Простая хоз. операция может оформляться одной проводкой с одним документом, сложная - выполняется оформлением поэтапно множеством прилагаемых документов с разрывом во времени. Поэтому, определив по перечню тип хоз. операции, бухгалтер контролирует полное отражение в учете всех начатых хоз. операции, независимо от их полного выполнения и независимо с какой проводки в этой цепочке начата хоз. операция: она всегда должна быть закончена. На любом предприятии таких типов хоз. операции можно составить конечное множество, не превышающее 1000 и поместить в таблицу. У каждой такой хоз. операции определяется перечень проводок, которыми эта хоз. операция отражается от начала до конца. Таких проводок у любой хозяйственной операции может быть от 1 до 15 шт, то есть не более 99 штук.

 

Виды хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский  баланс.

Многообразие  хозяйственных операций, совершаемых  на предприятии, оказывает влияние  на величину имущества и источники  его образования. Одни операции изменяют состав средств, другие - источники  этих средств, третьи увеличивают одновременно как состав средств, так и их источники, четвертые одновременно уменьшают  то и другое. Это находит отражение  в изменении статей баланса. Но, как  бы ни были разнообразны эти изменения, у работников бухгалтерии не должно возникать затруднений в установлении корреспонденции счетов, в конечном итоге, все они сводятся к четырем  видам.

Любая хозяйственная  операция вызывает изменение определенных статей баланса. Все хозяйственные  операции по их признаку влияния на баланс подразделяются на четыре типа.

Первый вид  хозяйственных операций вызывает изменения  только в активе баланса: одна его  статья увеличивается, другая - уменьшается  на сумму хозяйственной операции, то есть видоизменяется состав хозяйственных  средств, их размещение. Итог баланса  не изменяется.

Второй вид хозяйственных операций вызывает изменения только в пассиве  баланса: одна его статья увеличивается, другая - уменьшается, то есть видоизменяются источники хозяйственных средств. Итог баланса не изменяется.

Третий вид  хозяйственных операций вызывает изменения  в активе и пассиве баланса  одновременно в сторону увеличения его статей. Итог баланса также  увеличивается на сумму 

К этому виду операций относятся  начисления средств в счет учредительных  взносов, износа (амортизации) по основным средствам, износа по нематериальным активам, отчислений на социальное страхование, начисление заработной платы и премий за счет себестоимости продукции, получение  кредитов, авансовые поступления  от заказчиков и др.

Четвертый вид  хозяйственных операций вызывает изменения  в активе и пассиве баланса  одновременно в строну уменьшения его  статей. Итог баланса также уменьшится на сумму хозяйственной операции.

К этому виду относятся все операции по оплате всех видов кредиторской задолженности (бюджету, соцстраху, арендодателям, поставщикам, рабочим и служащим), зачету ранее  полученных авансов, реформация баланса  по списанию использованной в течение  года прибыли и др.

Все четыре вида хозяйственных операций можно  выразить формулами, заменив буквенным  выражением: А - актив, П - пассив, X - хозяйственная  операция, повлекшая за собой изменения (увеличение или уменьшение).

1 вид:═ А - X + X = П

Изменения, равные и противоположные  по значению, произошли только в  активе баланса.

2 вид:═ А = П - Х + Х

Изменения, равные и противоположные  по значению, произошли только в  пассиве баланса.

3 вид:═ А + X = П + X

Изменения произошли в активе и  пассиве баланса в сторону  увеличения.

4 вид:═ А √ Х = П - Х

Изменения произошли в активе и  пассиве баланса в сторону  уменьшения.

 

 

Тема II.

Учет дебиторской и кредиторской задолженности, расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у каждой организации появляются обязательства по расчетам за полученные материальные ценности, потребленные работы и услуги перед другими  организациями и лицами, возникают  задолженности других организаций  и лиц по расчетам за реализованные  им товары, продукцию {работы, услуги) и  т. п.

Информация о работе Хозяйственные операции: понятие, виды, влияние на бухгалтерский баланс