Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 10:03, контрольная работа
Тема международных стандартов в настоящее время актуальна для всех стран мира и, особенно для России, где стандарты аудиторской деятельности до сих пор находятся в процессе разработки и вызывают немало споров, как в профессиональной среде, так и на ypовне государственных органов.
Необходимость унификации методики аудиторских проверок признается большинством специалистов в области аудита и бухгалтер
Введение……………………………………………………………….……..…...3
Понятие стандарта аудита……………………………………………...…5
Международные стандарты аудита, их классификация и порядок разработки……………………………………………………………….....8
Характеристика МСА 230………………………………………..………14
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21
В предисловии к МСА отмечается, что их следует применять только к существенным аспектам, что свидетельствует о возможности использования национальных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В этой связи целесообразно разрабатывать национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг для более полного учета особенностей национальных систем законодательства, налогообложения, бухгалтерского учета и других аспектов финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий.
Федеральные правила (стандарты) базируются на международных стандартах аудита.
Правила
(стандарты) аудиторской деятельности
— это, как отмечается в законе
об аудиторской деятельности в Российской
Федерации, единые требования к порядку
осуществления аудиторской
Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
Различаются не только подходы к аудиту, но и содержание аудиторских стандартов. Сравнение международных стандартов аудита и российских необходимо для:
• понимания существенных аспектов порядка проведения аудита и формирования профессионального мнения аудитора о достоверности финансовой отчетности;
• формулирования предложений по совершенствованию действующего российского законодательства по аудиту.
На основе действующих международных стандартов аудита разработан ряд отечественных аналогов. В целом стандарты можно подразделить на несколько групп: 1) российские правила (стандарты), имеющие аналоги среди международных стандартов аудита; 2) российские правила (стандарты), имеющие существенные отличия от международных стандартов аудита; 3) российские правила (стандарты), не имеющие аналогов в системе международных стандартов аудита; 4) международные стандарты, не имеющие аналогов в системе российских стандартов аудита. Значительная часть российских стандартов аудита тождественна или в существенных аспектах близка к международным стандартам аудита. Имеющиеся расхождения обусловлены:
1)
различиями в подходах к
2)
формальными различиями - стиль и
оформление документов, подробности
изложения; практические
3)
реформой международных
Тринадцать
документов из числа международных
стандартов аудита и положений о международной
аудиторской практике в настоящее время
не имеют российских аналогов. Это связано
с тем, что российские регламентирующие
документы еще находятся в стадии разработки,
и подготовка всего пакета стандартов
еще не завершена.
3.
Характеристика МСА
230
Это федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности разработано с учетом международного стандарта МСА 230 «Документация в аудите». И отечественный, и международный стандарты состоят из трех разделов:
- введение;
-·форма и содержание рабочих документов;
- конфиденциальность, обеспечение сохранности рабочих документов и право собственности на них.
Федеральное правило (стандарт) устанавливает единые требования к составлению рабочей документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.
В пункте 3 комментируемого стандарта дано следующее определение термина «документация» – рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Речь идет о совокупности бумажных, а также фото- и электронных носителей информации, которые составляются аудиторами и другими членами группы проверяющих, сотрудниками аудируемого экономического субъекта, а также третьими лицами в соответствии с запросами аудиторской фирмы.
В
пункте 4 названы следующие направления
использования рабочих
-·применение документации на этапах планирования и проведения аудита;
- использование документации для целей текущего планирования за ходом работы и для проверки ее результатов;
- документальное фиксирование аудиторских доказательств, которые могут служить подтверждением того или иного мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Все выше обозначенные позиции нуждаются в пояснениях. Обязательными элементами рабочих бумаг аудита являются план и программа проверки, которые должны опираться на изученные и зафиксированные данные о бизнесе клиента, системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля (в том числе с обоснованием уровня доверия, оказываемого контрольной среде аудируемого лица), а также информация об особенностях используемого аудируемым лицом программного обеспечения. Обязательность процедур документирования непосредственно в процессе осуществления аудита принципиально важна, прежде всего, для борьбы с так называемым «черным аудитом» – выдачей аудиторского заключения без фактического проведения проверки. Дело в том, что крайне проблематично сфабриковать убедительный аудиторский файл, в котором были бы приведены сведения о номерах и датах изученных первичных бухгалтерских документов.
Использование рабочих документов для целей контроля за ходом проверки также должно способствовать повышению общего уровня качества аудита. В практике работы солидных аудиторских фирм уже давно оформляемые в процессе проверки документы в обязательном порядке содержат не только подпись составителя, но и подпись проверившего эти рабочие бумаги.
Рабочие
бумаги являются также своеобразным
доказательством надлежащего
Пунктом 5 документа определены требования, касающиеся объема рабочих документов Документация должна быть полной и достаточно подробной для обеспечения общего понимания проведенного аудита. С точки зрения достаточности рабочей документации важно обеспечение возможности сквозного прослеживания формирования отчетных данных.
Пункты 6 и 7 кратко характеризуют сферу вопросов, отражаемых в рабочих документах. Обращает на себя внимание положение о том, что в рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым ему необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами. Таким образом, документация охватывает широкий круг проблем, но от аудитора не требуется задокументировать каждый рассмотренный при проверке вопрос – речь идет о важных моментах.
Из предыдущего положения логично вытекает зафиксированное в п. 7 право аудитора определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. При этом аудитору необходимо учитывать приведенные в п. 8 документа следующие факторы:
- характер аудиторского задания,
- требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;
- характер и сложность деятельности аудируемого лица;
- характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего
контроля аудируемого лица;
-·необходимость давать указания работникам аудитора, контролировать и проверять порученную им работу;
- конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.
Пункт 9 содержит как обязательное требование о систематизации рабочих документов, так и рекомендацию о целесообразности разработки типовых форм документации. Следует заметить, что в практике многих аудиторских фирм широко используются формализованные рабочие бумаги, анкеты, бланки, единообразные по структуре папки, таблицы, вопросники, табели учета рабочего времени, а также вспомогательные бумаги. При проверке бухгалтерской информации применяются подлежащие расшифровке символы; комментарии аудитора приводятся на полях либо в отдельных рабочих документах.
Пунктом
10 предусмотрено, что в ходе проверки
допускается использование
В следующем п. 11 приведена краткая информация, касающаяся состава рабочих документов. Обычно документация содержит:
- информацию, касающуюся отраслевых особенностей и организационно-правовой формы аудируемого лица;
- доказательства проведенного аудиторами планирования проверки и
достигнутого понимания систем формирования и контроля учетно-финансовой информации аудируемого лица;
- сведения о сделанных оценках элементов аудиторского риска;
- результаты анализа ключевых экономических показателей клиента;
- свидетельства о проведенном анализе финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;
- данные об исполнителях, результатах и существенных деталях
выполненных аудиторских процедур;
- копии переписки, осуществлявшейся в связи с проведением аудита с лицами внутри и за пределами аудируемого экономического субъекта;
- выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам проверки, включая отмеченные ошибки и необычные обстоятельства;
- копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения по ней.
Согласно п. 12 целесообразно подразделить файлы рабочих документов на постоянные (включающие мало меняющуюся от года к году информацию) и текущие (имеющие отношение преимущественно к аудиту отдельного периода). Эта методика особенно удобна при работе с постоянными клиентами.
Пункт 13 фиксирует требование по обеспечению конфиденциальности и сохранности рабочих документов, которые должны храниться в архиве аудиторской фирмы не менее 5 лет. Вопрос о содержании понятия «конфиденциальность» представляет живой интерес для руководства и бухгалтеров аудируемых экономических субъектов. Комментируемое правило (стандарт) только обозначает принцип конфиденциальности, поскольку более полная характеристика связанных с конфиденциальностью вопросов имеется в Законе об аудиторской деятельности.
Согласно
ст. 11 и подп. 4 п. 2 ст. 5 вышеуказанного
закона аудиторские фирмы и