Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:01, контрольная работа
Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономиче¬ского образования. Вряд ли сегодня кто – либо попытается доказывать, что со¬временное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государ¬ства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регу¬лировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем
На
сегодняшний день наблюдаются следующие
тенденции в бюджетно-
1. Сохраняется высокая доля поступлений от косвенных налогов.
2. Возрастают
в доходах федерального
3. В
структуре акцизов
4. Снижается
в доходах федерального
5. Уменьшается
в доходах федерального
К настоящему времени в России созданы правовые гарантии осуществления предпринимательской деятельности, пять лет действует Гражданский кодекс, введена в действие (с 1 января 1999 г.) первая часть Налогового кодекса. С принятием второй части Налогового кодекса будут решаться общие вопросы налоговой реформы: упрощение и изменение налоговой системы, выравнивание условий налогообложения вследствие отмены неэффективных и необоснованных налоговых льгот, ослабление номинального налогового бремени.
Экономическое
содержание налоговой реформы должно
состоять в том, чтобы распределить
налоговое бремя среди
Нынешние приоритеты и направления налоговой политики требуют создания единой и согласованной налоговой системы. Целью совершенствования налоговой системы должно быть построение стабильной налоговой системы в границах России, развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов. Налоговая система должна стать рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов. Она должна содействовать развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан.
К середине 90-х гг. в России был создан развитый инструментарий финансирования государственного долга, в основном соответствующий требованиям не только национального, но и международного финансовых рынков. Прежде всего это государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), государственные долгосрочные обязательства (ГДО), золотые сертификаты (ЗС), казначейские обязательства (КО), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ). Со второй половины 1995 г. основным источником финансирования дефицита бюджета стали ГКО, ОФЗ, ОГСЗ, а также внешние кредиты международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР и др.).
Становление рынка государственных ценных бумаг происходит в условиях переходной экономики, сложности которой (низкая продуктивность производства, недостаточная конкурентоспособность, общая, инфляционная ситуация) сказываются на его формировании. Прежде всего наблюдается монополизация финансового рынка. Рынок государственных облигаций как крупнейший и единственно ликвидный в 1995— 1998 гг. стал монополистом на финансовом рынке (ГКО и ОФЗ), порождая серьезные диспропорции в развитии всего финансового рынка. Произошел усиленный отток инвестиций из реального сектора в более доходные и менее рискованные операции на рынке государственных ценных бумаг. Высокий уровень доходности гособлигаций инициировал повышение общего уровня цен заемных средств, в том числе банковского кредита. Все это препятствовало перетоку инвестиций в реальный сектор экономики России. Реальные инвестиции вытеснились государственным долгом.
Допуск
иностранных инвесторов на рынок
ГКО и ОФЗ открыл для российского
правительства новые
Растущий государственный долг России связан не с государственным регулированием экономической конъюнктуры и стремлением обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства, а с кризисными явлениями в экономике. Вследствие этого становится проблематичным использование в настоящее время в России дефицитного финансирования в качестве инструмента ускорения экономического развития.
В
целом бюджетная политика государства
в России сегодня малоэффективна, основной
причиной чего является низкая эффективность
налоговой системы, безынфляционное финансирование
дефицита государственного бюджета, а
также неудовлетворительная работа всех
ветвей власти федерального уровня по
совершенствованию и использованию законов.
Неэффективность государственной политики
присуща подавляющему большинству стран
с переходной экономикой.
Важнейшей задачей, которая возложена на государство, выступает регулирование экономической жизни. Для ее решения властям необходимо достичь сбалансированности экономического развития. Для этого государство стимулирует экономический рост, поддерживает определенный уровень занятости, сдерживает инфляцию, обеспечивает устойчивость национальной валюты и положительное сальдо платежного баланса.
Для
регулирования рыночной
Бюджетно-финансовая политика государства направлена на регулирование или изменение совокупного спроса, то есть реального объема национального производства, который потребители - предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. Воздействуя хотя бы на один компонент совокупного опроса (на потребительские расходы, инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт), государство в состоянии подтолкнуть спрос в сторону его расширения или наоборот, сдержать его.
1. Столяров И.И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие. – М.: Дело,. – (Сер. «Наука управления») 2001.-280с
2. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2003. - Гл. 16, с. 271-290.
3. Козырев В.М. Основы современной экономики. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - Гл. 10, с. 258-269.
4. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Гл. 16, с. 369-413.
5. Экономика. Учебник. / Под ред. Д.В. Валового. - М.: Щит-М, 1999. - Гл. Х111, с. 239-257.
6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Учебник. Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 1999. - Гл. 10, с. 214-219, гл. 12, с. 251-272, гл. 18, с. 391-410.
7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 21, с. 377-395, гл. 28, с. 512-540.
8. Экономика. Учебник. / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2003. - Гл. 27, с. 578-605.
9. Курс экономической теории. Учебное пособие. / Руководитель авт. колл. А.В. Сидорович. - М.: Изд-во "ДИС", 1997. - Гл. 25, с. 271-279.