Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Автор: Екатерина Иванова, 22 Ноября 2010 в 11:13, контрольная работа

Описание работы

Для того чтобы рынок ценных бумаг мог эффективно выполнять свои функции, государство осуществляет регулирование деятельности эмитентов и инвесторов. Государственное регулирование обеспечивается: а) установлением обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников РЦБ; б) путем регистрации выпусков ценных бумаг и контроля за соблюдением условий эмиссии; в) лицензированием деятельности профессиональных участников РЦБ; г) созданием системы защиты прав владельцев ценных бумаг.
Ведущую роль в области государственного регулирования РЦБ в России занимает Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). На нее возложен контроль за деятельностью профессиональных участников РЦБ и определением стандартов эмиссии негосударственных ценных бумаг. Контроль за функционированием банковских и кредитных учреждений и соблюдением ими установленных нормативов осуществляет Центральный банк РФ.

Работа содержит 1 файл

проблемы рцб.doc

— 36.00 Кб (Скачать)

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Статьи » Биржи  

Для того чтобы  рынок ценных бумаг мог эффективно выполнять свои функции, государство  осуществляет регулирование деятельности эмитентов и инвесторов. Государственное  регулирование обеспечивается: а) установлением обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников РЦБ; б) путем регистрации выпусков ценных бумаг и контроля за соблюдением условий эмиссии; в) лицензированием деятельности профессиональных участников РЦБ; г) созданием системы защиты прав владельцев ценных бумаг. 

Ведущую роль в  области государственного регулирования  РЦБ в России занимает Федеральная  служба по финансовым рынкам (ФСФР). На нее возложен контроль за деятельностью  профессиональных участников РЦБ и определением стандартов эмиссии негосударственных ценных бумаг. Контроль за функционированием банковских и кредитных учреждений и соблюдением ими установленных нормативов осуществляет Центральный банк РФ.

Определенное  место в регулировании деятельности профессиональных участников РЦБ призваны сыграть саморегулирующиеся организации профессиональных участников РЦБ (СОПУ), которые могут образовываться с одобрения ФСФР. Они являются добровольными объединениями профессиональных участников РЦБ. Для своих членов СОПУ устанавливают правила деятельности на РЦБ и осуществляют контроль за их соблюдением. Цель их создания состоит в обеспечении условий деятельности профессиональных участников, соблюдении ими этики на РЦБ, защите интересов инвесторов. 

РЦБ будет эффективно выполнять свои функции, если он защищен от возможностей осуществления на нем финансовых махинаций и недобросовестной конкуренции. В связи с этим отечественное законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению деятельности на РЦБ.  

Во-первых, существует определенная процедура выпуска ценных бумаг. Бумаги могут размещаться среди неограниченного или ограниченного круга лиц. Если по условиям выпуска ценные бумаги планируется размещать среди неограниченного круга лиц, то такая эмиссия называется открытой (публичной) подпиской, или открытым (публичным) размещением. Если ценные бумаги размещаются среди заранее установленного числа лиц, то эмиссию именуют закрытой (частной) подпиской, или закрытым (частным) размещением. При открытой подписке или закрытой подписке, когда число заранее известного круга владельцев превышает 500, а также, когда общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, требуется регистрация в ФКЦБ (или уполномоченном им органе) проспекта эмиссии ценных бумаг. Проспект эмиссии - это документ, в котором раскрывается требуемая законом информация об эмитенте и о предстоящем выпуске ценных бумаг. Ценные бумаги могут реализовываться инвесторам только после государственной регистрации проспекта эмиссии. Цель данного документа состоит в том, чтобы познакомить потенциальных вкладчиков с существующим финансовым состоянием эмитента и характеристикой выпуска ценных бумаг. На этой основе им предлагается принять решение о покупке бумаг. Особенность проспекта состоит в том, что регистрирующий его орган не отвечает за инвестиционную надежность предлагаемых бумаг. Эту оценку вкладчики должны сделать самостоятельно на основе информации, включенной в документ. Регистрирующий орган отвечает за то, чтобы в проспекте была указана вся информация, требуемая законодательством.

При открытой подписке эмитент обязан обеспечить доступ к  информации, содержащейся в проспекте, и опубликовать уведомление о  порядке раскрытия информации в  периодическом печатном издании  с тиражом не менее 50 тысяч экземпляров. Ежеквартально эмитент должен представлять отчет по ценным бумагам в ФКЦБ или уполномоченный ею государственный орган, а также владельцам ценных бумаг эмитента по их требованию. 

Во-вторых, в  определенных случаях участники  РЦБ должны раскрывать информацию о своих операциях с ценными бумагами. Так, инвестор обязан уведомить ФСФР о своем владении эмиссионными ценными бумагами, если он приобрел 20% и более ценных бумаг одного эмитента, увеличил свою долю до уровня, кратного каждым 5% свыше 20%. Уведомление осуществляется в пятидневный срок после приобретения бумаг. Профессиональный участник РЦБ обязан раскрыть информацию о разовой операции с одним видом эмиссионных Ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по операции составило не менее 15% от их общего количества. 

В-третьих, осуществляется контроль за использованием служебной информации (иногда ее называют внутренней). Лицам, владеющим служебной информацией, запрещается использовать ее для заключения сделок и передавать третьим лицам. К служебной информации Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (1996) относит любую информацию об эмитенте и выпущенных им бумагах, которая обеспечивает ее обладателю преимущественное положение по сравнению с другими участниками РЦБ. К лицам, обладающим данной информацией, закон относит: а) членов органов управления эмитента или профессионального участника РЦБ, связанного с эмитентом договором; б) аудитора эмитента; в) служащих государственных органов, которые имеют доступ к такой информации. 

В-четвертых, регулируется рекламная деятельность на РЦБ. В  рекламе запрещается: а) давать недостоверную информацию о деятельности эмитента и его ценных бумагах; б) гарантировать или указывать предполагаемый размер дохода по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости; в) использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции путем указания на недостатки в деятельности профессиональных участников РЦБ, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ценные бумаги; г) запрещается реклама эмиссионных ценных бумаг до даты их регистрации. 

В случае нарушения  законодательства о ценных бумагах  к участникам РЦБ применяются  соответствующие административные или уголовные санкции.

Итак, мы рассмотрели  основных участников процесса финансового  инвестирования, связанного с движением  ценных бумаг. В отличие от него, реальное инвестирование, означает процесс реального капиталообразования, или прироста основных производственных фондов. Но между этими видами инвестирования существует тесная связь, хотя иногда может показаться, что рынок ценных бумаг «живет» по своим собственным законам и не имеет никакого отношения к реальному сектору экономики. При всей самостоятельности рынка ценных бумаг, в конечном счете, он путем многочисленных опосредующих звеньев связан с рынком реальных благ. Именно благодаря рынку ценных бумаг осуществляется превращение сбережений в инвестиции, о чем говорилось ранее в связи с макроэкономическим равенством I = S, т.е. условием равновесия на рынке товаров и услуг. Конечно, расширение или сжатие рынка ценных бумаг подчиняется закономерностям, отличным от тех, которые управляют динамикой реального сектора экономики.

Так, в связи  с «азиатским» финансовым кризисом 1997 г., российским дефолтом1 1998 г. нам  часто приходилось слышать о  «мыльном пузыре», который лопнул, о  «перегретых» финансовых рынках и об их корректировке. Все это справедливо. Но тем не менее череда финансовых кризисов, прокатившаяся по миру в 1997-1998 гг., продемонстрировала, что глубинные причины кроются не просто в действиях оголтелых финансовых спекулянтов, а в диспропорциях, сложившихся в институциональной структуре экономики («правилах игры», по которым действует банковская система, сфера промышленного производства и т.д.). Если эти правила таковы, что позволяли, например, российским банкам, инвестиционным фондам и другим структурам получать огромные прибыли на рынке ГКО, заниматься чисто спекулятивной деятельностью на рынке корпоративных ценных бумаг, не принимая участия в финансировании реального сектора, то никакого чуда не произойдет: экономический рост так и останется фразой правительственных заявлений. А причины увлечения спекулятивными сделками необходимо искать в несовершенстве налоговой системы, законодательства о банкротстве предприятий, земельных отношениях и прочих институциональных рамках, которые отталкивают инвесторов от финансирования промышленности, аграрного сектора и других отраслей хозяйства. Можно сказать, что каков реальный сектор, таков и рынок ценных бумаг, подразумевая под этим эффективность и цивилизованность функционирования того и другого. Перефразируя известное изречение «каждый народ имеет то правительство, которого заслуживает», можно сказать, что каждая страна имеет тот РЫНОК ценных бумаг, которого заслуживает ее реальный сектор экономики.

Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг